Олег КАШИН: "Если погасло в одном месте, обязательно должно загореться где-то еще"

Mar 16, 2016 13:15

Президент России Владимир Путин поручил министру обороны РФ Сергею Шойгу начать с 15 марта вывод российских войск из Сирии. Неожиданная война закончилась неожиданным миром - Олегу Кашину эта ситуация представляется более опасной, чем можно было предположить.
У войны, которая ведется непонятно зачем, есть одно неоспоримое преимущество - ее можно прекратить в любой момент, и при должном старании военно-пропагандистского аппарата можно даже доказать, что война закончилась победой. Очевидно, что-то такое и произошло с российской операцией в Сирии - ее цели, декларированные и реальные, были настолько туманными, что объявить ее результат успешным особого труда не составит.
Внешняя политика вместо внутренней
Ну да, мировой терроризм, о котором все это время как о своем главном враге говорила Россия, не побежден, ну так он и не может быть побежден, зато можно придумать какую-нибудь формулу, по которой российские бомбардировки его существенно ослабили - когда речь идет о непроверяемых вещах, это тоже не составляет никакой проблемы.
В России, строго говоря, вообще ничего не составляет никакой проблемы, потому что ни у власти, ни у общества нет четкого представления о норме. Какая Россия более нормальная - которая бомбит Сирию или которая не бомбит? Набор одинаково убедительных аргументов можно подобрать к обоим вариантам ответа, и оба они ничего не значат.
В России нарочно перепутаны внешняя и внутренняя политика. Борьба власти с оппозицией подается как противостояние России внешней угрозе - власть настаивает, что за оппозицией стоит Запад, поэтому даже выборы в Костроме становятся ареной противостояния с Госдепартаментом США. При этом участию России в украинских или сирийских делах, наоборот, легко найти внутреннее объяснение - с бандеровцами надо бороться, чтобы они не устроили в России майдан, а Асаду надо помогать, чтобы ИГИЛ не пришел на Кавказ. Операция в Сирии - это была внутренняя политика. Мы бомбим, потому что мы мировая держава, а мировым державам положено бомбить. Это большая ответственность, ради которой можно и потерпеть почти что угодно, от «Платона» и взносов на капремонт до каких-то будущих, еще непредставимых, запретов и сборов. Они все равно будут, никуда не денутся, и если Сирия по какой-то причине уже неактуальна, то должно появиться что-то вместо нее.
Украина, Кавказ, Москва?
И вот это самое тревожное - что вместо? Снова Украина? Сомнительно. То есть можно, конечно, нафантазировать новую войну, новый срыв Минских соглашений и потом еще года на два «мирный процесс» со всеми вытекающими, но страшная история, будучи рассказанной вторично, слишком много теряет и может не сработать. Может быть, Кавказ? Нападение на журналистов, разгром офиса Комитета по предотвращению пыток и взрыв машины имама Чумакова в Назрани - три события подряд, случившиеся в течение нескольких суток, выглядят как резкое чечено-ингушское обострение, от которого до реальной войны гораздо ближе, чем от Москвы до Алеппо.
Это жутковатый путинский парадокс - урегулирование или замораживание очередного кризиса в наших условиях автоматически значит наступление следующей экстремальной ситуации. Слишком долго власть черпала энергию именно в них, и есть подозрение, что она разучилась (или никогда не умела) жить без войны, без майдана, без политического конфликта, без социального взрыва. Нужно, чтобы постоянно горел пожар, чтобы его можно было долго-долго тушить, и если погасло в одном месте, обязательно должно загореться где-то еще.
Что-то такое говорят обо всех войнах - вот, сейчас вернутся домой фронтовики, то-то они всем покажут. Говорить о реальных фронтовиках применительно к российской операции в Сирии не приходится, ну, сколько-то летчиков приобрело боевой опыт, социологически ничтожная величина. А вот возвращения фронтовика Путина ждать вообще-то, наверное, стоит. Он ушел на войну больше двух лет назад, сразу после Олимпиады. Два года Россия его не интересовала вообще, два года он играл в геополитику. Во что он будет играть в России? С кем и на каких рубежах он будет бороться теперь, и насколько эти рубежи далеки от стен Кремля? Кого, в конце концов, посадят, кого убьют?
Силу российской власти, находящейся в его руках, Владимир Путин за 16 лет никогда не тратил на благо страны и народа, всегда находились дела поважнее. Теперь, когда эта сила освободилась от сирийской повинности, как никогда высок риск, что она обрушится на россиян - в конце концов, надо же куда-то ее девать.
Олег КАШИН - независимый политический журналист и публицист.
В 2003 г. окончил Балтийскую государственную академию рыбопромыслового флота по специальности «судовождение на морских путях».
В прошлом - корреспондент "Коммерсанта", "Известий", обозреватель журнала "Эксперт"; работал в журнале "Русская жизнь". В качестве сотрудника "Коммерсанта" был назван "Молодой Гвардией Единой России" "предателем" и "врагом всего российского народа". В ноябре 2010 г. Олег Кашин был жестоко избит и покалечен (по версии самого Кашина, за этим стоял Василий Якеменко, лидер прокремлевских движений "Идущие вместе" и "Наши"; впоследствии Якеменко проиграл Кашину судебный процесс по защите чести и достоинства). Активный участник массовых акций протеста, в 2012 г. Кашин был избран в Координационный совет российской оппозиции (по слухам, это послужило причиной его увольнения из "Коммерсанта").
О.Кашин ведет собственный сайт kashin.guru, сотрудничает со многими ведущими СМИ в качестве обозревателя и колумниста, в том числе с популярным интернет-изданием "Спутник и Погром". Автор еженедельной колонки на Deutsche Welle.
В 2011 г. опубликовал фантастическую повесть "Роисся вперде".
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кашин,_Олег_Владимирович


rus2web, 15.03.2016
http://rus2web.ru/mneniya/kashin-syria.html
Примечание: выделение черным и красным болдом - моё.

Вооруженные силы, Кашин, операция, Россия, Кремль, Ближний Восток, война, Путин, внешняя политика

Previous post Next post
Up