!!!!!! АНАЛИТИКА - Яков МИРКИН: Экономика испуга. Выдержит ли Россия еще один настоящий шторм?

Jun 08, 2015 10:10

На фоне растущей нефти и укрепляющегося рубля российская экономика как будто преодолела текущие проблемы и справилась с ограничениями, вызванными западными санкциями. Однако показатели инфляции, соотношение экспорта и импорта, вывоза капитала, объемов производства в разных отраслях и прочие цифры дают понять, что это иллюзия. Внешнеэкономические связи с Европой и СНГ падают. Сможет ли их заменить Китай? С какой экономической реальностью мы сегодня имеем дело и что ждет российскую экономику в краткосрочной перспективе?
Деиндустриализация
Российская экономика - это экономика 1 (одного) трамвая и 4 (четырех) троллейбусов в месяц. За месяц мы делаем чуть больше 200 металлорежущих станков и 200 плугов. Великая промышленность России производит в год 1 (одно) пальто на 140 человек, 1 (одну) пару трикотажных носков/колготок на одного человека, 1 (одно) платье на 20 женщин, 1 (одну) пару брюк на 12 человек (по данным Росстата, 2015). 1 (одну) деревянную кровать на 100 человек в год.
Это называется деиндустриализация. По продолжительности жизни мы занимаем 123-е место в мире (по данным ВОЗ, 2012). В Палестинской автономии живут дольше, чем в России.
Мы построили сырьевую экономику. Наше благоденствие очень зависит от «внешних поводков» - цен на нефть и газ (65-67% экспорта товаров), от курса доллара к евро (чем доллар крепче, тем ниже мировые цены на сырье), от ключевого клиента - Европейского союза. До 2014 года 50% экспорта-импорта приходились на ЕС.
Другой VIP-клиент - СНГ. В начале 2010-х годов - 15% экспорта-импорта России. Это был технологический пик. Средний возраст машин и оборудования в России - 11,2 года (по данным Росстата, 2013). Импортировали модернизацию. Но не приобрели навыки «производства средств производства». Доля импорта в станкостроении составила более 90%, в тяжелом машиностроении - 60-80%, в электронной промышленности - 80-90% (по данным Минпромторга, 2014).
Ну и что, если до середины 2013 года заоблачные цены на нефть и газ обеспечивали счастье?
Были, конечно, досадные мелочи. Переоцененный рубль, который мешал экспорту (мало рублей за доллар выручки), окрылял импорт (много долларов за выручку в рублях), вытесняющий из внутреннего производства всю сложную продукцию. Плюс мелкая, сумасшедшая финансовая система, которая за 25 лет так и не решила задачу дешевого кредита, низкой инфляции, устойчивой валюты, низких налогов. К тому же, чуть что, опрокидывалась в штопор.
И еще. Уникальная офшоризованная экономика, основанная на вывозе капитала. С выведенными за рубеж активами, прибылями, денежными потоками. 70-80% прямых иностранных инвестиций - через офшоры. Но благоденствию и рапортам о том, что раннее цветение давно началось, все это не мешало.
Таково было начальное положение. А потом все завертелось, закружилось: цена на нефть за полгода упала в 1,8-3,5 раза, рубль девальвировался в 1,6-2,3 раза и стал, наоборот, недооценен (до апреля 2015 года).
Ключевой клиент, Евросоюз, объявил технологический бойкот и всячески старается уплыть налево. Ему не нравится, что 30% его энергетических нужд покрываются Россией. Достраивает альтернативную инфраструктуру для приема топлива из Центральной Азии, Северной Африки, Норвегии, США, откуда угодно.
Танцующая экономика
Январь после шоковой девальвации рубля ознаменовался провалом в экономике и во внешнем обороте. В феврале-марте экономика тихо скользила вниз. Со стороны похоже на хронического больного. Удар, потом стабилизация на нижнем уровне, дальше медленное ухудшение, а затем что? Новый удар?
Все эти усиливающиеся проблемы хорошо видно в таблице.


Источник: Росстат, Федеральная таможенная служба. Экспорт-импорт по текущей стоимости, в долларах США
Шок перетряхнул отрасли в разных секторах экономики.
За бурный всплеск производства продовольствия скажем спасибо эмбарго на импорт из стран ЕС и девальвации рубля. Зато налицо большие провалы в легкой и целлюлозно-бумажной промышленности, в машиностроении. Экономика России как будто пляшет, и это хорошо видно по скачкам в отдельных товарных группах. Так, производство сыров «в натуре» выросло на 30%, молока - упало на 26%, вина - выросло на 34%, обуви - упало на 26%, тепловозов - выросло на 43%, легковых автомобилей - упало на 19% и т.д. (I квартал 2015).
Добыча полезных ископаемых, электроэнергия, транспорт держатся. Зато добыча природного газа, опять-таки, упала на 5-9%.
Бушует инфляция. 16% в годовом измерении. Из месяца в месяц номинально падает кредит. В реальном выражении - на 15-16% в год. Такого не было никогда. Сжатие кредита всегда ведет к сокращению производства. Кто только не писал уже о космических процентах.
Инвестиции составляют меньше 20% ВВП (2014). Три года назад доходили до 24%. Так расти невозможно: экономики быстро растут при инвестициях 28-32% ВВП. У Китая сейчас - 46%.
Тектонический провал во внешнеторговом обороте. Экспорт в денежном выражении провалился на 20-30%, импорт - на 35-40% (I квартал 2015 года относительно I квартала 2014-го). Правда, физические объемы экспорта чуть выросли (только по газу провал). Всё на вывоз, чтобы компенсировать падение цен на сырье.
Одна радость: сохранена основа основ российской экономики, ее дойная корова - положительное сальдо торгового баланса (хотя и -10-12% к 2014 году). Продолжающееся превышение экспорта над импортом товаров - это десятки миллиардов долларов США, которые потом плавно растекаются, что-то во внутреннюю экономику, а что-то на вывоз капитала.
Мы теряем как клиента Европейский союз. Его доля во внешнем товарообороте России потихоньку сжимается. Год назад - 50%, сегодня - 45-46%. За год товарооборот с ЕС упал больше чем на треть. А какой был прибыльный бизнес! Даже сегодня ЕС дает 60% положительного сальдо торгового баланса. Почти 30 млрд долларов в I квартале этого года.
Еще одна проблема - де-факто объявленный России технологический бойкот. Импорт машиностроительной продукции падает с опережением (см. таблицу выше).
Сжатие товарооборота с Украиной составило за год примерно 60%. Доля в экспортно-импортных операциях России - 2,8%. Год назад была 4,6%.
И дело не только в Украине. На 30-40% сократилась торговля с Белоруссией и Казахстаном. Их экономики медленно отворачиваются от России, интенсивность экономических связей падает, а жаль: СНГ - это очень прибыльная торговля. Положительное сальдо всегда в пользу России.
Может быть, эти выпадающие доходы от торговли могут быть компенсированы за счет Китая? Может быть, там теперь молочные реки с кисельными берегами?
Доля Китая во внешнеторговом обороте добралась до 11,6% (I квартал 2015 года). Пару лет назад она составляла примерно 10%. Но в абсолютных объемах и с Китаем товарооборот упал за год почти на 30%!
При этом Китай пока остается очень невыгодным клиентом. У нас с Китаем - отрицательное сальдо экспорта - импорта. За I квартал 2015 года - 2 млрд долларов в минус. Не мы зарабатываем на Китае, а Китай зарабатывает на нас. Нужно вложить еще миллиарды, чтобы обрушить на Китай газовые потоки и выйти в плюс. Или не выйти. Сырье против готовой продукции из Китая - это уже реальность.
Рулевые экономики
Процессом можно либо активно управлять, либо приспосабливаться к нему. Истинный интервенционист - это Банк России. Был и, может быть, еще будет причиной многих потрясений. Создать большой бабах, а потом отчитаться в успешной победе над ним.
Правительство предпочитает затыкать текущие дыры деньгами - такой универсальный способ решения проблем. А там пускай сами разбираются, деньги выделены. Политика «дырка - затычка - дырка - затычка».
Все это, как говорят финансисты, формирует сверхконцентрацию рисков, по которым можно здраво рассудить, что же нас ждет впереди.
Лето-зима 2015: экономика испуга
Не верьте стабилизации, не успокаивайтесь, будьте настороже и сверхосторожно обращайтесь с собственными активами. Экономика в зоне шторма, притопленная, с пробоинами, с буйными ветрами, околачивающимися у бортов, и впереди уже в этом году нас ждет масса приключений.
С одной стороны, фелюга плывет, и накопленного к 2014 году жирка (валютные резервы, внебюджетные фонды, минимальный госдолг) должно хватить на год-полтора. Девальвация рубля, эмбарго, инфляция оживили тех, кто производит продовольствие. Пока незыблема, хотя и дала трещины святая святых экономики - «обмен сырья на бусы», поток сырья на Запад против валюты. И наконец, о чудо, вдруг приподнялись цены на нефть и газ. Передышка!
С другой стороны, в любую минуту фелюга может дать дикий крен. Просевшая экономика перетряхивает отрасли под влиянием эмбарго, скачков рубля, низких цен на сырье и сильного доллара. С сорванными внешними связями. И может просесть еще ниже.
Это экономика испуга, в ней все препятствует начинанию новых проектов. Она хаотична и кратно усиливает любую нестабильность, идущую от глобальных финансов. Уйдет Греция из зоны евро, объявит дефолт - в России снова будет настоящий шторм.
Одна из самых турбулентных финансовых систем в мире: курс рубля, бюджет, процент, цены, акции ходят ходуном. Банки то плачут, то смеются. Только налоги, как всегда, наливаются силой. И все это на уровнях, крайне неблагоприятных для ведения бизнеса.
Равнодействующая всех этих сил неизвестна, и возможны любые варианты. От тихого «собрали хороший урожай» до очередного буйства и связывания веревками, чтобы не причинить вреда.
2016-2020: смутное время
Нас ждет смутное время: полузакрытая стагнационная экономика с устаревающими технологиями и стабилизация на более низком уровне. Все процессы заморожены, Запад в этом заинтересован: лишь бы не дергались - и потихоньку сокращает зависимость от России как якорного поставщика сырья. Похоже на «Большое Приднестровье».
Сохраняется волатильность: то в грязь, то в князи. Санкции останутся надолго, поскольку проблема Крыма решена не будет. Экономика устаревает, окруженная технологическим бойкотом. Для глобальных финансов она по-прежнему токсична и как будто обмотана изоляционной лентой, хотя спекулянты время от времени потрясают ее своими атаками.
Переключение России на Азию, отдаление от Евросоюза, сокращение экономического присутствия на постсоветском пространстве. Два тяжелейших маневра по строительству многомиллиардной инфраструктуры развиваются параллельно: Россия ориентируется на Китай, Евросоюз - на «самообеспечение» от России (вместо когда-то чаемой интеграции). Та же модель обмена сырья на бусы, но уже с двумя хозяевами. Один, ЕС, держит на голодном пайке по высоким соображениям, другой, Китай, - в силу необычайного практицизма.
А что будет дальше, неизвестно. Удастся ли удовлетворить собственные потребности в оборудовании и технологиях на азиатских рынках вместо европейских? Не будут ли эти технологии вторичными, не запрограммированы ли мы на еще большее отставание (если их главный источник - Китай). Еще один вопрос - насколько это вообще возможно. Япония и Южная Корея - стратегические партнеры США, Китай находится с США в стратегическом диалоге и входит в тройку крупнейших торговых партнеров Штатов.
Эпоха низких цен на нефть, газ, другое сырье и сильного доллара продлится лет 5-7 (у доллара длинные циклы с начала 1970-х, сейчас - время усиления к евро). Вырастут риски, связанные с техническим прогрессом, с тем, что углеводородная экономика вдруг начнет сжиматься, подобно шагреневой коже. Контуры этой будущей экономики потихоньку обозначаются на горизонте. Как следствие, вырастут риски перепроизводства топлива у стран - экспортеров нефти и газа.


Соответственно, нас ждут упрощение, огосударствление, дальнейшая концентрация активов и собственности. Деофшоризация как способ «собирания земель русских». Изоляционизм, экономика гонки вооружений и борьбы.
Как следствие, будет остро стоять вопрос: не свернет ли в один прекрасный день под внешним напором российская экономика в нерыночность? Не превратится ли вдруг в башню из слоновой кости? Не начнет ли разъезжаться по швам, как это уже было в конце 1980-х годов? Не сбудется ли неумолимое, самосбывающееся желание российской экономики - устроить еще парочку кризисов, клюнуть носом и уйти на дно?
Возможно ли экономическое чудо
Бывает, что дуракам везет. Ветры вдруг стихают, наступает штиль и выходит солнце, а публика лезет на палубу загорать. Так было трижды - в конце 1998-1999 годов, в середине 2000-х годов, после кризиса 2008-2009 годов. Случится ли маленькое чудо в четвертый раз: рост цен на сырье, снижение доллара, мировой подъем? Что-то подсказывает, что нет.
Альтернатива - низкие налоги, дешевый кредит, высокая норма инвестиций, дешевое государство, низкие регулятивные издержки, заниженный курс рубля, госинвестиции в инфраструктуру для жизни, «социальные» программы общественных работ, массовая приватизация земли, высвобождение энергии среднего класса и бизнеса - всё для прямых иностранных инвестиций, несущих за собой современные технологии в производство продукции с высокой добавленной стоимостью. Всё - под рост и модернизацию, с главным KPI в виде продолжительности жизни. Государство развития (developmental state), финансовая система развития (developmental finance). Воплощение давней российской мечты - массовой «двухэтажной России», удобств, дорог, отличной местной инфраструктуры.
Это то, что принято называть «экономическим чудом». После 1940-х годов такое чудо совершили больше десятка стран. Сильный ответ на уникальные по напору внешние вызовы вместо пассивности и макроэкономических ошибок.
Скажут, что это идеализм и такого не может быть. Но мог ли кто-то в Китае конца 1970-х годов, с его левачеством и огромным аппаратом насилия, после всех культурных революций, представить себе Китай 2015 года?
Поэтому вопрос о том, возможна ли в России эта альтернатива - политика практичного либерализма и «экономического чуда» вместо дикого сочетания псевдолиберализма с этатизмом, кронизмом и прочими «-измами», - остается открытым.
Найдется ли для такой политики автор, как он нашелся в Германии, Японии, Южной Корее, Китае или Сингапуре? Возможна ли она вообще при нынешней власти? Можно ли осуществить экономическое чудо хотя бы по образцу «каудильо Франко», как в 1950-1960-х годах в Испании? И как такая политика должна быть устроена в деталях? Об этом - в следующей публикации.
Яков МИРКИН - д.э.н., профессор, завотделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН. Разработчик структуры и базовых программ отечественного высшего образования в области рынка ценных бумаг. Председатель совета директоров ИК "Еврофинансы".


Slon.ru, 18.05.2015
https://slon.ru/posts/51641
Примечание: выделение болдом и красным болдом - моё.
 

деградация, экономика, экономист, сырьевая, аналитика

Previous post Next post
Up