!!!! Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ: День Победы. Рейдерский захват

May 12, 2015 03:10



Считанные дни до 9 мая. В моем телефоне три предложения от банков сделать вклад или взять кредитную карту в честь Дня Победы. Одно - от фитнес клуба - тоже карта в честь. Пять от магазинов одежды, обуви, косметики - все предлагают что-то купить со скидкой в честь все того же. Захожу в книжный магазин - вздрагиваю: вокруг люди в гимнастерках и пилотках. Захожу в поезд - уже не вздрагиваю: у проводников прицеплены на груди типа ордена, из пластика или картона.
С каждой витрины...
Из каждого утюга...
В общем, приходится констатировать, что с Днем Победы случилось неладное. Власть сделала из него бренд, она стремится всеми способами неразрывно связать себя в глазах населения с великой Победой, поскольку своих-то негусто, если не считать отжатого Крыма. Натягивает его на себя, как фальшивые гимнастерки с фальшивыми орденами, стремится слиться с ним, поблестеть его отраженным светом, конвертируя подвиги и жертвы предков в мелкий пропагандистский профит. И само по себе это было бы ладно, в конце концов на любом великом событии много кто паразитирует, с Победой это уже в свое время проделывал дорогой Леонид Ильич. Но, увы, при этом происходит и обратный процесс - сам праздник со слезами на глазах «заляпывается» их сальными пальцами.
Все визитные карточки сегодняшней российской действительности явлены в нынешнем «деньпобедном» разгуле, как на подбор.
Пошлость. Всепроникающая, не знающая никаких границ. Торты с марципановыми партизанами, голые студенты, раскрасившие тела в военные сюжеты, «Ночные волки» с косметичками, тапочки из георгиевских лент - весь этот трэш и угар, о котором, надо отдать должное, и помыслить невозможно было в советские времена. Победа была тогда пропагандистским материалом, но материалом для тапочек - нет, не была. И вещал про нее что-то пропагандистское безукоризненный Игорь Кириллов с мхатовской речью, а не, прости Господи, Залдостанов.


Невежество и халтура. Плакаты, листовки и лозунги с нереальным количеством исторических ошибок, не говоря уже об орфографических. Все тяп-ляп, все левой ногой. Лишь бы отвязаться, лишь бы скорей попилить бюджетную монетку, выделенную на «оформление к празднику». Зачем перечитывать подписи под упертыми из архивов фотографиями? И так сойдет. Идейно близких за это не посадят, и даже деньги вернуть не заставят, достаточно будет быстренько убрать и скороговоркой извиниться.
Цинизм. То ветеранам скидку на кремацию предложат. То какие-то попсовые песнопевцы ордена нацепят и прессе позируют. Ачотакова?
Кафкианский сюр. Ищут солдатиков-фрицев. Допрашивают продавцов. Сажают девчонок за танец на поляне неподалеку от мемориала. Штрафуют за размещение архивных фото - там, мол, на флаге свастика. Надо же, не ромашка.
Истерическое требование лояльности. Несчастные второклашки, которых ругают за забытую георгиевскую ленточку. Принудительные мероприятия. Даже на почту ИРСУ пришло: обеспечить явку приемных родителей на праздничный концерт (Как, интересно, они себе это представляют?)
Бренд положено защищать - и его защищают. Победу защищают от «ложных» - то есть неудобных для брендодержателя - интерпретаций аж с помощью Уголовного кодекса. В результате на сегодня фактически уничтожена сама возможность анализа, исследований этой трагической и важной темы. Поди-ка скажи, поди-ка напиши. Не угадаешь, что именно вдруг окажется «противоречащим решениям Нюрнбергского трибунала».
Бренд монетизируют по-разному. Купоны могут быть не обязательно в виде прямого пиления бюджета. Можно использовать возможность выслужиться. Придумать что-то этакое (см. пункты про пошлость, невежество и цинизм). Уличить кого-то в недостаточном благоговении. Вовремя снять. Вовремя спеть.
Ну, а самые массовые купоны - моральные. Навязал ленточку, наклеил наклейку - и ты уже как бы тоже герой и победитель.
К сожалению, все это означает, что процесс осмысления исторического опыта нашего народа, одной из самых трагичных и судьбоносных страниц его истории, опять прерван и искажен. Уже в третий раз.
Первый был сразу после войны, когда память была почти табуирована Сталиным, панически боявшимся, что вернувшиеся с фронта наведут резкость, кто погибал за Родину, а кто людей как пушечное мясо расходовал.
Второй - при Брежневе, когда появился весь этот пафос и хрестоматийный глянец, когда цензурировались стихи и книги, чтобы было «попобеднее».
Я помню спецкурс по современной советской поэзии, на котором Лидия Иосифовна Левина дала нам прочесть два стихотворения: «Реквием» Рождественского и Винокурова, про Сережку с Малой Бронной и Витьку с Моховой (в авторской редакции, без последней строфы). И просто спросила, в чем разница. А разница очень бросалась в глаза.
У Рождественского были и другие стихи, живые. Но вот это было мертвое. Врущее, что они, конечно, погибли, но ничего, мы, мол¸ за них доживем, достроим и допоем. И будем помнить, сквозь года, тра-та-та, и все в этом духе. Отрывок из него читали во время Минуты молчания, и там оно как-то иначе звучало, в сочетании с траурной музыкой и вечным огнем. А вот на бумаге выглядело искусственно-пафосным. Мертвое стихотворение про то, что погибшие на самом деле живы.
А стихи Винокурова были тихими, теплыми и от них было больно. Потому что им не встать. Потому что матери не спят одни в пустой квартире. Потому что молодая жизнь оборвалась - ее не вернуть, не заменить, не прожить за них никому. Живые стихи про то, что умершие на самом деле умерли и эта боль никуда не денется.
А потом Левина рассказала, что автора заставили приписать строфу. «И помнит мир спасенный, мир вечный, мир живой...». Тошнотворно фальшивую, наспех сляпанную. А без нее не печатали.
Вот таким был второй раз.
А теперь, значит, третий.


И теперь, кроме пошлости и цинизма, он стал отягощен подлостью. Леониду Ильичу не приходило в голову отжимать под лозунгами победы над фашизмом территории у соседей - у тех самых соседей, с кем вместе сражались и умирали.
Мало того, что российская власть фактически отжала победу у всех остальных сражавшихся с фашизмом стран - теперь уже Украина и Грузия «сами фашисты», а всем прочим полагается лишь приехать постоять рядом с Путиным на трибуне. Победа и память о войне отжимается у части россиян - у тех, кто не готов ради подвига предков принять и поддержать сегодняшнюю подлость. Мы видим в истории с «Новороссией», как намеренно идет увязка символов той войны и нынешнего беспредела: украинские города захватывались под «Священную войну» и с георгиевскими ленточками, наши СМИ настойчиво врали, что Украина отменяет День Победы, что там теперь правят бандеровцы, воевавшие за Гитлера. Нам навязывается противопоставление: либо ты против фашизма и чтишь жертвенный подвиг дедов, и тогда ты должен поддерживать всю имперскую подлость по отношению к соседям, либо ты против нее - но тогда ты сам пособник фашистов и Победа для тебя чужая.
К сожалению, эта игра была принята - многие авторы «с другой стороны» начали отвечать на нее обесцениванием Победы, они словно сами согласны, что георгиевские ленточки на ура-патриотах отменяют все, что было, что теперь это не наш праздник, что он «не такой», «фальшивый», «испорченный».
Несколько лет назад я писала, что нет ничего страшного в том, что молодежь не смотрит сегодня военных фильмов, не хочет «грузиться», что великое событие Победы становится историей, как становятся в конце концов историей все войны и все победы. И что дедам, которые воевали, наверное, было бы приятно, что их внуки и правнуки в прекрасный майский день просто гуляют в парках, носятся на великах, едят мороженое и танцуют на полянах. За то и воевали, вроде.
Но с тех пор кое-что изменилось. Молодежь по-прежнему не читала «Сотникова» и не смотрела «А зори здесь тихие» (даже новый глянцевый вариант вряд ли посмотрит). Но теперь ей показали, более того - прямо обучили юзать Победу, не прикладывая никакого душевного труда, «помнить», ничего не зная, «гордиться», не грузясь. Год за годом не решать сегодняшние проблемы и создавать новые, утешая себя величием подвига дедов.
А те молодые, у кого аллергия на пошлость и глупость, начинают уже дистанцироваться от праздника как такового. На самом деле они хотят держаться подальше от следов сальных пальцев. Но получается - от памяти тоже.
По сути, произошел рейдерский захват Дня Победы. Как и многое другое, входящее в национальное достояние, он был присвоен определенной группой людей и используется ею в своих интересах для извлечения прямой и непрямой выгоды.
Все это очень горько, ведь День Победы долгие годы был единственным нашим национальным праздником, который объединял всех: и левых и правых, консерваторов и жаждущих перемен, и государственников, и либералов. Он был нашим общим. Мы могли разное думать про Сталина и про Катынь, про роль союзников и про тактику Жукова, но сам по себе День Победы был - один на всех. Минута молчания - одна на всех, песни, фильмы, память. День национальной гордости и национальной трагедии. А теперь одни отрицают гордость, а другие - трагедию, одни обесценивают победу, другие ее монетизируют.
Очень хочется верить, что все это временно, что подлая шелуха слетит, сальные следы ототрутся и процесс осознания и принятия в национальную память того, чем была для страны эта война и эта победа - восстановится. Принятие всего целиком, всего великого, всего ужасного, всего трогательного, всего постыдного - без пропусков.
А пока давайте не подыгрывать рейдерам. Ленточки ленточками, а Победа - Победой.
С праздником всех!
Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ - педагог-психолог, семейный психолог, тренер, психодраматист, один из ведущих в стране специалистов в области семейного устройства.
Окончила филологический факультет Ташкентского университета, Институт психоанализа (психологическое консультирование), Институт семейной и групповой психотерапии (психодрама).
Автор книг по психологии, в том числе популярных книг по детской психологии "Трудный возраст", "Что делать, если..." и "Как ты себя ведешь, 10 шагов по изменению трудного поведения". Автор книги "К вам пришёл приёмный ребёнок".
В 2012 г. стала одним из основателей Института развития семейного устройства, задача которого - подготовить специалистов для работы с семьями в кризисе.
Лауреат Премии Президента РФ в области образования (2001).
Блогер: http://ludmilapsyholog.livejournal.com/


Спектр, 07.05.2015
http://spektr.delfi.lv/novosti/den-pobedy-rejderskij-zahvat.d?id=45936263
Примечание: выделение болдом и красным болдом - моё.

Злое вдогонку
Меня спрашивают после статьи, а как надо было бы праздновать, что бы я считала правильным.
Слушайте.
Да не в том же дело, как. Не собираюсь я обсуждать концептуальные и эстетические плюсы и минусы сценариев праздника.
Да, они превратили День победы в Хэллоуин, когда все наряжаются в костюмы, кто самолетом нарядился, кто ордена нацепил на гламурную грудь, кто детей трехлетних разодел в гимнастерки, Кадыров вон, пишут, чуть не в роли Генералиссимуса косплеит.
Но это все ладно, от пошлости не умирают.
Не от этого трясет.
А от того, что прямо сейчас в больницах Украины десятки детей с оторванными конечностями.
Не детей с черно-белых фотографий времен войны, а настоящих, сегодняшних детей. А еще тысячи детей в остром горе после потери родных и дома. И счет погибших на тысячи.
Так вот. Устроили соседям эту войну вот такие же гребаные косплейщики, "борцы с фошызмом", ряженые реконструкторы, в чем они сами охотно признаются и открыто этим бахвалятся.
Сделали они это не просто так, а именно для того, чтобы всей этой публике с ленточками обеспечить патриотический приход. Чтобы она могла поиграть в виртуальную войнушку, "поболеть за наших", проникнувшись в процессе величием Родины и Вождя.
Все эти мрази, которые сейчас по федеральным каналам задушевными голосами говорят про дедов, сражавшихся ради мира на земле, весь последний год в режиме 24/7 сражались за войну, разжигали ее, раздували и зарабатывали на ней.
Как им праздновать, вы меня спрашиваете? Поразмышлять о Страшном суде, я бы посоветовала.
А мы уж сами решим, как праздновать нам - каждый для себя и своей семьи.

ЖЖ, 09.05.2015
http://ludmilapsyholog.livejournal.com/262634.html

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
"Бессмертный полк": откуда появились брошенные плакаты
Памятная акция "Бессмертный полк", прошедшая в Москве и других городах 9 мая, вызвала неоднозначную реакцию в российском интернет-сообществе. В соцсетях разгорелись ожесточенные споры по поводу нескольких фотографий, которые косвенно могут свидетельствовать о недобровольном участии некоторых в шествии памяти.


http://www.bbc.co.uk/russian/society/2015/05/150511_tr_may9_immortal_march_controversy
Мертвая вода для "Бессмертного полка"
Почему после шествия "Бессмертного полка" в Москве на тротуарах остались лежать транспаранты с портретами ветеранов
Кульминацией праздничных торжеств в Москве, посвященных 70-летию победы, в этом году стала акция "Бессмертный полк". До 500 тысяч людей вышли на улицы российской столицы с фотографиями своих родных, участвовавших в Великой Отечественной войне. На Красной площади к ним присоединился Владимир Путин. Три года назад "Бессмертный полк" придумали в Томске журналисты фактически закрытого с тех пор властями телеканала ТВ-2 ( по одной из версий, идея родилась в Тюмени еще в 2007 году), с тех пор к акции присоединились многие российские и зарубежные города. Незадолго до акции сайт Meduza рассказал, что в этом году подходы к организации шествия его томскими "прародителями" и их московскими коллегами существенно разошлись - чиновники попытались "мягко перехватить" общественную инициативу томичей. В результате некоторые из участников шествия оказались на нем по разнарядке, а после окончания акции на улицах остались лежать брошенными десятки транспарантов с портретами фронтовиков - по словам одного из организаторов томской акции 2012 года Сергея Лапенкова, раньше такого никогда не случалось.
В интервью Радио Свобода Сергей ЛАПЕНКОВ рассказал, что к участию Владимира Путина в московском шествии относится хорошо, в отличие от попыток превратить народную инициативу в казенную формальность.
http://www.svoboda.org/content/article/27009654.html
*
Сергей ПАРХОМЕНКО - "Бессмертные полки": настоящий и фальшивый
История простая, плоская и, несомненно, типовая. Нам теперь стОит готовиться к повторению таких ситуаций снова и снова. Суть очевидна: сначала рождается - «снизу», благодаря естественной, благородной гражданской инициативе - по-настоящему общественное движение; а потом его перехватывает, присваивает - и попутно уродует, опустошает изнутри, превращает в механическую пропагандистскую игрушку, - государственная властная машина, легко манипулирующая своими марионеточными «фронтами» и «партиями».
http://echo.msk.ru/blog/serguei_parkhomenko/1547242-echo/
https://www.facebook.com/serguei.parkhomenko/posts/10206503332611530
 

День победы, Великая Отечественная война, власть, приватизация, история, имитация, Петрановская, праздник, пропаганда, память

Previous post Next post
Up