Сергей ШЕЛИН: Четырехликий юбилей

May 14, 2015 02:45



Празднование годовщин великих войн обычно решает одну из 4-х задач. Или это день памяти погибших, или праздник самоутверждения режима, или замер мирового веса этого режима, или просто нечто коммерческое. Нынешнее 9-е мая - попытка совместить все сразу.
С тем, что День Победы празднуется в этом году совершенно необычным образом, согласен каждый. Хотя и нет стопроцентного единства мнений относительно того, в чем именно состоит эта уникальность и достаточно ли она хороша. Но если сопоставить наш юбилей с чужими, то все встает на свои места.
На сегодняшнем Западе годовщины великих битв прошлого - это повод вспомнить погибших и пожалеть о бедствиях войны.
<...>
За 70 лет празднование Дня Победы претерпело у нас беспрецедентную в современном мире архаизацию.
Это торжество, от которого Сталин через пару лет после войны решил отказаться, поскольку недолюбливал всех, с кем ему пришлось бы делиться славой победителя, существовало первоначально как неофициальный народный день поминовения погибших и чествования фронтовиков. Именно в 50-е и в начале 60-х массовое восприятие прошедшей войны было у нас как никогда похоже на сегодняшнее европейское.
Потом режим Брежнева решил сделать память о войне своим идеологическим фундаментом. С 1965-го это важнейший государственный праздник, отмечавшийся с растущим размахом, особенно в юбилейные годы. Задачей его было соединить "народное" и "государственное" - скорбь о погибших и заботу о ветеранах (пусть и недостаточную) с казенным ликованием и растущим культом Сталина; призывы к миру с демонстрациями военной мощи. Двойственность тогдашнего 9-го мая с идеальной точностью передают слова знаменитой песни 70-х: "Это радость со слезами на глазах".
При этом балаганно-циничной коммерциализации всего, связанного с 9-м мая, тогда не существовало. Торты, изображающие мемориалы, поставленные на месте массовых убийств, или какие-нибудь крабовые палочки "Доблестные", упакованные в георгиевские ленты, были просто немыслимы.
И еще одно. Как ни относись к брежневской версии военной истории, ее, по крайней мере, не особенно навязывали окружающему миру. Не предлагали ему и разделить радость от лицезрения советской военной мощи. Американских президентов и немецких канцлеров не звали на Мавзолей полюбоваться ракетами, нацеленными на их страны.
Вплоть до конца Советского Союза, когда прочие советские торжества были уже скомпрометированы, День Победы отмечался как достаточно искренний и ненадрывный праздник.
И вот сейчас реализуется третья модель празднования 9-го мая, стремящаяся решить сразу все четыре юбилейные задачи, причем в особом исполнении.
Если уж коммерческое использование юбилея, то доведенное до буйного помешательства. Если уж забота об участниках войны, то с новом уровнем фальши - повторенными на чистом глазу обещаниями дать квартиры и издевательскими разрешениями прийти в какие-то благотворительные столовые на "чаепития для ветеранов и малоимущих".
А если уж препарирование истории, то с абсолютной свободой ее переписывания, без малейшего брежневского консерватизма. Победитель Германии теперь уже не Советский Союз, но одна только Россия. А в списке врагов - и Украина (что весьма удивило бы ее уроженца Брежнева), и западные союзники.
Одновременно от этих же бывших не то союзников, не то противников самым серьезным образом ждали приезда на военный парад, анонсированный как небывало грозный и грандиозный. Муссирование списка приглашенных иностранных правителей стало излюбленным всенародным занятием, а сообщения об отказе очередного западного гостя или о согласии кого-то из восточных подавались как важнейшие общенациональные новости.
Каждый из отдельно взятых компонентов этого юбилея хорошо знаком по опыту сегодняшнего Востока и позавчерашнего Запада. Но совершенно необычна попытка решить все возможные задачи разом, хотя они друг с другом не стыкуются. Уникальна и сама атмосфера. У всякой экзальтации есть предел. И он достигнут.
Сергей ШЕЛИН - журналист, политолог. Независимый обозреватель Газета.Ру, политический обозреватель и/а Росбалт. По образованию химик, к. х. н. В журналистике - с 1989 г. Работал в петербургских ("Смена", "Час пик", "Вечерний Петербург", "Дело") и московских ("Московские новости", "Новое время") изданиях, а также на петербургском ТВ и радио.


Росбалт, 06.05.2015
Полностью текст - по ссылке:
http://www.rosbalt.ru/blogs/2015/05/06/1395716.html
 

Шелин, День победы, Великая Отечественная война, власть, история, праздник, Брежнев, архаика, Сталин, Вторая мировая война

Previous post Next post
Up