Т.СТАНОВАЯ: Учителя наносят ответный удар. Чем закончится борьба с протестом в школах (мар 2017)

Apr 20, 2017 10:10

Школа всегда была надежной опорой для власти. Будет ли так и дальше?


Урок патриотического воспитания в городе Кириши
Акции протеста в крупных городах России 26 марта разбудили не только политическую активность старшеклассников, но и другую страшную силу: в российских школах начинается профилактика «экстремизма» и воспитательная работа по повышению патриотического самосознания учеников. К студенту колледжа в Башкирии Ивану Уреневу пришел участковый и потребовал объяснений по поводу его участия в пикете против коррупции. Учитель истории и ОБЖ (идеальное сочетание для истинного патриота) русской классической гимназии №2 в Томске обвинил своих учеников в фашизме и назвал их «холопами англосаксов». Кажется, разоблачительные ролики о поучительных порках в школах скоро заполнят ютьюбы, а сами школьники побросают свои китовые приключения в соцсетях и в поисках адреналина окончательно вольются в политику.
Российские учителя всегда были важной и надежной опорой путинского режима. Пока силовики охотятся на чиновников и себе подобных в погоне за звездочками, пока партии выстраиваются общим фронтом с Владимиром Путиным для отпора внешнему врагу, а телевидение поднимает патриотический дух населения, на передовой главными защитниками молодого поколения и будущего страны от «западной угрозы» оказались рядовые учителя и директора российских школ.
Но то, с какой яростью и самоотдачей они бросаются на амбразуру, ставит вопрос вовсе не о политических разногласиях, а о степени безысходности их собственного положения. Если суммировать появившиеся в последние дни утечки, видео и прослушку, картина складывается не самая оптимистичная. «У нас сейчас очень неустойчивое экономическое положение… Экономическая яма», - пыталась достучаться до учеников директор брянской школы, уговаривавшая своих подопечных не постить фильм про Медведева. И «внутренняя политика, понятно, слабовата», - добавляла она, тут же уточняя: «Почему? А потому что денег нет». Дмитрий Медведев с ней уже согласился в мае прошлого года, но просил «держаться». Вот они и держатся.
В картине мира, которую провинциальным учителям рисует пропаганда, идет война. Причем на нескольких фронтах. Внешний фронт нам всем хорошо известен: Запад, НАТО, США, Госдеп. Но есть и внутренний фронт, и это вовсе не «иностранные агенты», а те, кто хочет вернуть страну в «лихие 90-е» - эпоху, которой боится и хорошо помнит поколение нынешних учителей. «Вы в 1990-е годы лихие не жили. Когда у каждого человека было, простите меня, холодное оружие, огнестрельное оружие и беспредел по стране был. А я в это время в институте училась! Что после восьми вечера страшно было на улицу выйти, вы этого не видели», - совершенно искренне говорила учительница брянской школы, уже выйдя за рамки чисто воспитательной беседы.
«Лихие 90-е» действительно закончились с приходом Путина, и сегодня самым молодым, кто еще помнит то время, около 30 и больше. Все остальные автоматически попадают в категорию тех, кто «не понимает» весь «ужас» возможного ухода Путина и возвращения кризисных 90-х.
Но это же поколение не помнит и не знает советский период, Сталина вспоминает чаще положительно, а про перестройку уже вообще не помнит. «Помнят только, что при Горбачеве случился развал Советского Союза <…> в какой-то пуще, про “которую еще песня есть”. Что и как там было, непонятно, но, в общем, Союз распался. А потом фактически сразу начинается эра Путина. Они так себя и называют - поколение Путина», - говорила в интервью заведующая лабораторией политических исследований НИУ ВШЭ Валерия Касамара в 2015 году по итогам исследования 18-летних студентов, только сошедших со школьной скамьи.
Но что еще более поразительно, это «путинское поколение», как они сами себя назвали, совершенно иначе смотрит на главное историческое завоевание Путина - присоединение Крыма. Ключевое достижение для немногим более старшего поколения, ездившего в советские годы отдыхать «на море», для молодежи - лишь одно из must have России. Оно перечисляется через запятую среди других завоеваний - даже не Путина, а всех правителей последнего столетия. «Всего 10% студентов из 1,4 тысячи опрошенных сказали, что гордятся этим событием», - говорила Касамара, отмечая также поразительную гомогенность молодого поколения. И это в 2015 году, когда крымская эйфория была куда сильнее.
Сейчас, судя по всему, этой гомогенности приходит конец. Вслед за путинским поколением появляется постпутинское, изначально ориентированное на будущее и не имеющее сталинско-гагаринской базы и «крымской весны» в головах. Помешать этому система пытается стихийно, с помощью имеющегося в наличии набора инструментов: учителя, участковые, работодатели, родители. Традиционное для российской (и еще советской) школы унижение школьников тоже приобретает политические масштабы: их обзывают фашистами, слабоумными, недалекими предателями, обещая большие проблемы не только им самим, но и их родителям.
К бичеванию подключаются и полицейские, вызывающие школьников-студентов для профилактических бесед. «Полицейский все пытался выяснить, куда был повернут мой плакат, постоянно уточнял, не был ли он направлен на здание администрации, спрашивал, какую цель я преследовал своей акцией», - рассказал Уренев порталу «Idel.Реалии».
Лишь бы плакат не был направлен на здание администрации. В этом, кажется, и есть суть нынешней паники участково-преподавательского тыла Путина. Ведь за присутствие на митингах Навального Кремль спросит с губернатора, губернатор с мэра и министра образования, а министр - с директора и учителей. Соберут на большие совещания руководителей и собственников заводов-предприятий, попросят обратить внимание, провести беседы, поднажать и вообще следить. Всем зависимым от государства пригрозят сокращением финансирования, рабочих мест, льгот и поблажек - на каждого найдется не только пряник, но и кнут. А в стране, как бодро рапортуют учителя, «экономическая яма» и «денег нет»: эффективность воздействия гарантирована.
По данным на 2016 год, в России 7,3 млн детей от 10 до 14 лет и 6,7 млн - от 15 до 19 лет. Каков процент политизации этого поколения? Вопрос для социологов. Но, кажется, именно с акции 26 марта началось распространение какого-то политического вируса, связанного не с проблемами коррупции или именем Навального, а невидимыми социально-психологическими материями, неподконтрольными государству. И чем активнее учителя и участковые будут пытаться пресекать распространение этого вируса, тем заразительнее он будет.
Можно не сомневаться, что именно за школьников сейчас власть возьмется со всей своей ударной мощью: по линии Министерства образования, по политической (губернаторской), по партийной и молодежной. К воспитанию приступят отряды юнармии Сергея Шойгу, а может, и какая-то новая, так и не появившаяся пионерия. Многочисленные комиссии и расследования, проекты по изучению и пресечению, профилактике экстремизма и правильной социализации, здорового консерватизма и антифашизма привлекут миллиарды бюджетных и внебюджетных (добровольно-принудительных) средств. Но и на этом фоне обязательно появятся учителя, которые согласятся со своими учениками, и директора школ, готовые уйти в отставки в знак протеста против давления. Перефразируя известную поговорку, сегодня можно сказать, что если Путин не занимается внутренней политикой, то внутренняя политика займется им самим. И Навальный покажется лишь вершиной айсберга.
Татьяна СТАНОВАЯ - политический аналитик. С 2005 г. руководитель аналитического департамента Центра политических технологий, представитель ЦПТ во Франции; член научного совета российско-французского центра "Обсерво".
Специализация: политическая аналитика, политконсалтинг, репутационный менеджмент, политический и бизнес PR. Автор более 2 тыс. публикаций по вопросам российской внешней и внутренней политики, проблемам политических партий, выборов, борьбы групп влияния в Кремле, "газовых войн" на постсоветском пространстве и т. п., опубликованных на сайтах politcom.ru, РИА "Новости", slon.ru.
Окончила МНЭПУ ("политология"). Второе высшее - "Государственное и муниципальное управление" (МГУ).


Republic (бывший Slon), 31.03.2017
https://republic.ru/posts/81327
Примечание: все выделения в тексте - мои.

Становая, протест, школа, акция, поколения, школьники, пропаганда, молодежь, учитель

Previous post Next post
Up