Политолог Александр МОРОЗОВ: На льдине

Mar 30, 2017 07:45

Кто явился 26 марта и успел испугать часть «олдскульной» интеллигенции? Это пошевелилось посткрымское путинское большинство, и пока еще лениво, утверждает Александр МОРОЗОВ


Александр Морозов ведет на Кольте еженедельный философский дневник.
Тряхнуло 26 марта. В прошлый раз произошедшее быстро обволакивали выражением «креативный класс» (иронически - «креаклы»), в этот раз промолчавшие в ходе самих событий федеральные медиа ринулись выстраивать границу у аудитории через слова «школота», «бунт школьников».
Безусловно, школьников там было мало, даже в Москве и Санкт-Петербурге. «Ты же помнишь, я ходил с тобой на Болотную», - сказал мне 20-летний сын (ему тогда было 15 лет, за это время из подростка он превратился в здорового коня). «Это все совершенно другое, - сказал он. - Помню, я тогда смотрел, там шли какие-то группы со знаменами, какие-то анархисты, монархисты и “все эти черти”. А тут вообще этого не было». Он ясно увидел себя на Тверской в среде в широком смысле своих. Пока он пересказывал впечатления, я остро понял, что для него события Болотной - это уже далекая история. Олдскульный протест, никак не связанный с тем, что переживает он сам сейчас.
Глядя на видеосъемку потока, идущего по Тверской, и на лица тех, кто вышел на площади в Екатеринбурге, Перми, Петербурге и т.д., я подумал вот о чем: многие умные люди писали, что так называемое посткрымское большинство - политически крайне противоречивая и опасная вещь. Структура этого большинства неясна. Мы видим только его «поверхность», целиком сконструированную как некая «медиааудитория», которую эти же самые медиа в нужный момент мнут, как глину, чтобы придать ей форму «электорального большинства». Но эти 85% - слишком тяжелый балласт для этой лодки. Именно эти 85% и представляют проблему. Сильный удар ветра - и лодка вверх дном. И вот на улицах 26 марта, как мне кажется, мы впервые увидели «нежное брюшко» этого посткрымского большинства.
В отличие от докрымских событий 2011-2012 гг., когда ядром протестующих был «образованный нижний средний класс Москвы 40+», который в своей общей памяти содержит и надежды 90-х, и разгром НТВ, и посадку Ходорковского, и весь вообще «постсоветский транзит» как часть своей собственной жизни - и вся эта жизнь является как бы «иным», «обратным» по отношению к путинизму, - тут мы видим как бы «то же самое». 26 марта - это тот же самый «пост-Крым», просто повернувшийся другим боком. Мировоззренческое ядро «онвамнедимон» - это не альянс идеологических групп, не временная констелляция пламенных анархистов с либералами из свободных медиа и примкнувших к ним кружков «просвещенных националистов» и т.д. Моя гипотеза: перед нами сильный всплеск самого этого «путинского большинства», «пост-Крыма».
Интересный момент в видео «Ведомостей»: корреспондент спрашивает одного из 20-летних парней, идущих в толпе: «Почему вы вышли?» - и тот отвечает: «Это вам не какой-то фейковый Крым; я вышел, потому что это важно для всех нас». Это очень любопытное свидетельство: для посткрымского большинства вопрос о принадлежности Крыма - это уже вопрос «фейковых споров». А вот дворцы и яхты - это «касается нас всех». Это относится не к сфере «мнений», а к «онтологии».
Посткрымское большинство 26 марта даже и не протестует - в политическом смысле. Оно просто выходит зафиксировать свое понимание базовых основ жизни, того, как «мир устроен вообще». Поэтому все спрошенные журналистами и социологами на улицах участники сразу и в один голос начинали отвечать: «Дело не в Навальном. И дело не в Медведеве». То есть это не политическое движение в поддержку Навального и не политическое движение за отставку премьера. А что это?
* * *
По сетям видно, что часть «олдскульной интеллигенции» скептически, а то и даже в испуге отшатнулась от 26 марта. И это легко объяснимо: действительно страшновато, если «посткрымское путинское большинство» вдруг начнет ходить. И если вдруг оно начнет само из себя заново вырабатывать представление о «справедливом обществе». Тут мы, конечно, все сразу попадем из унылого течения «постистории» прямо в магму исторического самоопределения гигантских социальных контингентов.
Это же «открытая история». Финал неизвестен заранее. И когда начинаешь обдумывать перспективу того, что «путинское большинство» внезапно перевернется вверх дном - все целиком, как гигантская льдина в воде, - то встает не «экспертный» вопрос о том, какой будет «реакция Кремля», какой будет позиция Госдепа (и прочая «гадательная политология»). А вопрос о том, где я, куда я сам должен идти: бежать ли подальше от этой плиты большинства сейчас или, наоборот, - это мой выбор - ввергнуть себя и свою семью в открытое будущее.
И если я выбираю это будущее, то придется пройти не одно рискованное поприще, а два. А может быть, и три. И с определенного момента смотреть на происходящее со стороны, извне будет уже невозможно.
* * *
Конечно, «политика большинства» хуже «политики коалиции». Республика как политический консенсус сообществ - да еще и с традицией парламентского представительства этих сообществ - это гораздо надежнее, чем «путинизм». Но это в Германии. Или где-то там еще.
А здесь уже свершившимся фактом политической онтологии является большая льдина. И что делать, если ты находишься внутри этого большинства, если ты на льдине, а не смотришь откуда-то «глазами Бога» на исторический процесс? Апелляции к Кремлю уже бесполезны. Даже если бы там «воображаемый Кириенко» решил, что управлять республикой меньшинств надежнее, чем мять большинство, обратной дороги нет. Сегментировать эту льдину на совокупность самостоятельных политических субъектов невозможно.
Да, и Кремль ничего не слышит. Он не читает того, что пишет проф. Филиппов (усиление политинформации никому не поможет) или проф. Клямкин (нельзя игнорировать массовое социальное самочувствие молодежи). В Кремле читают «социологию» проф. Федорова (ВЦИОМ). А он уныло рассказывает в РБК, что «рейтинг Навального падает, и большинству ничто не угрожает». Он просто не понимает вообще, что само большинство себе и угрожает.
Очевидно, что Навальный 26 марта пошевелил, то есть «слегка мобилизовал», не угасшее «антипутинское движение», а само это путинское посткрымское большинство.
И это пока еще только «слегка качнуло».
Александр МОРОЗОВ - журналист, политолог. С 2010 г. - директор Центра медиаисследований Института истории культур УНИК, с 2011 г. - шеф-редактор "Русского журнала".
Окончил факультет журналистики и философский факультет МГУ им. Ломоносова.
Журналистскую карьеру начал в клубе "Алый парус" при "Комсомольской правде". После чего сотрудничал в "Учительской газете", "Пионерской правде", издавал эссеистский журнал "Параграф" и принимал участие в демдвижении. В середине 1990-х создал первое независимое агентство религиозных новостей "Метафразис". Публиковался в Slon.ru, Colta.ru, Forbes, OpenSpace.ru, а также в "Газете.ру", "Ведомостях" и "Русском журнале".
Проживал в Праге, с 2015 г. живет в Германии.
ЖЖ: http://amoro1959.livejournal.com/.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Морозов,_Александр_Олегович


Colta, 29.03.2017
http://www.colta.ru/articles/society/14376
Примечание: все выделения в тексте - мои.

Чем бы это все ни закончилось, но сегодняшняя акция в 80 городах войдет в политическую историю РФ. Это уже ясно. Несмотря на полную деполитизацию и разгром всех центров независимой политической активности, несмотря на запугивание общества - обнаружилась новая среда людей, готовых заново настаивать на гражданских свободах, на политическом участии. Трехлетнюю историю антикоррупционных публикаций Навальный мощно капитализировал одним роликом про Димона и началом своей игровой президентской кампании. Он без всякого преувеличения великий современник. Вызывают огромное уважение его ум, упорство и медиа-гениальность.
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=10208552272828777&id=1367268883

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
Николай УЛЬЯНОВ: Единственная оппозиция
http://loxovo.livejournal.com/7779687.html
Игорь КЛЯМКИН: Почему в устрашенной стране столько людей вышло на улицы
http://loxovo.livejournal.com/7779336.html
Да нафиг это нам! Правозащитник Людмила АЛЕКСЕЕВА о войнах Путина и протестах
http://loxovo.livejournal.com/7779247.html
Андрей АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Звонок прозвенел для учителя
http://loxovo.livejournal.com/7778840.html
Политолог Валерий СОЛОВЕЙ: На самом деле
http://loxovo.livejournal.com/7778782.html
Социологи: От школьника-2011 к школьнику-2017
http://loxovo.livejournal.com/7778508.html
Андрей КОЛЕСНИКОВ - Политэкономия: Лыжню! Лыжню!
http://loxovo.livejournal.com/7777773.html
"Магия 1917 года": власти ищут баланс между нерешительностью и жестокостью (МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ)
http://loxovo.livejournal.com/7777430.html
Максим ТРУДОЛЮБОВ - Республика: Кто ответит за провал государства
http://loxovo.livejournal.com/7777124.html
Максим АРТЕМЬЕВ: Снова массовые протесты: смена поколений или бег на месте?
http://loxovo.livejournal.com/7776842.html
Трудности перевода. Кто здесь молодежь?
http://loxovo.livejournal.com/7776749.html
Кирилл МАРТЫНОВ: Кто теперь на алгебре. О бунте детей, которых предали взрослые
http://loxovo.livejournal.com/7776286.html
Чей это город? Почему молодые вышли на митинги - объясняет социолог Алексей ЛЕВИНСОН
http://loxovo.livejournal.com/7776226.html
Алексей ЛЕВИНСОН: Наше "мы": Нужны дискуссии, а не репрессии
http://loxovo.livejournal.com/7775876.html
Лев ШЛОСБЕРГ: Первое непоротое поколение
http://loxovo.livejournal.com/7775362.html
Политолог Георгий САТАРОВ: "Навальный открыл калитку"
http://loxovo.livejournal.com/7775051.html
Екатерина ВИНОКУРОВА: Без будущего
http://loxovo.livejournal.com/7774809
Илья МИЛЬШТЕЙН: Революция пятого года
http://loxovo.livejournal.com/7774590.html
Протест и юность
http://loxovo.livejournal.com/7774459.html
Массовые протесты 26 марта в Москве и десятках городов России (по ссылкам, дополняется)
http://loxovo.livejournal.com/7772593.html

Навальный, протест, оппозиция, Морозов, молодежь, Кремль

Previous post Next post
Up