Юлия ЛАТЫНИНА: Арест министра Улюкаева. При чем здесь ЛУКОЙЛ? (окончание)

Nov 23, 2016 01:15

Начало:
http://loxovo.livejournal.com/7618509.html

― Я продолжаю историю про консолидацию российского нефтяного бизнеса компанией Роснефть. Я напомню, что история с Башнефтью, которая, в конце концов, и привела к аресту Улюкаева, начинается тоже с ареста, домашнего ареста главы АФК «Система» Владимира Евтушенкова, которому тогда принадлежал контрольный пакет Башнефти. А Роснефть, естественно, всячески говорит «Мы тут не при делах». Значит, когда пакет вернули государству, Евтушенков не стал это оспаривать, он вышел на свободу.
Очень важно заметить, что Евтушенков, как поговаривают, мог быть не единственным владельцем Башнефти, потому что «Система» получила контроль над Башнефтью в 2009 году, на следующий год после того, как президентом РФ стал Дмитрий Медведев. И более того, ходили упорные слухи, что Медведев стоял за Евтушенковым. И, вот, причина мол домашнего ареста Евтушенкова в числе прочего была связана с тем, что он принадлежал к той фракции в верхах, которая была бы заинтересована в продолжении президентства Медведева.
И, вот, еще раз я обращаю ваше внимание, да? Вот, слухи… Не факт, что это правда, но согласитесь, что вот эти слухи об изменческом поведении Евтушенкова, мы снова имеем дело со спецоперацией, с разводкой.
Теперь что самое главное? После отмены приватизации реальное управление Башнефтью де-факто осуществлял ЛУКОЙЛ. Ожидалось, что он ее, возможно, и купит, потому что продажа одной госкомпании другой госкомпании, понятное дело, как я уже сказала, возбуждает большие вопросы. И что хотя официальной причиной такого решения была цена, потому что Роснефть была готова заплатить за Башнефть рекордные 330 млн рублей, хотя еще недавно она же просила 1,5 трлн рублей из Фонда национального благосостояния. Да? Это же, как я уже сказала, перекладывание денег из одного кармана государственного в другой.
И, вот, с космической скоростью осуществляется сделка. Премьер Медведев подписывает ее 10 октября, через 2 дня всё оплачено. И по деловым кругам идет слух: «Следующий - ЛУКОЙЛ». Потому что мы понимаем, что если вы в России получаете доступ к оперативному управлению компанией, которой до этого управлял кто-то другой, то вы получаете доступ к выгребной яме, из которой можно дерьмо качать ведрами.
Теперь еще вопрос был такой, что, значит, как я уже сказала, было двойное согласование, что, вот, продаем Башнефть Роснефти, получаем много денег в бюджет. А, вот, еще Роснефть - она подорожает, и 19,5% ее продадут, и это тоже будут деньги в бюджет.
А дальше, естественно, возник вопрос: а кто купит такую замечательную компанию? Да? Еще при санкциях и при всем остальном. И, вот, как-то не нашлось покупателей. Возникла другая идея, что, мол, Роснефть сама это купит и тоже будет взнос в бюджет. А потом она будет искать покупателей.
Ну, как я уже говорила, вот те деньги, которые Роснефть вносит в бюджет за покупку, она недоплачивает в налогах и дивидендах. И дело дошло до того по слухам, что Путин лично уговаривал Вагита Алекперова, главу ЛУКОЙЛа купить эти 19,5%. А у Алекперова шикарная отмазка - у него в компании входят иностранцы в Совет директоров. Как он может при наличии этих иностранцев согласиться вкладывать деньги?.. Вот, миноритарная доля, вот такая сложная компания. Да? Какая внутренняя норма рентабельности, как ее оценить?
Если никто не покупает, то что? Акции становятся казначейскими. А казначейские акции не голосуют. А у BP, у которой и так есть большой пакет акций Роснефти, становится блокирующий пакет. Ужас-ужас! Комбинация тогда получается какая? А давайте не будем продавать вообще!
Вот, обратите внимание на статью Михаила Крутихина на Карнеги.ру ("Почему приватизация «Роснефти» и «Башнефти» не поможет бюджету России"). Сайт Карнеги.ру вообще стал очень хорошим сайтом, когда им стал заведовать Баунов. А Михаил Крутихин - один из лучших наших нефтяных аналитиков.
Плюс еще во всей этой истории во весь рост встает фигура Феоктистова, который курировал всю эту историю с Улюкаевым. А я напомню, что человек Феоктистов - это человек, связанный с делом Бульбова.
Помните, в октябре 2007 года у наших бульдогов случился очередной приступ войны под ковром, и тогда у нас было две партии силовиков - был Черкесов и была партия, которая считалась Сечина-Устинова. И Путин сначала создал специальную структуру - ФСКН, - во главе которой встал Черкесов и которая была создана в рамках разделения властей и которая, видимо, слушала в том числе, как говорят, Устинова и много чего там наслушала, потому что по итогам этой прослушки в 2006 году Устинова уволили. А потом, значит, логос господа наносит ответный удар. И берут Бульбова, и вместо того, чтобы его защищать, Черкесов начинает публиковать статьи о чекистском крюке, на котором висит Россия. И Бульбов прямо называет людей, которые этим занимались, и в том числе начальника Шестой службы УСБ ФСБ РФ Олега Феоктистова.
В рамках этой же борьбы тогда сажают замминистра финансов Сторчака, у которого дома находят большую сумму денег. И, в отличие от Черкесова, который, казалось бы, должен проявлять офицерскую солидарность, который вместо того, чтобы проявлять эту солидарность, рассуждает в «Коммерсанте» о крюке, Кудрин встает стеной и ему удается доказать, что история со Сторчаком - это провокация. Потому что, да, дома у Сторчака была сумма денег наличными. Собирались они покупать квартиру. Об этом, об этой сумме денег трещала жена по телефону. То есть не было никаких тогда доказательств взяток, Путину не удалось их, видимо, предъявить. Сторчак вышел на свободу и сейчас, между прочим, работает замом в том же Министерстве финансов.
И вот, собственно, мы теперь приходим к нынешней серии этой мыльной оперы, потому что мы видим, что эта мыльная опера продолжается не год, не два, не пять, а мы видим, что есть группа людей, которая привыкла действовать так. Она привыкла сажать своих противников с целью уничтожить их административный ресурс или отобрать у них собственность. Эта группа очень могущественна, но это не сам господь бог, как я говорю. Это логос господа. И, вот, всё это обрушивается на Улюкаева, и с этими 2 миллионами кэшем от Роснефти.
Я как гипотезу предполагаю, что этой группе удалось убедить президента и представить ему серьезные доказательства, что Улюкаев, действительно, изменил свою позицию по Башнефти за 2 млн долларов. И что этой группе было очень важно забрать Башнефть не только саму по себе, но и потому, что это открывает доступ к ЛУКОЙЛу. Это такая стратегическая долина, через которую удобно наступать на ЛУКОЙЛ.
Этой группе не все удавались вещи, а некоторые, может быть, она просто и не пыталась. Вот, та же самая "Русснефть", которая попала Дерипаске. За некоторые приобретения там ТНК-BP приходилось много платить. И, вот, мое личное представление о том, что мы смотрим на всё это происходящее в обратном порядке. Что в течение года, когда "Роснефть" не могла получить Башнефть, слушали, слушали и Белоусова, и Дворковича, а эти не меняли своего мнения. То есть, вернее, когда они поменяли свое мнение, они поменяли свое мнение просто потому, что президент им приказал. Тогда они взяли под козырек. А Улюкаев поменял и сказал «Дам заключение». А президент, как я уже сказала, он любит бумажку перед тем, как принимать решение.
И мое представление такое… Еще раз повторяю, да? Это представление. Возможно, я ошибаюсь. Потому что некоторые эпизоды из истории борьбы бульдогов под ковром - их не угадаешь, пока о них не узнаешь. Но вот мое представление, что именно эта история с переменой мнения Улюкаева была ключевой в решении Путина. Потому что Путин долго колебался, вдруг, представляете, к нему приходят и говорят: «Слушай, вот, правительство против, а, на самом деле, цена этому Улюкаеву 2 миллиона». - «Ну, докажи». - «А вот доказательства».
И в этот момент Путин был взбешен, потому что это против правил игры, как понимают их в Кремле. Потому что, вот, яхта «Княгиня Ольга» не против, потому что там Путин знает. Самолеты личные не против, потому что Путин знает. Даже вилла Худайнатова за 25 млн евро в Портофино - тоже не против правил игры. А вот тут решать был должен лично Путин, и ему доказали, что его мнением манипулировали. И хотя, скажем так, гораздо чаще другая часть людей манипулирует его мнением, вот, в рамках тех правил игры, которые в Кремле, это нельзя. Да?
Второе, почему это сделано, да? Всё же? Уже всё закрылось, сделка завершена. Хорошо, Улюкаев, допустим, представим себе, из слабости согласился. Но как я уже сказала, можно ж его послать. Заключение получено, сделка завершена, деньги выплачены. Что он может сделать?
И, вот, по двум причинам это происходит. Не просто по причине злопамятности, а потому что это не была операция по отставке Улюкаева - это была операция по отставке правительства, которая замышлялась еще со времени Евтушенкова. А правительство у нас в отставку не отправили, потому что, вот, как я уже сказала: у нас разные ипостаси всесильного господа спорят между собой. Логос у нас не всесильный. И второе, потому что это только начало, и на траверзе, на самом деле, ЛУКОЙЛ.
И вот Белковский совершенно справедливо обратил внимание на и уголовное дело стритрейсеров, среди которых был сын топ-менеджера ЛУКОЙЛа. И сказал, что это тоже входит в пакет противодействия. А это имеется в виду Руслан Шамсуаров, которого приговорили аж к исправительным работам за гонки на "Гелендвагене".
И, действительно, с одной стороны, круто, что приговорили. А с другой стороны, помните вице-президента ЛУКОЙЛа Баркова, авто которого снесло на встречке двух врачей, и покойницы оказались виноваты? Вот, не было тогда Башнефти, не было тогда в ЛУКОЙЛе угрозы и ничего тогда Баркову не было. И я бы добавила к этому суповому набору еще арест того самого губернатора Коми Вячеслава Гайзера, который, казалось бы, давно случился и по не связанным обстоятельствам. Но что такое Коми? Это вотчина ЛУКОЙЛа. У нас, вот, в ходе этого ареста дали какие-то показания на Вексельберга. Вы представляете, что на ЛУКОЙЛ может дать губернатор Коми, если начать на него давить?
И вот знаете, как я уже сказала, у нас в стране такой полный политический монотеизм. С одной стороны, монотеизм, а, с другой стороны, вот, ипостаси у нас как-то враждуют между собой.
И, вот, я иногда подозреваю, что наш господь бог иногда глядится в зеркало и думает, что вся эта вот деятельность логоса господня - а вдруг она ни к чему? Да, вот, вроде бы сейчас, вот, посмотрите, как всё хорошо. И 85%, и Крым наш, и Сирия, и страны трепещут международные от нас или, по крайней мере, так доносят господу богу.
А, вот, представьте себе, да? Вот, сколько там было президентских сроков по первой Конституции России, да? 2 срока. До 2008 года. И вдруг представьте себе, иногда представляется господу богу, что всё это можно было сделать иначе. Что уже после 2008 года вилла, яхта где-нибудь на Сардинии, не в промозглой Москве, даже не в Сочи. Покой, счастье, воля, уважение. Ну, как же? Демократический президент отдал власть. И Россия, которая, ну да, ну, не сверхдержава, даже довольно коррумпированная страна. Но кто сейчас не коррумпирован даже в демократических странах? Посмотрите там госпожу Клинтон с ее 2 млрд долларов.
Вот, всё можно было сделать иначе. И быть богатым, счастливым человеком, и не то, чтобы… Да? Без всяких этих Уралвагонзаводов, без всякой вот этой толпы, которая «Крымнаш», без всякой вот этой шпаны. И мне кажется, иногда, вот, Владимир Владимирович - он же должен переживать некоторое отчуждение элиты. Он же должен переживать, что некоторые ипостаси его власти сделали его заложником и решили его проблемы… Но решили его проблемы таким способом, которые могли бы быть решены другим способом и которые был бы счастлив решить и тот же Абрамович, и тот же Ходорковский. И вроде бы, всё хорошо. И, вот, как я уже сказала, 85%. Но в конце-то катастрофа. Катастрофа, может быть, не прижизненная. Очень может быть, катастрофа России.

Эхо Москвы, 19.11.2016
http://echo.msk.ru/programs/code/1876588-echo/

Примечание: все выделения в тексте - мои.

арест, взятки, компания, Сечин, коррупция, обвинение, дело, приватизация, ФСБ, Латынина, чиновник, силовики, министр, либералы, Путин, провокация

Previous post Next post
Up