Историк Иван КУРИЛЛА: Брекзит с большой буквы. Что сломалось в политической системе США?

Nov 10, 2016 20:20

Трамп не станет диктатором, но его победа ставит огромное число проблем


Прошлым летом, когда Дональд Трамп только появился в новостях как потенциальный кандидат в президенты США, я уверенно объяснял всем, что до выдвижения в президенты Трамп не дойдет. Когда следующей зимой выяснилось, что я ошибся (надо сказать, что не я один - тут я оказался в хорошей компании экспертов по американской политике, в том числе ведущих американских политологов), стало очевидно, что Трамп воплощает какие-то мечты и проблемы большого числа американцев.
Первое впечатление от новости о победе Дональда Трампа на выборах президента США простое: социологи ошиблись, сработал «эффект Брэдли»: пресса - в массе своей резко выступившая против Трампа - создала такое давление на общественное мнение, что это заставило сторонников Трампа скрывать свое отношение к этому кандидату. Даже некоторые советники Трампа не скрывают своего удивления результатом.
Очевидно и то, что президент Хиллари Клинтон представляла бы собой гораздо более понятные и привычные нам Соединенные Штаты. В целом, достаточно легко было предположить, какова будет ее внешняя и внутренняя политика. Президент Дональд Трамп представляет собой сплошную загадку. Предвыборные обещания Трампа были во многих случаях скорее риторикой, чем выполнимой политической программой, и потому никто (возможно, и сам Трамп) сейчас не представляет, в чем будет его реальная программа действий после переезда в Белый дом.
Победа Дональда Трампа ставит несколько групп вопросов.
Первая группа: «Что случилось?». И этот вопрос относится к внутренним проблемам Соединенных Штатов: что значит для американской политической системы победа очевидно несистемного кандидата? Что в американском обществе просмотрела элита? Отчего так поляризовалась политическая арена? Может быть, дело в «праймериз», в которых кандидата выбирает небольшая доля радикальных сторонников партии? А может быть, нынешняя прозрачность и постоянный контроль создали ситуацию, в которой «слишком много демократии», в результате чего элиты потеряли возможность принимать решения, оглядываясь не на избирателей, а на долговременные интересы страны? В этом случае в ремонте нуждается вся политическая система страны, от порядка проведения «праймериз» до выдвижения партийных программ партиями.
Или же дело в том, что политики и аналитики в качестве базовой модели расколов американского общества приняли расовые и гендерные различия и забыли про классовые? И описывая избирателей Трампа надо говорить вовсе не о «белых мужчинах», а о пролетариате в его современном виде? Можно ли считать такой результат «революцией» против слишком быстрой социальной модернизации и либерализации, или же против форм, которые она приобрела? Например, против той же «политической корректности», которой демонстративно пренебрегал Трамп? Тут вопрос к глубине и адекватности экспертного анализа проблем: очевидно, что экспертиза не справилась. И эти проблемы теперь придется решать американской элите.
Другая группа вопросов относится к тому, чего, собственно, ждать от президента Трампа. В силу его невключенности в политическую элиту (и открытого разрыва с ним некоторых видных деятелей Республиканской партии) он гораздо меньше своих предшественников будет оглядываться на ее традиции и правила, он меньше ограничен системой сдержек и противовесов. Кроме того, результатом этих выборов стал республиканский конгресс (контроль над обеими палатами получила республиканская партия), что снимает один из важнейших инструментов сдерживания. Однако эта система сдержек и противовесов гораздо более глубоко встроена в американскую политическую систему, так что Трамп не станет «диктатором» и на нем не закончится американская демократия.
Для нас важно, чего ожидать от Трампа на российском направлении, - и тут вопросов точно больше, чем ответов (в случае избрания Хиллари Клинтон эта политика была бы более предсказуемой). Похоже, Трамп не очень понимает, что собой представляет Россия и каковы правила мировой политики. Он скорее будет готов поступать как бизнесмен, то есть заключать сделки - и президент Владимир Путин сможет использовать это для снижения давления на Россию или даже для снятия санкций, сделав их предметом делового торга.
Однако из этого невежества Трампа следует, что он должен будет найти специалистов по многим вопросам, в которых ощущает свою некомпетентность, в том числе, по внешней политике и конкретно по России. Вероятно, от их мнения многое будет зависеть: очень важно будет понять, кто станет этим человеком (или группой людей). Как говорят американские эксперты, «ни у кого сейчас нет сценария, что собой будет представлять президентство Трампа». Мировые рынки уже падают - в силу непредсказуемости последствий американского голосования.
Наконец, третий набор вопросов касается значения избрания Трампа в мировом масштабе. Очевидно, этот поворот вписывается в консервативную волну, охватившую мир. Усиление правых партий, брекзит, и вот теперь избрание популиста президентом ведущей страны современного мира, безусловно, сигнализируют о важнейших переменах в современной цивилизации. Очень похоже, что существующие описания западных обществ перестали работать, и тут есть поле для работы ученых, изучающих социум.
Есть еще один аспект победы Трампа: Америка с этой победой приобрела некоторые знакомые россиянам черты. Более половины американцев проголосовали за человека, открыто отвергавшего многие достижения либерального общества. Уже слышны голоса американской интеллигенции, разочарованной в своих соотечественниках. Поскольку среди них много моих друзей, хочу их подбодрить: избрание Трампа не трагедия, через четыре года появится возможность избрать другого президента, и это неотвратимо. Не во всех странах у народа есть такая возможность. Не стал бы я преждевременно радоваться и на месте тех соотечественников, кто «болел» за Трампа: нет никаких гарантий, что «темная лошадка» окажется более удачным оппонентом для России или что он свернет глобальное присутствие США, как многим бы у нас хотелось. Все может обернуться и прямо противоположным образом.
Иван КУРИЛЛА - доктор исторических наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, директор программы развития партнерских центров ЕУСПб; до 2015 г. - профессор, зав. кафедрой международных отношений и зарубежного регионоведения Волгоградского государственного университета, руководитель Центра американских исследований "Americana" ВолГУ.
Член Совета Вольного исторического общества.
Специалист по истории российско-американских отношений, а также автор ряда публикаций по развитию гражданского общества в России и по социально-политическим проблемам Волгоградской области и Юга России.
Автор книг: "Мир и Россия на пороге XXI века. Вторые Горчаковские чтения", "Русское открытие Америки".
Работал как приглашенный исследователь в Дартмутском колледже и Университете Джорджа Вашингтона.
Неоднократно публиковал статьи в СМИ либеральной направленности.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Курилла,_Иван_Иванович


Republic (бывший Slon), 09.11.2016
https://republic.ru/posts/75933
Примечание: все выделения в тексте - мои.

политика, тезисы, президент, США, выборы, аналитика, проблемы, влияние, историк

Previous post Next post
Up