!!!!!!!!!!!!!! РАССЛЕДОВАНИЕ: Адриан ЧЕН - Агентство (о кремлевских сетевых троллях) (окончание)

Aug 12, 2015 00:50

Начало:
http://loxovo.livejournal.com/6789656.html

Все эти события постепенно привели тех журналистов и активистов, с которыми я беседовал, к мысли о том, что интернет перестал быть естественной средой для российской оппозиции. «Миф о том, что оппозиция контролирует интернет, сильно устарел, - говорит Леонид ВОЛКОВ, либеральный политик и руководитель избирательного штаба Алексея Навального, - как минимум на три года». Отчасти это объясняется демографическим сдвигом: если первыми пользователями российского интернета были по большей части образованные молодые люди либеральных взглядов, то в последнее время в сеть приходит всё больше среднестатистических россиян, в своей массе поддерживающих Путина. Кроме того, благодаря неустанной работе платных троллей обычному пользователю интернета всё труднее отличить правду от лжи.
«Смысл в том, чтобы заглушить дискуссию на любой площадке, создать атмосферу ненависти, настолько ядовитую, что нормальному человеку захочется держаться оттуда подальше, - сказал мне Волков, когда мы встретились в офисе Фонда борьбы с коррупцией, основанного Навальным, - Не забывайте, что интернетом в России пользуется чуть более 50% населения. Остальным ещё только предстоит его освоить, и тут очень важно, какое у них будет первое впечатление». Несмотря на это, интернет до сих пор остаётся пространством, где российская оппозиция может высказывать свою точку зрения. Но теперь их голос заглушается таким количеством мусора, что потенциальный слушатель успеет оглохнуть ещё до того, как до него дойдет сообщение. Во время массовых протестов любимой тактикой оппозиции были антипутинские хэштеги, которые активисты выводили в тренды Твиттера. Сегодня тролли и боты выводят в тренды уже другие хэштеги, в которых Путина, наоборот, хвалят. «Идея политических хэштегов оказалась дискредитирована», - говорит Илья КЛИШИН, редактор сайта независимого телеканала «Дождь». В 2011 году Клишин создал на Facebook страницу, на которой отмечались участники протестов против политики правительства.
Российскую информационную войну можно считать самым масштабным троллингом в истории интернета, а её жертва - не что иное, как интернет в качестве демократического пространства. Для того, кто оказался под перекрёстным огнём противников в этой войне, Рунет - как часто называют российский интернет - может показаться довольно неприятным местом. Вскоре после нашего разговора с Волковым он написал у себя в Facebook пост про встречу с журналистом The New York Times. Один бывший кремлёвский блогер позже предупредил меня о возможных последствиях. Союзники Кремля, объяснил он, постоянно следят за страницей Волкова, и теперь они будут настороже. «Не очень умный ход», - прокомментировал мой знакомый.
* * *
Связь между «уткой» про аварию на заводе Columbian Chemicals и «Агентством интернет-исследований» помогла установить операция, проведённая противниками этой организации. Прошлым летом группа активистов, называющих себя «Анонимным интернационалом» - как принято считать, они не имеют отношения к международной группе хакеров Anonymous - выложила в интернет сотни писем, якобы похищенных с компьютеров сотрудников агентства. Это был лишь один из целой серии взломов, которые «Анонимный интернационал» провёл против Кремля за последние несколько месяцев. Среди выложенных писем были фотографии сторонников Путина в неловком положении и компрометирующие письма. Хакеры утверждали, что они получили доступ к телефону премьер-министра Дмитрия Медведева и написали в Твиттере от его имени: «Ухожу в отставку. Стыдно за действия правительства. Простите».
Из выложенных писем следовало, что «Агентство интернет-исследований» начало троллить и на английском языке. В одном из документов описывался проект под названием World Translation («Международный перевод» - прим. пер.). По словам его авторов, в зарубежном интернете на одно положительное мнение о России приходится четыре негативных, и задача проекта - изменить эту пропорцию. В другом письме был список аккаунтов, которыми пользовались тролли агентства в англоязычных сетях. После того, как издание BuzzFeed написало об этом взломе, я начал искать в этом списке аккаунты, которые были замечены в распространении «уток» в США.
Один из таких аккаунтов назывался «I Am Ass» («Я - жопа» - прим. пер.) У «Жопы» были аккаунты в Твиттере, в Instagram, несколько аккаунтов в Facebook, а также собственный сайт. На аватаре у «Жопы» была пара мультяшных ягодиц с уродливой ухмыляющейся рожицей. В своих соцсетях он постил ссылки на новости с собственными комментариями. «Жопа» отличался крайне инфантильным чувством юмора и самыми примитивными познаниями в английском языке. Ещё он отчаянно ненавидел Барака Обаму. «Жопа» писал про Обаму разоблачительные посты с огромным количеством заглавных букв и сортирных шуток. Вот, например, характерный пост «Жопы» на Facebook - ссылка на новость про кровопролитие, устроенное боевиками ИГИЛ в Ираке, и комментарий: «I’m scared and farting! ISIS is a monster awakened by Obama when he unleashed this disastrous Iraq war!» (искаж. англ «Я боюсь и пукаю! ИГИЛ - это монстр, которого выпустил Обама, когда развязал эту чудовищную иракскую войну!»)
Несмотря на не самую приятную манеру общения, «Жопе» удалось завоевать сердца примерно полдюжины поклонников, которые регулярно «лайкали» и комментировали его посты. У них у всех было несколько общих черт. Все их аккаунты в Facebook были созданы летом 2014 года. На фотографиях у всех были хорошо одетые мужчины и женщины, жившие в крупных городах США. Но при этом у них явно не было друзей в реальной жизни. Вместо этого они посвящали всё свое свободное время написанию критических комментариев в социальных сетях крупных американских СМИ типа CNN, Politico и Fox News. Эти комментарии сводились исключительно к критике Обамы. В беседы с ними пытались вступать в основном незнакомцы, заигрывающие с женщинами. действительно все были как на подбор красавицы - настолько, что при помощи простого поиска можно было выяснить, что фотографии на самом деле принадлежат моделям и актрисам. Стало ясно, что подавляющее большинство поклонников «Жопы» - тоже тролли, а не живые люди.
Я зафрендил на Facebook всех троллей, которых мне удалось найти, и стал наблюдать за их активностью. В основном они расшаривали контент с сайтов вроде «Жопы» с развлекательным содержимым, явно созданным с расчётом на вирусное распространение в соцсетях. Была, например, группа Spread Your Wings («Расправь свои крылья» - прим. пер.), в описании которой значилось «сообщество для всех, чьё сердце принадлежит Америке». В группе «Расправь свои крылья» постили бесконечные фото американских флагов и мемы на тему того, как прекрасно быть американцем, но этот патриотизм отдавал изрядной фальшью на фоне постоянной критики в адрес Обамы и невнятной мешанины из либеральных и консервативных заявлений, под которыми не подписался бы ни один настоящий американец. Была ещё группа Art Gone Conscious («Сознательное искусство» - прим. пер.), в которой при помощи образчиков плохого искусства не очень убедительно иллюстрировались провалы политики Обамы, а также не требующая пояснений Celebrities Against Obama («Знаменитости против Обамы»). Посты, которые каждый день появлялись в этих аккаунтах, комментировали и расшаривали такие же тролли, жители виртуальной потёмкинской деревни, населённой несуществующими недовольными американцами.
Несколько недель спустя я получил странное оповещение в своём Facebook. Аккаунт, принадлежавший некоей Полли Тёрнер из Сиэттла, принял приглашение на настоящее, не виртуальное мероприятие. Это была лекция в Нью-Йорке, приуроченная к открытию выставки Material Evidence («Вещественные доказательства» - прим. пер.). Я раньше слышал о «Вещественных доказательствах». Выставку рекламировали яркие плакаты в метро и на бортах нью-йоркских автобусов: чёрно-белые фотографии людей в камуфляжной форме и с лицами, скрытыми масками, поверх которых было крупными буквами написано «Сирия, Украина... Кто следующий?» На сайте проекта говорилось, что это передвижная выставка, которая при помощи «уникальных фотографий, артефактов и видеозаписей» раскроет «всю правду» о гражданской войне в Сирии, а также революции Евромайдана в Украине в 2014 году. Я зашёл на страницу «Вещественных доказательств» и обнаружил, что туда же приглашены и многие другие другие тролли, включая моего старого знакомого «Жопу».
Выставка «Вещественные доказательства» открылась в прошлом сентябре в подвальной галерее ArtBeam в Челси. Придя туда, я оказался в таком же королевстве кривых зеркал, что и на Facebook, только в реальной жизни. На входе висело сообщение о том, что организаторы «не преследуют никаких политических целей», но сразу стало ясно, что это не так. Крупные, качественно оформленные фотографии доказывали варварство сирийских повстанцев, которые с одинаковым зверством убивали как симпатичных солдат сирийской армии, так и беззащитных гражданских. На мрачной панораме был изображён спортзал, в котором боевики якобы пытали пленных. Рядом на стене висел героический, освещённый лучами солнца портрет сирийского офицера. За занавеской находился отдельный зал с особенно чудовищными фотосвидетельствами насилия боевиков против гражданского населения. Из подписей следовало, что фотографии «предоставлены Министерством обороны Сирии».
Потом там были фотографии с украинской революции. Почти все фото изображали активистов «Правого сектора» - праворадикальной антироссийской организации, члены которой носили чёрные маски и не чурались насилия. Хотя на самом деле в протестах участвовали представители самых разных слоёв украинского общества, не только «Правый сектор», российские власти старались выставить дело так, будто зачинщиками всей революции были бандиты-неофашисты. Единственное, что связывало конфликты в Украине и в Сирии, представленные на этой выставке - это то, что в обоих случаях они начались с протестов против лидеров, поддержанных Россией.
На полу перед фотографиями лежали предметы - как утверждалось, те же, которые были на них изображены. Как, интересно, организаторам удалось заполучить тот самый помятый мотоциклетный шлем, который на фотографии был надет на украинском демонстранте, отбивающемся от полиции? Кто собрал деньги, чтобы купить и привезти в Нью-Йорк покорёженный белый фургон - его якобы пытались подорвать сирийские повстанцы во время неудачной попытки теракта? Ответов на эти и другие вопросы мне так и не удалось добиться от Бенджамина ХИЛЛЕРА, американо-германского журналиста родом из Берлина. Его мне представили как куратора выставки «Вещественные доказательства». Это был грузный человек с бородой, одетый во всё черное, который сидел за столом при входе в галерею. Он заявил мне, что материалы для выставки предоставили независимые журналисты из Европы, России и Сирии, уставшие от однобокого освещения конфликтов в западных СМИ. По его словам, они просто хотели «предоставить слово другой стороне». Хиллер утверждал, что средства на аренду помещения, перевозку материалов и грант в 40 тысяч долларов, про который говорилось на сайте «Вещественных доказательств», были собраны при помощи «краудфандинга» (с тех пор Хиллер успел покинуть организацию, упомянув, что выставка допускала «дезинформацию» и нежурналистский подход», в связи с чем он «не желает, чтобы его имя упоминалось в связи с этим проектом»).
Придя домой, я зашёл в Твиттер и стал разыскивать отзывы о выставке. Немедленно мне на глаза попались десятки аккаунтов, постивших восторженные рецензии с хэштегом #MaterialEvidence. Я кликнул на один из них, принадлежащий молодой женщине в очках-авиаторах по имени Зои Форман (потом выяснилось, что фото украдено). Её Твиттер состоял в основном из отрывков текстов малоизвестных песен и цитат на все случаи жизни. Но 11 сентября она целый день спамила известных политиков и журналистов сообщениями о кошмарном взрыве на химическом заводе в округе Сент-Мери, штат Луизиана. В параметрах этих твитов с тегом #ColumbianChemicals было указано, что Зои Форман - как почти все остальные тролли - пользовалась программой Masss Post. В выходных данных программы был указан неработающий сайт Add1.ru. Согласно записи в базе данных Whois, домен add1.ru был зарегистрирован в январе 2009 года пользователем по имени Михаил Бурчик, чей адрес электронной почты был закреплён за этим доменом до 2012 года. В документах, опубликованных «Анонимным интернационалом», тоже фигурирует Михаил БУРЧИК - исполнительный директор ООО «Агентство интернет-исследований».
В феврале этого года я позвонил Бурчику, молодому интернет-предпринимателю из Санкт-Петербурга. Я хотел поговорить с ним о фальшивом взрыве в Луизиане и о том, какое отношение к нему имеет «Агентство интернет-исследований». В статье в газете Süddeutsche Zeitung немецкий журналист Юлиан Ханс утверждал, что Бурчик потвердил ему подлинность опубликованных «Анонимным интернационалом» документов. Но когда я позвонил Бурчику, он открестился от всякой связи с «Агентством интернет-исследований». «Я слышал про такую организацию, но я там не работаю», - уверял меня он. Не слышал Бурчик и о программе Masss Post. Не мог он припомнить и покупку домена Add1.ru, хотя, отметил Бурчик, он за свою жизнь купил и продал столько доменов, что все и не упомнишь. Бурчик предположил, что во главе «Агентства интернет-исследований» стоял некий другой Михаил Бурчик. Но адрес Михаила Бурчика в выложенной переписке совпадал с адресом на сайте того Михаила Бурчика, с которым разговаривал я.
* * *
В Санкт-Петербурге мне наконец удалось поделиться своими наблюдениями с Андреем СОШНИКОВЫМ, молодым журналистом из газеты «Мой район», которому Людмила Савчук передала добытые в агентстве документы. Сошников к своим расследованиям подходит крайне дотошно: однажды он нарисовал 3D-модель дороги, чтобы точно подсчитать, сколько при её строительстве было украдено асфальта. Он одним из первых российских журналистов написал об «Агентстве интернет-исследований», устроившись туда на работу в 2013 году. С тех пор он так же пристально следит за русскоязычными троллями агентства, как я - за их англоязычными собратьями.
Я показал Сошникову видео с YouTube, опубликованное в Facebook одного из троллей. Видео представляло собой яркий анимационный ролик, в котором описывались провалы американской разведки. Мое внимание привлёк голос рассказчика. Он звучал точно так же, как на видео, которые распространялись с фальшивками про взрыв в Луизиане и расстрел в Атланте: голос мужчины, который очень хочет сойти за американца, но у него получается только австралийский акцент.
Сошников немедленно узнал стиль анимации, в котором был выполнен ролик. По его словам, он был создан студией «Инфосёрфинг», занимающейся производством пропагандистской инфографики для Instagram и Вконтакте по заказу Кремля. При помощи сервиса Yomapic Сошников показал мне, что все фото из аккаунта «Инфосёрфинга» в Instagram были опубликованы из здания по адресу улица Савушкина, дом 55. Он уже несколько недель наблюдал за всеми постами, сделанными на Савушкина, 55, и собрал солидную базу контента, производимого троллями.
Он открыл аккаунт «Инфосёрфинга» на YouTube, и я тут же заметил несколько роликов, сделанных в том же стиле, что и анимация про неудачи американской разведки. Более того, «Инфосёрфинг» запостил у себя в аккаунте тот самый ролик - только вместо злосчастного австралийца его озвучивал русский диктор. Это, пожалуй, было самое убедительное доказательство связи между фальшивыми видео происшествий в США и конторой, работавшей по тому же адресу, что и «Агентство интернет-исследований».
Однако нам там и не удалось выяснить, какой именно отдел агентства производил эти «утки». Команда, занимавшаяся троллингом на английском, была элитным и глубоко заскреченным отрядом. Марат Буркхардт, работавший в отделе интернет-форумов, пытался устроиться туда на работу, но безуспешно. Единственный сотрудник англоязычного отдела, с которым мне удалось поговорить - это Катарина АИСТОВА. В прошлом она работала на ресепшене в отеле, а в «Агентство интернет-исследований», по её словам, попала, ещё когда оно располагалось в прежнем здании по другому адресу, поменьше размером. Её адрес я нашёл в выложенной «Анонимным интернационалом» переписке. В ней были в том числе письма Аистовой её руководству с отчётами о пропутинских комментариях, которые она оставляла на сайтах вроде The Blaze и Politico. Одно из её заданий состояло в написании эссе с точки зрения типичной американки. «Я живу в настолько развитом обществе, что люди здесь практически перестали ходить пешком», говорилось в этом эссе. Когда я связался с Аистовой, она отнеслась к предложению встретиться и побеседовать без энтузиазма. Она рассказала, что после того, как её адрес появился в переписке, опубликованной «Анонимным интернационалом», ей начали приходить оскорбления со стороны критиков «Агентства интернет-исследований». Некоторые даже являлись к ней домой. Наконец она согласилась встретиться, но только при условии, что она придёт со своим братом. Я принял это условие, и мы назначили встречу в тихом китайском ресторане.
Аистова и её брат составляли необычную пару. Она - невысокая молодая женщина с каштановыми волосами до плеч, одетая во всё черное: свитер, леггинсы, высокие сапоги на массивной платформе. Она настояла на том, чтобы заплатить за мой кофе. «Вы в России гость», - заявила она. Он, в свою очередь, - огромный скинхед с руками, до плеч покрытыми нацистскими татуировками, среди которых выделялась свастика шириной сантиметров в 15 на левом бицепсе. «Мой брат похож на вышибалу», - хихикнула Аистова. На нём была надета чёрная футболка с эмблемой дивизии СС «Тотенкопф», которая занималась охраной нацистских концлагерей. Я спросил его, что означает его футболка. «Тотенкопф», - буркнул он в ответ. Во время интервью он сидел напротив меня и Аистовой, не снимая темных очков и молча улыбаясь.
Аистова рассказала, что она успела проработать в «Агентстве интернет-исследований» полтора месяца. В основном её работа сводилась к переводам с английского на русский. Новости были самыми разными - от событий в Украине до дорожных происшествий. Несколько раз ей поручали оставить комментарии к американским новостям про Россию, но конкретных инструкций, что нужно написать, по её словам, не выдали. Она заявила мне, что любит Россию. Она искренне верит, что Путин хочет помочь народу востока Украины, и что западные СМИ пытаются его за это очернить. «Я думаю так - эй, ребята, пока вы тут про Путина разные гадости пишете, народ-то страдает», - говорила она мне.
Но Аистова, по её словам, не испытывает неприязни к Соединённым Штатам. Она призналась, что мечтает съездить в Нью-Йорк и погулять по местам, где снимали один из её любимых фильмов «Завтрак у Тиффани». «Я не чувствую агрессии по отношению к Америке», - говорила она. После интервью мы пожали руки у входа в ресторан. «Вы похожи на журналиста, который расскажет правду, - сказала она на прощание, - желаю вам удачи с вашей статьёй».
* * *
В последний мой день в Санкт-Петербурге я снова пришёл к дому номер 55 по улице Савушкина. Всю неделю стояла ужасная погода - шёл снег и дул промозглый ветер - но наконец облака рассеялись. Незадолго до десяти утра я со своим переводчиком встал на тротуаре напротив входа и стал караулить троллей, собирающихся на утреннюю сменю. Тут выяснился главный изъян моей стратегии. Сотрудники, прибывавшие незадолго до начала своей смены, даже при всём желании не могли задержаться, чтобы поболтать со мной. Прямо перед нами затормозил большой белый фургон, из которого выбежала группа молодых людей и тут же скрылась за дверью, не дав мне шанса с ними заговорить. Неподалеку остановился другой автобус, и из него вышла ещё одна компания сотрудников агентства. На вопросы моего переводчика они ответили недовольным ворчанием или вообще мёртвой тишиной. Юноша с сигаретой заявил, что он тут не работает. Закончив свою сигарету, он быстро скрылся внутри.
Ровно в десять утра поток работников прекратился. Я решил, что пора попытаться самим пробраться внутрь. Я читал репортажи журналистов, которые делали попытки попасть в здание, но их немедленно выкидывала на улицу охрана. Поэтому в двери я заходил с некоторым трепетом. У турникетов стояли двое мужчин в костюмах. Мы с моим переводчиком подошли к вахтёрше и спросили, можно ли поговорить с кем-нибудь из компании «Интернет-исследования» (после переезда на Савушкина, 55, они избавились от слова «Агентство»). Она заявила, что «Интернет-исследования» в этом здании больше не работают. «Пару месяцев назад нам пришлось их выселить, потому что из-за них у всего здания испортилась репутация», - сообщила она как бы между прочим.
Она указала на доску со списком нынешних арендаторов помещений в этом здании. Названия были написаны на обрывках бумаги, и ни на одном из них не упоминалась компания «Интернет-исследования». Однако одно название я узнал: ФАН, или «Федеральное агентство новостей». Я читал, что ФАН - это один из прокремлёвских новостных сайтов с редакцией на Савушкина, 55, которые финансирует Евгений Пригожин. Бывшие сотрудники «Агентства интернет-исследований», с которыми я беседовал, считали, что ФАН - это один из отделов агентства, существующий якобы независимо под своим именем. Я попросил набрать номер кого-нибудь из ФАН. К моему удивлению, вахтёрша сняла трубку, набрала номер, произнесла несколько слов и сообщила нам, что сейчас к нам спустится главный редактор ФАН Евгений ЗУБАРЕВ.
Зубареву на вид было лет 50, его волосы с проседью были коротко подстрижены, а на лице виднелся отпечаток усталости. Он пожал мне руку и пригласил в свой кабинет. Мы прошли мимо турникетов, расписались в журнале у охраны и прошли по длинному коридору в редакцию ФАН, которая занимала два кабинета на первом этаже. Там было необычайно тихо для новостного агентства, в котором, по словам Зубарева, работало 40 человек. Редакция была оборудована с расчётом на большую команду, на одинаковых коричневых столах стояло не меньше дюжины чёрных компьютеров, но сидели за ними всего двое юных репортёров. Шторы были задёрнуты, а мебель едва распакована.
Зубарев пригласил нас сесть, и я рассказал ему про статьи, в которых ФАН описывали как пропагандистский рупор Кремля. Он с возмущением покачал головой. Включив компьютер, Зубарев открыл сайт ФАН и показал официальное свидетельство о регистрации СМИ. «ФАН - это новостное агентство», - заявил он. У него есть стрингеры и корреспонденты в Украине, а также во многих других странах постсоветского пространства. Все они пишут настоящие репортажи, часто с риском для собственной жизни. Сам Зубарев - тоже ветеран российской журналистики, до прихода в ФАН он писал о присоединении Крыма в агентстве «Росбалт». Но после выхода статей, где его имя упоминалось в контекста «Агентства интернет-исследований», ему не дают покоя вопросами о его этичности его работы.
«Мы понимаем, что такой адрес бросает на нас тень, но переехать мы сейчас не можем, - сказал он со вздохом, - Так что нам приходится каждый день сталкиваться с репортёрами вроде вас, господин Чен, которые приходят сюда и задают разные вопросы».
Зубарев заявил, что считает себя и ФАН жертвами чёрного пиара. Кто им занимается и в чьих интересах, спросил я? «Слушайте, это всего лишь мои домыслы, а не подтверждённый факт, - ответил он, - Возможно, тут задеты чьи-то деловые интересы, я не знаю. Может быть, копают под нашего инвестора». Но на вопрос, кто же этот инвестор, он отвечать отказался. «Я не могу раскрывать личность наших инвесторов, - заявил он, - Таковы условия моего договора».
* * *
Я покинул Санкт-Петербург 28 апреля. На следующий день на сайте ФАН вышла статья с заголовком «Что общего у журналиста The New York Times и нациста из Петербурга?» В статье описывалась таинственная встреча журналиста из газеты New York Times - то есть меня - с неким неонацистом. Статью иллюстрировала фотография скинхеда с рукой, вскинутой в нацистском приветствии. Но это был не какой-нибудь скинхед, а именно тот, с которым Катарина Аистова пришла на встречу и представила как своего брата. Как выяснилось из статьи, на самом деле «брат» Аистовой - скандально известный неонацист по имени Алексей Максимов.
В статье говорилось, что Максимов, который известен под кличкой «Муха», - член известной в Петербурге организации скинхедов «Тотенкопф». Он якобы провёл несколько лет в тюрьме за нанесение смертельных ножевых ранений. Буквально за месяц нашей с ним встречи Муха снова попал в заголовки новостей - на этот раз в связи с избиением мигрантов в пригороде Сантк-Петербурга. При обыске полиция нашла у него в квартире оружие и нацистскую символику.
В статье не упоминалась ни Катарина Аистова, ни «Агентство интернет-исследований». Зато авторы утверждали, что я якобы встречался с Максимовым, потому что хотел завербовать его для совершения провокации против России. Максимов сообщил ФАН, что я «очень живо интересовался настроениями в среде русских националистов». Он продолжил: «Ему явно нужны были истории о том, как кровавый кремлёвский режим преследует свободных русских людей. Я не в первый раз сталкиваюсь с подобными запросами со стороны западных журналистов, но не собираюсь помогать им в этом. Многие хотят увидеть в русских националистах “пятую колонну”, которая будет действовать по указке с Запада и сметёт Кремль». С его слов выходило, что я пытался организовать мини-Евромайдан прямо тут, в Санкт-Петербурге.
К статье прилагались фотографии с нашей встречи с Аистовой и Максимовым. Одна фотография, судя по всему, была тайком снята через окно ресторана, пока мы сидели и беседовали. Фото сделано под таким углом, что Аистову почти не видно. Если не присматриваться к деталям, то может показаться, что в кадре только двое - я и скинхед, с которым я мило болтаю за чашечкой кофе. На другой фотографии, снятой у входа в ресторан, я будто бы глубоко погружён в беседу с Максимовым. Хотя на самом деле я точно помню, что между нами в этот момент стояла Аистова.
Я не мог не отметить изобретательность исполнения всей аферы. Я вспомнил, как в ресторане Аистова села рядом со мной, так что мне приходилось говорить с ней, сидя вполоборота, а Максимов молча сидел напротив нас. С определённого ракурса могло показаться, что я встречался с Максимовым один. Я написал Аистовой с просьбой объяснить происходящее. Она ответила коротко: «Нет, это уж вы потрудитесь объясниться!!» Спустя несколько недель я попытался позвонить ей, но она притворилась, что я ошибся номером.
Ещё несколько дней эту сенсационную заметку перепечатывали в разных прокремлёвских блогах. Более того, сама заметка на сайте ФАН, как выяснилось, была перепечатана с ещё одного прокремлёвского сайта под названием «Народные новости». По словам Андрея Сошникова, журналиста газеты «Мой район», редакция «Народных новостей» тоже находится на Савушкина, 55. Каждый раз заметка обрастала всё более фантастическими подробностями. На одном сайте говорилось, что я работаю на ЦРУ, на другом - что я сотрудник Агентства национальной безопасности. Пользователь YouTube по имени Russia Today - не известная телекомпания, а её клон - выложил видеозапись нашей встречи с дабстепом в качестве фоновой музыки. К моему беспокойству, в ролике мелькнула фотография, как я выхожу из своей гостиницы. Ролик набрал более 60 тысяч просмотров. Такое количество объясняется знакомой тактикой раскрутки в соцсетях: десятки троллей постят ссылку на ролик с хэштегом #ВербовкаНацистов. Хэштег на некоторое время вышел в тренды русского Твиттера.
Оправившись от шока, я начал выяснять, кто стоит за кампанией против меня. В конце концов, я набил руку за несколько месяцев расследования деятельности «Агентства интернет-исследований». Каждый час я набирал в поиске Google все возможные варианты написания моего имени на кириллице и отслеживал все посты с моим упоминанием, как только они появлялись в Живом Журнале и Вконтакте. Я отмечал каждую ссылку в Твиттере на запись моей встречи с Максимовым.
Спустя несколько дней ко мне в скайп постучался Сошников. «Видел статью про себя на сайте ФАН? - спросил он, - Они знают, что ты готовишь громкую статью, и стараются максимально дискредитировать тебя перед российским читателем».
Я описал ему подставу, на которую я попался, и чем дальше я углублялся в подробности, тем больше меня охватывало чувство паранойи. Мои собственные слова звучали всё абсурднее - мне начало казаться, что именно такое запутанное алиби мог бы придумать засветившийся агент ЦРУ. Тролли сделали единственное, что они умеют делать, но на этот раз сделали это хорошо. Они завладели моими мыслями.
Адриан ЧЕН (Adrian Chen) - журналист, живёт и работает в Нью-Йорке. Его статьи выходили в журналах Wired и New York Times Magazine, а также газете The New York Times. Кроме того, Чен в качестве редактора пишет статьи в журнал The New Inquiry и является основателем клуба I.R.L. Club, в котором люди из интернета имеют возможность встретиться «в реальной жизни».


The New York Times Magazine, 04.06.2015
http://www.nytimes.com/2015/06/07/magazine/the-agency-russian.html?_r=0
Примечание: все выделения в тексте - мои.

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
Итан ЦУКЕРМАН - Атака клонов: зачем власти дискредитируют интернет
http://loxovo.livejournal.com/6770518.html
Разворошить муравейник троллей
http://loxovo.livejournal.com/6684934.html
Безумие кремлевских троллей (март 2015)
http://loxovo.livejournal.com/6684676.html
Охрипшие от лая. Блогосфера об обнаружении 20 000 аккаунтов кремлетроллей
http://loxovo.livejournal.com/6553106.html
Западный аналитик сосчитал "кремлевских ботов" в Twitter: их выдают одинаковые тексты
http://loxovo.livejournal.com/6553075.html
Антон НОСИК о новом исследовании кремлеботов
http://loxovo.livejournal.com/6546617.html
Они любят Путина 12 часов подряд (о кремлевских троллях)
http://loxovo.livejournal.com/6466863.html

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Как стать тролльхантером
Пора очистить сетевое пространство от «сетевых бойцов», зарабатывающих деньги на комментариях о войне и политических убийствах. Вот список. Вот инструкция
http://www.novayagazeta.ru/inquests/67574.html

троллинг, власть, расследование, сети, интернет, Кремль, рунет

Previous post Next post
Up