Александр ЗЕЛИЧЕНКО: Как может остановиться тот, кто стоит?

Mar 02, 2015 09:10

На политическую сцену вернулся Чубайс. Не Игорь - Анатолий. Убийство старого друга и соратника потрясло патриарха постсоветской политики. И - не могу молчать - он обратился к народу.
Отечество в опасности! Надо спасать отечество!
Это вывод. Попробуй не согласись.
В стране создан спрос на ненависть. Несколько дней назад по Москве маршируют с лозунгом "Добьем пятую колонну", и вот - переход от слов к делу.
И это - правда. Неточно выраженная, но правда. В стране не только спрос создан. В стране запущено гигантское производство ненависти.
Что делать? Ведь Чубайс - человек дела. Он знает, что нужно делать. Так - что же?
Ответ сформулирован коротко, ясно и точно - остановиться.
Призыв брошен всем политическим силам - коммунистам, националистам, традиционалистам, консерваторам, либералам...
Послушают ли Чубайса коммунисты с националистами (хотя сегодня они мало различимы - коммунисты стали просто подвидом националистов)? Ну, это вы сами понимаете.
Но часть либералов обязательно прислушается. Это же Чубайс! Надо остановиться.
Вообще-то призыв Чубайса не демагогия. Это как приказ поднимающегося в атаку политрука - "За мной!". Сам призывающий остановился, дай бог памяти, ровно 21 год и 4 месяца назад. Провалив идею "народной приватизации" и решив отдать свой недюжинный талант приватизации антинародной. (Хотел я поставить и здесь кавычки - но здесь они лишние: получившаяся приватизация была антинародной во всех смыслах слова.) И, приняв такое стратегическое решение, он после делал всё от него зависящее, чтобы остановить любой позитив в движении страны.
Но я сейчас не о Чубайсе. Старая песенка "Во всем виноват Чубайс!" сбивает с толку не меньше, чем "Во всем виноват Путин!". Это всё попытки искать козлов отпущения, попытки снять ответственность с себя любимого.
Во всем виноваты мы с вами, дорогие друзья. Иначе бы их у нас не было - ни того, ни другого.
Но я хочу сказать о другом. О том, что призыв Анатолия Борисовича Чубайса к либералам, а проще говоря - к людям с еще живой, пульсирующей совестью, чтобы мы остановились, не имеет никакого смысла. Потому что мы не можем остановиться. Потому что мы и так стоим.
Мы застыли оглушенные, безвольные и ослепшие. Мы парализованы. Мы осознаём, правда, что происходит убийство страны и хуже того - убийство души народа. Но мы не видим выхода. И поэтому у нас нет энергии действовать. Эту энергию человек получает вместе с идеей "что делать". А нет идеи - нет и энергии.
Вчерашний "марш" стал тому еще одной, и весьма яркой демонстрацией. Собственно, само название "марш" уже звучит здесь издевкой. Марш - нечто энергичное, наступательное и обычно победоносное. Как "Марш, марш вперед, рабочий народ!". Таким, по идее, и должно было стать народное выступление после ТАКОГО убийства. Гневные лозунги против политики ненависти. Да, хоть бы и то же самое "Не забудем! Не простим!". Демонстрация силы и решительности. Таким должен был бы быть марш "Весна!", за который и отдал жизнь Борис Немцов. Конечно, без ублюдочной ненависти антимайданщиков. Но он должен был бы быть энергичным.
А каким получился? А получился похоронной процессией, похоронами себя самих. "Это в нас стреляли" может звучать по-разному. Может - как "Я - Шарли" парижан. Твердое "Нет! Не дадим религиозным балбесам диктовать нам свою волю!". А может - и совсем иначе.
Всё было очень достойно. Очень тактично. Но... совершенно неуместно. Потому что поведение на кладбище, на похоронах знакомого в кругу его семьи неуместно на всенародном выступлении, поводом к которому стала смерть борца.
Власть очень милостиво разрешила нам оплакать убитого. А вместе с ним - и самих себя. И мы благодарно это разрешение из рук власти приняли. И постарались вести себя хорошо. Дисциплинированно. Чтобы власть нам и в следующий раз разрешила. Чтобы не боялась нас. Потому что мы не буйные. Мы покрышки жечь не будем. И свергать никого не будем. Ни в отсутствие свергаемого. Ни в присутствие.
Так что Анатолий Борисович поспешил утихомиривать разъяренных либералов в том смысле, что не надо рвать власть. Мы и без того очень спокойные. Еще далеко до зари.
Александр ЗЕЛИЧЕНКО - философ, психолог, культуролог, историк и теолог, публицист. Его книги посвящены разработке проблем психологии религии, психологии творческой деятельности, психологии любви, психологии развития индивида и психологии развития больших групп, метапсихологии, культурно-исторической психологии, философской антропологии, гносеологии, метафизике, истории культуры, истории религии, философии истории.
http://cyclowiki.org/wiki/Александр_Исаакович_Зеличенко


ФБ, 02.03.2015
https://www.facebook.com/Alexander.Zelitchenko/posts/676668502455427
Примечание: выделение болдом и красным болдом - моё.
 

убийства, Немцов, Чубайс, оппозиция

Previous post Next post
Up