Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Бесы и люди (апр 2016)

May 10, 2016 21:15

Зеленка, нашатырь и яйца как знаки очевидного достоинства


Пикет перед зданием Дома кино, где участники детского конкурса «Мемориала» подверглись нападению
В Страстной Четверг политические хулиганы совершили нападение на организаторов мемориальского школьного конкурса; детей обзывали «фашистами», учительниц «подстилками», в Людмилу Улицкую, которая приехала вручать награды, плеснули зеленкой, историку Анатолию Голубовскому брызнули в лицо нашатырным спиртом. Людям, которые заслуживают общей благодарности, нанесено публичное оскорбление; дело, самое достойное из всех возможных, подверглось издевательству и поруганию.
Да, организаторы пикета уже под вечер стали отрекаться от зеленки, нашатыря и яиц. Но дело не в зеленке и нашатыре. Евразийское молодежное движение, вскормленное материнской грудью Дугина, и НОД (Национально-освободительное движение) во главе с особым депутатом Федоровым, создали прикрытие для провокаторов, обеспечили надежные тылы. И не пощадили детские чувства, которые (в отличие от чувств верующих) не защищены законом, но гораздо важней, чем они. Потому что все переживания - острее. Потому что травма останется в памяти. Потому что хамство, возведенное в идеологию, разрушает то, на что работает «Мемориал» - веру в родную страну.
Все это можно было бы списать на весеннее обострение, если бы не принципиально важное обстоятельство. Организации, пришедшие гнобить детей и оскорблять взрослых, ощущают себя запасными бойцами потешных полков, которые могут быть подняты по тревоге. Государство (по крайней мере, им так кажется) за ними. Как было оно за «Идущими вместе» и полноценными «нашистами», которые осознанно стилизовали одержимость. Да и почему б им так не думать? Государство играет в опричнину, а евразийцы прописали новую опричнину в программных документах; государство обличает «пятую колонну», а федоровцы бьются с нею до последнего рубля. Государство делает вид, что оно православно; евразийцы с федоровцами через слово поминают православие. И при этом открыто беснуются, причем в Страстной Четверг, что, мягко говоря, не соответствует определениям и правилам Трулльского собора.
Причем беснуются не метафорически, а в самом строгом, самом узком смысле слова. Скоморошничают, бьются в политической истерике, поднимают муть с общественного дна, ведут себя, как одержимые на вычитке - или как герои «Бесов» Достоевского, явившиеся из ниоткуда и исчезающие в никуда. Кривляющиеся тени демона Ставрогина изнутри расшатывают губернский город, проливают кровь, показывают всем «литературную кадриль», подпаливают с нескольких концов и пропадают. Зачем? Чтобы взять власть? Нет. Просто чтобы порезвиться? Тоже нет. Их цель иная: взбаламутить дно, поднять наверх все худшее, что есть в человеке и обществе, расшатать сознание - и насладиться саморазрушением унылых обывателей; недаром русский перевод другой великой книги о бесах, К.С.Льюиса, называется «Письма Баламута».
Но Достоевский описывал бесов, враждебных государству и правопорядку; они подрывают прогнивший покой и, как крысы, носятся среди пожарища, чтобы разрушить устои. Ему и в голову не приходило, что когда-нибудь произойдет мутация, и бесноваться станут сущие державники, а унижение общественной морали соединится с проповедью патриотизма. Он знал одну простую вещь: у троллей есть единственное государство, оно же отечество лжи во главе с сатаной. Называется Адом. Если же тролли считают своим государство земное, а оно, в свою очередь, им благоволит, встает неприятный вопрос, что же это за государство такое, какова его духовная природа?
Но долго говорить о мелкобесье вредно; скажем несколько слов о другом. В церковном представлении бесам противостоят ангелы. А в политической демонологии совсем другой расклад. Ангелов в политике не бывает, общественники - люди непростые и совсем необязательно идеальные, зато живые, настоящие, искренние. Конкурсы «Мемориала», проводимые уже много лет, помогают детям восстанавливать историю страны через историю семьи; наше общее прошлое, в котором трагическое и светлое, личное и общее совмещены до стадии неразличимости, перестает быть чужим и далеким, сходит со страниц учебника, «объемлет живо». Выстроив такие отношения с историей, ты начинаешь по-другому строить отношения и со страной, и с миром, и с соседом. Это отношения, основанные на понимании и трезвости, на сердечности и рациональности. Такие отношения несовместимы с мифологией насилия, в котором будто бы заключено таинственное благо (любимый тезис многих лоялистов); они предполагают самоуважение и чувство дистанции по отношению к власти. Они не выталкивают в революцию, но и деспотизма не допустят. Потому что это отношения ответственной свободы. С миром, с государством, с верой, с другим человеком, с самим собой.
А поскольку сегодня против пушкинского самостоянья направлено все, от эфирной пропаганды до законодательного словопрения, постольку эти люди становятся публичными врагами бесноватых. Пока эти люди (люди, повторяю, а не ангелы!) есть, общественного ада на земле не будет. И сегодняшние бесы тут бессильны; они думают, что выставляя Голубовского с Улицкой у позорного столба, они дискредитируют этих людей и их идеи. Но ничего подобного; та самая реальная история, которую мучительно восстанавливает «Мемориал» (и которую опричники не знают), учит нас простому правилу: позор, устроенный позорником, есть форма похвалы. Зеленка, нашатырь и яйца - награды, знаки очевидного достоинства.
А то, что мы увидели возле московского Дома кино - не торжество опричного бесовства, а  именно кривляющееся отступление. Злоба бессильна; Воскресение будет; бедные, бедные расхристанные дикари.
Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ - литературовед, литературный критик, публицист, телеведущий, писатель. С 2000 г. - автор, ведущий и руководитель информационно-аналитической программы "Тем временем" (телеканал "Культура"). Автор и ведущий цикла документальных фильмов "Фабрики памяти: Библиотеки мира". Финалист телевизионной премии ТЭФИ (2005, 2006, 2009), лауреат премии Московского союза журналистов (2006). Автор книг "1962. Послание к Тимофею", "Цена отсечения" и др.
Профессор факультета медиакоммуникаций Высшей школы экономики. Кандидат филологических наук.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Архангельский,_Александр_Николаевич


Спектр, 29.04.2016
http://spektr.press/besy-i-lyudi-zelenka-nashatyr-i-yajca-kak-znaki-ochevidnogo-dostoinstva/
Примечание: выделение синим курсивом - автора, черным болдом - моё.

история, беспредел, Улицкая, дети, Архангельский, Мемориал

Previous post Next post
Up