Наталия ГЕВОРКЯН: "Они прицельно убили трех самых лучших карикатуристов Франции"
Надпись на рисунке возле посольства Франции в Берлине: «Жертвы их успеха»
Наталия Геворкян по телефону из Парижа:
Почему это произошло именно сегодня и что послужило причиной? Мне кажется, такого вопроса здесь никто не задает. Все знают, что с 2011 года, когда этот журнал опубликовал карикатуру на пророка Мухаммеда, на редакцию уже нападали, били, поджигали, были разные ситуации. И тогда у редакции для охраны поставили пост полиции.
И я полагаю, что вот эти полицейские, которые сидели в машине и охраняли редакцию, и были сегодня убиты.
Нападавших, скорее всего, было двое или трое. И они были вооружены автоматическим оружием.
Сегодня утром в твиттере появилась карикатура на лидера организации «Исламское государство» Абу Бакр аль-Багдади. Но я не думаю, что сегодняшнее нападение связано именно с этой карикатурой из твиттера.
У меня ощущение, что это было запланированная, подготовленная террористами акция, потому что они прицельно убили трех лучших карикатуристов Франции, которые работали в «Шарли Эбдо».
Террористы знали, что эти журналисты сегодня будут в редакции.
Последний выпуск Charlie Hebdo
Еще одна интересная деталь: так совпало, что именно сегодня выходит роман Мишеля Уэльбека.
Это роман о том, что на президентских выборах 2022 года во второй тур выходят представитель исламской партии и лидер Национального Фронта Франции Мари Ле Пен. Правые и левые объединяются вокруг исламской партии, чтобы только не прошла Мари Ле Пен.
Уже были опубликованы первые рецензии на роман, и вчера вышло интервью писателя. Выход этого романа вызвал очень много дискуссий во Франции.
В любом случае, интересно, что это так кошмарно совпало.
Место, где все это произошло, выглядело ужасно. Я внутрь редакции не смогла зайти. Простреленная полицейская машина, простреленные окна в самой редакции.
Мне кажется, такого массового убийства в редакции никогда не было. Я, во всяком случае, не помню. Это беспрецедентная история.
Террористы расстреливают полицейских в машине у здания редакции Charlie Hebdo
Редакция находится в 11 квартале, это в районе Площади Бастилии, практически в центре города. Перекрыто было все. Огромное количество полицейских машин. Проехать туда было невозможно. Люди, которые стреляли, вроде бы уехали в сторону Площади Республики. Потом они якобы бросили свою машину и, видимо, украли какую-то другую машину и на ней уехали.
Объявлена высшая степень террористической угрозы, президент Олланд приехал туда и дал пресс-конференцию прямо на улице.
Он будет выступать сегодня по телевизору с обращением к Франции.
Все сейчас пытаются понять, как такое могло вообще произойти.
Я очень надеюсь, что преступников найдут.
Открытая Россия, 07.01.2015
http://openrussia.org/post/view/1950/ Андрей БИЛЬЖО: "На обидные картинку или слово можно отвечать только картинкой или словом"
Карикатурист, врач-психиатр, прокомментировал произошедшую трагедию
Нужно заниматься работой по двум направлениям: и профилактикой (но это очень сложный и протяженный во времени процесс) и, уж извините, хирургическими операциями. Если есть опухоль, ее нужно вырезать, но в то же время нужно создавать условия для того, чтобы такие опухоли не возникали в будущем.
Пришли люди и расстреляли других людей за то, что они рисовали картинки. Причем это уже не в первый раз. Дальше уже идти некуда. На обидные картинку или слово можно отвечать только картинкой или словом. Убивать за это нельзя, это элементарно. Но просто существуют две совершенно разные цивилизации. На терроризм необходимо отвечать жестко. Иначе это будет насаждение иной культуры, иной цивилизации, которая стоит на несколько ступеней ниже.
Объявлена война, в которой нужно или сражаться, или сдаваться в плен. Виновные в смерти невиновных людей должны за это ответить - не только исполнители, но и организаторы.
Понимаете, они ведь живут на территории государства, дающего им самые разные блага, и при этом отрубают руку, которая их кормит. Это называется подлостью, цинизмом и предательством.
Открытая Россия, 07.01.2015
http://openrussia.org/post/view/1963/ Андрей БИЛЬЖО, художник: Нет слов…
Сначала в качестве преамбулы…
Несколько лет я писал еженедельные свои посты на "Эхо Москвы". Я наивно считал, что кто-то к ним прислушивается. Я наивно заканчивал каждый свой пост фразой: «Будьте здоровы и держите себя в руках». Никто этих слов не слышал.
Несколько месяцев назад я перестал писать.
Я отдал свою площадку тем, кому было что сказать. Или им казалось, что им есть что сказать. Если для кого-то показателем спокойствия является улыбка президента, то я лучше промолчу.
Болезнь развивается по своим законам.
Если пациент отказывается от лечения, помочь ему нельзя. Возможно только принудительная госпитализация, а это чревато сроком. Все, все взаимосвязано в этом мире. Агрессия и зло не имеют границ. Зло наступает по всем фронтам. Зло под маской духовности и божественной справедливости. Неважно, в каком обличье Бог.
Война идет между здравым смыслом и безумием.
Везде.
Убить средь бела дня невооруженных, безобидных, выполняющих свой профессиональный долг людей - у себя в стране, у себя дома - это чудовищный вызов и чудовищная несправедливость.
Смеховая и художественная традиция Франции уходит корнями очень глубоко. Это гигантская цивилизация. Убийство художников и журналистов - это вызов этой самой цивилизации и мировой культуре.
Убить клоуна может только рожденный от зверя.
Сказать, что эти нелюди были оскорблены - чистая глупость. Нечеловек не может быть оскорблен - у него нет этих чувств. Не объяснить им, этим нелюдям, что ответом на рисунок может быть только рисунок, ответом на слово может быть только слово. Рисовать карикатуры можно про все и на всех.
А про Холокост можно? - спрашивают часто меня некоторые граждане.
Рисуйте! Если вас смешит уничтожение миллионов в газовых камерах и это вас веселит - рисуйте… Я не буду призывать за это убивать вас, вы просто для меня будете существовать в другом пространстве и в другом мире. Как существуют многие в другом мире и в другом пространстве. Куда я не пойду. Куда я не хочу идти.
Это мой выбор.
Не ходите и вы в мой мир. В наш мир. Да еще с автоматом. Или с бейсбольной битой. Не смотрите спектакли моего (нашего) мира. Не читайте книги моего (нашего) мира. Я (мы) не ходим ведь в ваш мир?
Давайте на журналах, фильмах, программах спектаклей писать, кроме возрастных категорий, еще и список тех, кого это может оскорбить.
Впрочем, достаточно написать одну фразу «Это может оскорбить безграмотных идиотов». Но они, эти безграмотные идиоты, не примут это на свой счет. Они-то считают себя как раз грамотными и не идиотами.
Если в каком-то африканском племени оскорблением считается не проколотый большим кольцом или костью нос, то тогда что же, во всех европейских журналах надо прокалывать носы?
Хотя бы в фотошопе?
И последнее.
Если сообщество мусульман России сочло, что грех кровопролития равен греху якобы провокации, то они - соучастники этого ужасного преступления. Рисовать и писать надо продолжать то, что считаешь нужным. Как это сделали сегодня французские журналисты и французские художники, которым я безумно завидую.
Мои соболезнования всем тем, кто был близок к погибшим.
Закончу свой текст такой фразой: вы не здоровы.
И вы не умеете держать себя в руках.
"Эхо Москвы", 08.01.2015
http://www.echo.msk.ru/blog/bilzho/1470100-echo/ Алексей МЕРИНОВ о том, над чем можно и над чем нельзя смеяться
Известный художник рассказал, как цензура и самоцензура уничтожили карикатуру в России, и можно ли смеяться над религиозными лидерами
- Существуют ли для карикатуристов какие-то табу? Есть ли что-то в общественной жизни, над чем нельзя смеяться?
- С одной стороны, можно, конечно, смеяться над чем угодно, с другой стороны, вопрос, как смеяться. А потом карикатура, это ведь не всегда смешно. Есть два пути: есть так называемая философская карикатура, она несколько абстрактная, она на десятилетия вперед. Это картинки о судьбе маленького человека и о его противостоянии с государством. А есть второй путь - это карикатура на злобу дня: какое-то событие, какая-то тенденция. Когда делаешь такую карикатуру, то желательно выбрать определенную личность, определенный персонаж и тогда возникает та самая грань толерантности и политкорректности.
Вообще, конечно толерантность некоторым образом мешает политической карикатуре. В свое время я рисовал Романа Абрамовича и некоторые господа обвинили меня в антисемитизме. Да, у него, конечно, есть определенные ярко выраженные национальные черты. Но я его рисовал не из-за его национальности, а я выбрал Абрамовича в качестве героя из-за каких-то его проступков и проделок.
А вообще, каждый раз, когда речь идет об острой карикатуре, решение принимают два человека - художник и редактор.
Во Франции, значит, можно.
Изображение: личная страница Алексея Меринова в Facebook
У нас сейчас в России политическая карикатура еле дышит, ее практически не осталось. Два-три, четыре издания. Остальное все в интернете.
Нужно еще учитывать положение издания, в котором может или не может появиться острая карикатура. Например, если у издания уже есть предупреждение от Роскомнадзора, то, естественно, редактор строже смотрит на материалы и на картинки, чтобы не получить второе предупреждение и закрыться.
Интернет-публика этой «кухни» не понимает и часто стыдит: «Что же вы трусы такие?» Каждый решает сам для себя.
- В России возможно существование такого острого сатирического политнекорректного журнала?
- Я думаю, в официальной печати - невозможно.
- Можно ли смеяться над религиозными чувствами?
- Тут, конечно, все зависит от чувства юмора верующих людей. У них, конечно, свое, очень жестокое отношение к тем, кто позволяет себе над этими чувствами шутить.
Было время, в 90-х годах я рисовал определенных персонажей из РПЦ, это было связано с водочно-табачными скандалами, с беспошлинной торговлей сигаретами, которую государство разрешало церкви. Тогда они очень болезненно реагировали, звонили, писали и возмущались.
А потом я просто рисовал ангелов и чертей. Эти персонажи давно существуют у нас в быту. Можно сказать: «Ты чертовски хороша», а можно сказать: «Ты ангельски хорош».
Но почему-то очень многими людьми изображение ангелов и дьяволов и борьба между ними воспринимаются как богохульство, святотатство и т.д. Тут очень сложный вопрос.
У меня были картинки с участием Иисуса Христа, и люди из РПЦ были этим крайне недовольны. Им казалось, что я святотатствую.
- Есть ли в России какой то список запрещенных персонажей, которых нельзя высмеивать посредством карикатуры?
- Официального списка нет. Интернет же пестрит карикатурами и фотожабами. Те картинки, которые не проходят у меня в МК, я выкладываю в социальных сетях. Мне, например, сейчас очень сложно нарисовать картинку с портретным сходством действующего главы государства. С королем, с царем можно - и умный читатель понимает, что это наш теперешний руководитель. Я пересматриваю старые картинки 2000-х годов и даже не верю, что это у нас было напечатано. Сейчас совсем другая ситуация со свободой слова. На это, конечно, можно было бы карикатуру нарисовать.
- Получали ли вы когда-нибудь угрозы из-за ваших острых карикатур?
- Серьезных угроз не было.
Изображение: личная страница Алексея Меринова в Facebook
Но вот сын одного председателя Верховного Совета РФ в этом смысле отличился. Моя любимая журналистка Юлия Калинина написала про Имрана Руслановича, а я его нарисовал. И сын его нас искал. Но не нашел.
Угроз таких не было, но в основном это брань, ругательства. В 1993 году после одной из моих картинок на Руцкого мне позвонили его поклонники. А мы тогда жили в Строгино на первом этаже. Так вот эти поклонники мне рассказали, где моя дочь спит, где мы с женой спим. Но я об этом ни главному редактору не рассказывал, и вообще никому не рассказывал: зачем?
Сегодня в России почти нет художников, которые занимаются политическими картинками: ну, есть Елкин, а больше никого другого и вспомнить не могу. Художники уходят в так называемую проблемную графику или философскую карикатуру. Такая карикатура вроде бы глубже и безопасней.
Открытая Россия, 07.01.2015
http://openrussia.org/post/view/1947/ Правы все, кроме убийц
Георгий БОВТ о том, почему трагедий, подобных парижской, не удастся избежать и в будущем
понятно и то, что людей, расстреливающих других людей за карикатуры (даже бездарные, на взгляд человека, не привыкшего к стилистике разнузданного нигилизма, право на который французы, впрочем, завоевали на баррикадах минимум трех революций) надо бы, мягко говоря, гильотинировать.
На самом деле правы все, кроме убийц.
Правы консерваторы-охранители, восклицающие: «Вот до чего довела ваша пресловутая европейская политкорректность, она убивает! Донянчились с бывшими «униженными и оскорбленными» жертвами колониализма».
Правы и прозападные либералы, требующие всеобщей публикации-перепечаток пресловутых карикатур на пророка Мухаммеда по всей планете, чтобы доказать - мол, «нас не запугаешь!» - что исповедующие средневековые понятия варвары не имеют права диктовать современному миру, как ему себя вести, что публиковать, что говорить и так далее.
Но правы и те, включая Рамзана Кадырова, обрушившегося за призыв Ходорковского к перепечатке карикатур, кто исходят из того, что подобные выходки (рисование оскорбительных карикатур), на самом деле, вызов всему исламскому миру.
Потому что ведь не может быть свободы слова ради только лишь свободы слова. Зачем тыкать палкой в муравейник? Чтобы доказать что?
Что те, кто пару сотен лет назад массово рубил головы всем, кто показался «инаковым», нынче являются непререкаемыми законодателями общемировых стандартов толерантности? А если еще вспомнить «салемских ведьм», - их-то уж казнили совсем уж за безобидные прегрешения. А Великую Инквизицию?
На самом деле и неправы все одновременно.
Зная, что французское общество уже вовсе не так мононационально, как во времена Вольтера и зарождения антиклерикальных жестких карикатур, вызывающе не считаться с нормами другой сожительствующей культуры - вряд ли разумно. Ах, мы за толерантность? Но ведь она вовсе не является частью исламской культуры Франции, мусульмане под ней не подписывались.
Но неправы и те, кто призывает «установить пределы» свободы слова. Чтобы, мол, не оскорблять чувства верующих. С одной стороны, будь во Франции порядки типа наших, карикатуристам из «Шарли Эбдо» уже давно впаяли бы «двушечку» на манер «Пусси Райот» (и, возможно, спасли бы им жизнь). Ведь с кощунницами же сработало - никто ведь больше не пляшет в храмах и тем более не пытается делать это в мечетях.
Однако с «пределами свободы слова» всегда одна незадача: как начнут городить да устанавливать, так уже не останавливаются. Начнут с кощунниц - и быстро перейдут ко всему интернету и к «больше трех не собираться». А как можно определить границы правоты исламистов и других религиозных фанатиков? Сегодня их «оскорбляет» карикатура, завтра - свинина в супермаркетах и совместное обучение мальчиков и девочек. К тому же, скажем, озабоченность чувствами верующих почему-то не предотвратила взрывы в московском метро.
Люди столетиями убивали и преследовали друг друга всего лишь за то, что одни - не такие, как другие.
<> Исламский мир сейчас во многом переживает то, что христианская религия переживала в эпоху крестовых походов, а затем инквизиции. Разные народы и разные культуры развиваются с разной скоростью и разными путями. К сожалению, они больше не изолированы друг от друга, а часто взаимодействуют в границах одного государства.
Взаимодействие усиливается - так, что даже отлаженный американский «плавильный котел» уже временами не справляется.
<> Ни одно государство мира сегодня не в состоянии прописать подробно и досконально, предусмотрев все нюансы, рецепт взаимодействия представителей разных культур так, чтобы это периодически не приводило к трагедиям, подобным парижской.
Рецепт такого взаимодействия выпишет только время. И он родится не в парламентах или президентских канцеляриях. Его выработает - со временем - само общество, постепенно, часто интуитивно, придя к общему пониманию, что можно, а что нельзя. А по ходу обучения люди все еще будут периодически, увы, убивать друг друга. На самом деле вовсе не из-за каких-то карикатур. А потому, что эти люди еще не научились жить вместе. Возможно, и не научатся.
Тогда кто-то - какая-то одна культура, цивилизация - должен будет уйти, исчезнуть. Или сдаться на милость победителя. Сегодняшний воинствующий ислам пока не готов искать пути примирения с христианством, пора пассионарного воинствования которого, в свою очередь, уже давно позади.
И людям предстоит жить с этим еще долгие десятилетия. Это еще не значит, что кто-то непременно выйдет победителем, а кто-то станет очередной жертвой истории. Это всего лишь значит, что рецепта полностью мирного взаимодействия на сегодня все еще нет.
Но ни зверски убитые карикатуристы «Шарли Эбдо», ни их убийцы этого рецепта и не искали.
Георгий БОВТ - политолог, журналист. По образованию историк, к. и. н. Работал на истфаке МГУ, в ИМЭМО РАН. Закончил магистрат в Колумбийском университете в Нью-Йорке по специальности "Международные отношения". С 1992 г. работал в СМИ: в "Коммерсанте", в газете "Сегодня", был шеф-редактором "Известий", гл. редактором группы деловых журналов ИД Родионова, гл. редактором журнала "Профиль". Сейчас - колумнист "Газета. Ру", ведет передачи на радио "Сити-FM" и программу "Личный взгляд Георгия Бовта" на "Радио Комсомольская правда".
Газета.Ру, 10.01.2015
ПОЛНОСТЬЮ
http://www.gazeta.ru/comments/column/bovt/6371029.shtml Георгий САТАРОВ: Стало страшнее и яснее
Довольно ясно теперь, что карикатуры - только частный повод. И никакие "провоцирования" тут не причем. Идет очередная атака на европейскую цивилизацию, вдохновленная банальным и озлобленным, вооруженным ресентиментом. И нормальный ислам тут не причем. Ресентимент может взять на вооружение и испоганить любую религию. Примеры в истории существуют. Напомню, что исламской цивилизации мы обязаны возвращением в европейскую культуру высочайших достижений греческой античной мысли. Могу упомянуть про арабскую десятичную систему счисления, заменившую совершенно безнадежную римскую. И это не все. Мы еще раз сталкиваемся с важнейшей проблемой: сетевой структуре терроризма противостоят централизованные структуры традиционного государств модерна. Это безнадежно. Это - часть кризиса государства модерна, начавшегося не сегодня. Сетевому врагу может противостоять только сетевой отпор. На то же самое напоролся еще Наполеон в Испании в XIX веке. Это еще один сигнал, нет, не сигнал - набатный колокол, который долбит тем, кто в состоянии услышать: "Эта политическая система устарела. Политическая власть традиционных государств модерна, эгоистичная, заскорузлая и бездарная, может сделать хотя бы одно: не мешать формированию нового".
Георгий САТАРОВ - политический и общественный деятель, аналитик, публицист, политолог, социолог. Президент Фонда прикладных политических исследований "ИНДЕМ". В 1994-1997 гг. - помощник президента РФ Б.Н.Ельцина.
http://ej.ru/?a=author&id=7 Михаил СОЛОМАТИН: Заказчиком теракта в Париже стал антиевропейский интернационал
Исламская составляющая парижского теракта - это частность. Кем бы конкретно ни была исполнена расправа в редакции Charlie Hebdo, ее заказчиком стал не ислам, а антиевропейский интернационал, возглавить который в последнее время пытается Россия. Захлестнувшая как мусульманский, так и русский мир ненависть к европейским ценностям объективно направлена на уничтожение европейской цивилизации, даже если часть обличителей Запада и пытается выдать себя за спасителей старой доброй Европы от новой "гейропы". Голубая радость, плескавшаяся вчера в глазах сторонников "Новороссии", настолько разительно напоминает реакцию жителей сектора Газа на сообщения о терактах в Европе и США, что не заметить духовное единство ближневосточных и российских масс невозможно.
Во всем цивилизованном мире нанесенная Европе рана порадовала только россиян и среди всех стран христианского мира только Россия оказалась бенефициаром парижской трагедии. Вряд ли российские спецслужбы причастны к убийству двенадцати парижан, но Россия стала политическим и идейным спонсором антизападного "ватного интернационала" - в КНДР и Пакистане, на Донбассе и в Венесуэле.
Если говорить о проблеме безопасности, то нет ни нравственных, ни юридических, ни практических оснований для борьбы с исламом как таковым. Бороться надо непосредственно с агрессией против западной цивилизации. Нет смысла толковать, что ислам-де изначально содержит в себе эту агрессию и что мусульмане должны нести коллективную ответственность за террористов, если мы никак не реагируем на превращение России в идеолога антизападного джихада. В Париже хорошо подготовленные противники Запада расстреляли 12 человек? На востоке Украины они захватили территорию больше, чем Иль-де-Франс.
Михаил СОЛОМАТИН - историк, журналист. Окончил истфак МГУ, специализировался по истории Древнего Рима.
ФБ, 8 января 2015
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=919166114768128&id=100000242436760&pnref=story Виталий ДЫМАРСКИЙ: "В иерархии ценностей свобода и демократия на Западе находятся намного выше, чем у нас"
Главный редактор журнала "Дилетант", много лет работавший во Франции, ответил на вопросы Открытой России о трагедии с редакцией Charlie Hebdo
- Почему произошло нападение на редакцию Charlie Hebdo, унесшее столько жизней?
- Нападение на редакцию Charlie Hebdo - это месть исламистов за антимусульманскую, как они считают, позицию этого еженедельника. Это уже не первая история подобного рода, произошедшая с Charlie Hebdo, но никогда прежде дело не заканчивалось столь трагическим исходом.
Charlie Hebdo начал выступать с острой критикой радикального исламизма в начале 2000-х годов, в связи с терактами в США 11 сентября. С тех пор противостояние еженедельника и исламистов практически не прекращалось. В 2006 году произошло обострение этого противостояния - после того, как Charlie Hebdo воспроизвел знаменитую карикатуру (на пророка Мухаммеда. - Открытая Россия), из-за публикации которой в датском издании ранее разгорелся скандал.
И вот теперь длящийся конфликт еженедельника с исламским сообществом (в частности французским) завершился такой трагедией. Насколько я владею информацией, которая сейчас есть, те двое или трое (по разным источникам) вооруженных людей, ворвавшихся в редакцию, кричали не только "Аллах акбар!", но и "Мы вам отомстим за нашего пророка!".
Надпись на плакате с первой полосой Chalie Hebdo: «Любовь сильнее ненависти»
- На ваш взгляд, стоило ли вообще публиковать эту карикатуру?
- Стоило ли вообще публиковать эту карикатуру - этот вопрос требует отдельного обсуждения. Франция, как и Дания в свое время, на протяжении всего конфликта между Charlie Hebdo и мусульманами всегда выступала за свободу печати. Попытки привлечь Charlie Hebdo к суду неоднократно предпринимались различными мусульманскими организациями, но каждый раз французские суды становились на сторону журналистов. Позиция Франции, как и всех западных демократий, здесь абсолютно ясна: свобода слова - выше.
Что же касается журналистской этики, то мне кажется, что каждый раз нужно обдумывать свои действия и соотносить их с текущими обстоятельствами в жизни, политике, экономике. В какие-то моменты, возможно, не стоит обострять ситуацию и доводить до такого рода открытого конфликта, зная, что это повлечет за собой очередной виток напряженности. Но это моя личная позиция. С формальной точки зрения, безусловно, здесь важнее всего свобода слова, которая является одним из высших приоритетов в западной иерархии ценностей.
- Можно ли считать, что нападение на Charlie Hebdo является следствием в том числе мультикультурализма и миграционной политики Франции?
- Безусловно, Франция и крупные страны Европы, принимающие у себя в большом количестве мигрантов, берут на себя огромные риски. Здесь надо понимать еще одну вещь: Франция считает себя обязанной компенсировать своим бывшим колониям их колониальное прошлое. Это давняя политика Франции, которая принимает у себя очень много африканцев и мусульман-арабов из своих бывших колоний. Во второй половине 90-х годов после того, как Франция в ходе острого конфликта в Алжире встала на сторону светских политических сил против исламистов, это повлекло за собой целую волну террористических актов. Конечно, здесь надо искать причину и в прошлом, и безусловно, что на ситуацию также повлиял уход с идеологического поля коммунизма, поскольку в сегодняшнем мире борьба идеологий свелась к борьбе различных религий. А политика мультикультурализма, который проповедует не только Франция, с одной стороны, отвечает гуманистическим принципам, с другой стороны несет с собой большие риски.
Площадь Республики в Париже, 7 января
- В свете нынешних событий, было ли ошибкой активное участие Франции, президента Саркози в уничтожении режима Каддафи? Ведь после этого именно исламисты заполнили образовавшийся в Ливии вакуум?
- Такая ситуация - проблема не только Ливии. То же самое происходило в Египте после революции, там исламистов только недавно убрали от власти.
Но что значит ошибка? Я не думаю, что Саркози как человек, который совершает в политике подобного рода акты, рассчитывает на последующее заполнение вакуума кем-то - исламистами или нет. Опять же, вспомним поведение США в Ираке. Мы слишком прагматически подходим к политике, в том числе Запада, в такого рода вопросах, и никак не можем понять, что в иерархии ценностей свобода и демократия на Западе находятся намного выше, чем у нас. И что на Западе ради этих ценностей (это мы, кстати, сейчас наблюдаем в отношениях с Россией) могут пожертвовать очень многим, в том числе бизнес-интересами.
Когда говорят, что Саркози убрал Каддафи - это немного напоминает заявления, что американцы убрали Януковича или организовали Майдан. Безусловно, любая крупная держава, имеющая интересы в той или иной стране, внимательно следит за тем, что там происходит, и в моменты такого рода конфликтов (социальных в первую очередь) осуществляет какое-то участие или вмешательство. Но при этом она не является инициатором - все-таки сначала возникает движение снизу, которое затем поддерживается в разной степени разными силами, в том числе внешними.
Открытая Россия, 07.01.2015
http://openrussia.org/post/view/1962/ ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Виктор ШЕНДЕРОВИЧ, писатель, журналист, в программе "Особое мнение"
08.01
http://www.echo.msk.ru/programs/personalno/1469538-echo/Георгий МИРСКИЙ, историк и политолог: Бойня в Париже и свобода слова
http://www.echo.msk.ru/blog/georgy_mirsky/1469780-echo/Борис ВИШНЕВСКИЙ, депутат ЗакСа Санкт-Петербурга (фракция "Яблоко") - Ответ Георгию Мирскому: не бывает "оскорбления чувств"
http://www.echo.msk.ru/blog/boris_vis/1469930-echo/Матвей ГАНАПОЛЬСКИЙ: Полумер больше не будет
http://www.echo.msk.ru/blog/ganapolsky/1470224-echo/Александр ПЛЮЩЕВ: Не поддерживайте террористов
http://plushev.com/2015/01/08/13059/http://www.echo.msk.ru/blog/plushev/1470024-echo/Владимир ВАРФОЛОМЕЕВ, журналист "Эхо Москвы": Сегодня между нами пропасть
http://www.echo.msk.ru/blog/varfolomeev/1470028-echo/Вадим КЛЮВГАНТ, адвокат: Дописались?
http://www.echo.msk.ru/blog/vadim_klyuvgant/1470074-echo/Екатерина ВИНОКУРОВА, специальный корреспондент Znak.com: Как реагировало на трагедию российское общество
http://www.echo.msk.ru/blog/ekaterina_vinikurova/1469996-echo/Сергей ПАРХОМЕНКО: Русская история "Charlie Hebdo"...
http://www.echo.msk.ru/blog/serguei_parkhomenko/1470498-echo/(08.01) Программа "Дилетанты": История опасного юмора "Шарли Эбдо"
Алексей МЕРИНОВ, художник-карикатурист газеты МК
Андрей БИЛЬЖО, художник-карикатурист (по телефону)
http://www.echo.msk.ru/programs/Diletanti/1469744-echo/Обложки журнала "Charlie Hebdo"
http://www.echo.msk.ru/blog/echomsk/1469712-echo/Сергей КУЗНЕЦОВ, писатель (Париж): Почему Россия не Франция...
http://www.echo.msk.ru/blog/skuzn/1470134-echo/Мурад МУСАЕВ, адвокат, доктор юридических наук: О смутьянах и репосте карикатур
http://www.echo.msk.ru/blog/mmusaev/1470090-echo/Евгений ВАРШАВЕР: Что произошло в Париже и что с этим делать
Очень важно - именно сейчас - поддаваясь эмоциям (вряд ли возможно и нужно не), но используя эти эмоции как топливо, попытаться найти силы для честной интерпретации произошедшего.
http://slon.ru/world/chto_proizoshlo_v_parizhe_i_chto_s_etim_delat-1202883.xhtmlМатвей ГАНАПОЛЬСКИЙ: Франции нужен Кадыров?
http://www.echo.msk.ru/blog/ganapolsky/1470788-echo/Николай СВАНИДЗЕ, журналист, историк, в программе Особое мнение" 09.01
http://www.echo.msk.ru/programs/personalno/1470304-echo/Антон НОСИК: Важное уточнение про Ислам и Гейропу
http://dolboeb.livejournal.com/2745503.htmlФедор КРАШЕНИННИКОВ: Политические террористы под религиозными лозунгами
За религиозные убеждения в истории убивали редко, а вот под религиозными лозунгами - часто
http://www.kasparov.ru/material.php?id=54B0DCB71654Dhttp://o53xo.nnqxg4dbojxxmltsou.dresk.ru/material.php?id=54B0DCB71654DВладимир ЛУКОВ: "Калашниковы" в Париже и Москве
Париж перестает быть "городом любви и вечного праздника"
http://www.kasparov.ru/material.php?id=54B01488B1433http://o53xo.nnqxg4dbojxxmltsou.dresk.ru/material.php?id=54B01488B1433Алексей МЕЛЬНИКОВ ("Яблоко"): Возвращение к отечественным баранам
О реакции российского общества на события во Франции
http://www.kasparov.ru/material.php?id=54B1685179A9Ahttp://o53xo.nnqxg4dbojxxmltsou.dresk.ru/material.php?id=54B1685179A9AМихаил БЕРГ: О встрече зонтика и пишущей машинки на операционном столе
Оскорблять чувства верующих не только можно, но и нужно, потому что...
http://www.kasparov.ru/material.php?id=54AFAB5AE8C64http://o53xo.nnqxg4dbojxxmltsou.dresk.ru/material.php?id=54AFAB5AE8C64Григорий АМНУЭЛЬ: Спасибо Кадырову!
Советую всем, кто не слышит Путина - слушайте Кадырова
http://www.kasparov.ru/material.php?id=54B102021C122http://o53xo.nnqxg4dbojxxmltsou.dresk.ru/material.php?id=54B102021C122Журналист Игорь ЯКОВЕНКО: Фарисеи, террористы и свобода слова
http://igoryakovenko.blogspot.ru/2015/01/blog-post_8.htmlАдвокат Генри РЕЗНИК: "Мы живем если не непосредственно в сумасшедшем доме, то в приемном покое"
http://openrussia.org/post/view/2000/Журналист Игорь ЯКОВЕНКО: Угрозы Кадырова и оскорбление ислама
http://mvvc44tv.cmle.ru/?a=note&id=26835http://igoryakovenko.blogspot.ru/2015/01/blog-post_9.htmlЮлия ЛАТЫНИНА, обозреватель "Эха Москвы", программа "Код доступа" 10.01
http://www.echo.msk.ru/programs/code/1470780-echo/Михаил ЗЛАТКОВСКИЙ: "Волински был щедрым художником, рисовал на салфетках в кафе, дарил всем свои остроумные шаржи"
http://openrussia.org/post/view/1974/Историк и политолог Георгий МИРСКИЙ: Я - Шарли! Я - Венедиктов!
http://www.echo.msk.ru/blog/georgy_mirsky/1471664-echo/Журналист Игорь ЯКОВЕНКО: Журналистская солидарность в цифрах и фактах
http://igoryakovenko.blogspot.ru/2015/01/blog-post_10.htmlАндрей СОЛДАТОВ: Мумбай - Париж
http://ej.ru/?a=note&id=26836http://mvvc44tv.cmle.ru/?a=note&id=26836Блогер Сергей УТКИН: Французы сами виноваты?
http://openrussia.org/post/view/1987/Смертельная карикатура
http://openrussia.org/post/view/1952/Карикатурист Михаил ЗЛАТКОВСКИЙ о коллегах из «Шарли Эбдо»
http://ru.rfi.fr/frantsiya/20150107-karikaturist-mikhail-zlatkovskii-o-kollegakh-iz-sharli-ebdo/Художник Виктор БОГОРАД: "Рамзан Кадыров нарушил закон"
http://ru.rfi.fr/rossiya/20150109-khudozhnik-viktor-bogorad-ramzan-kadyrov-narushil-zakon/«Я бы больше не спал, а только рисовал без остановки»
К несчастью, в жизни не бывает чудес, о которых безнадежно мечтал художник Charlie Hebdo. 12 человек погибли вчера в Париже…
Среди 12 жертв теракта - пятеро художников, экономист, психоаналитик, создатель фестиваля, корректор, двое полицейских и сотрудник компании по обслуживанию зданий
http://www.novayagazeta.ru/society/66745.htmlШарли - это я
Кем были люди, погибшие в результате нападения на газету Charlie Hebdo
https://meduza.io/feature/2015/01/07/charli-eto-yaКак искали и штурмовали террористов
Прокурор Парижа раскрыл многие тайны
9 января в 11 вечера (в час ночи 10 января по Москве) Франсуа Молян, прокурор Парижа, выступил перед журналистами в здании Дворца правосудия. Прокурор подробно, насколько было можно, рассказал о том, как вычисляли, разыскивали и атаковали террористов.
http://www.novayagazeta.ru/politics/66755.htmlКонстантин РЕМЧУКОВ, главный редактор "Независимой газеты", программа "Особое мнение" 12.01
http://www.echo.msk.ru/programs/personalno/1471838-echo/Денис ДРАГУНСКИЙ, писатель: Дайте список "святынь"
http://www.echo.msk.ru/blog/dragunsky/1472912-echo/Георгий МИРСКИЙ, историк, политолог: Джихад и его метастазы
http://www.echo.msk.ru/blog/georgy_mirsky/1473046-echo/Юрий КАННЕР, президент Российского еврейского конгресса: Евреи и карикатуристы
http://www.echo.msk.ru/blog/y_kanner/1473072-echo/"В ближайшие недели можно ожидать новых подобных атак"
Французский эксперт по борьбе с терроризмом поделился своими прогнозами
Директор парижского Центра анализа терроризма Тибо ДЕ МОНБРИАЛЬ рассказал, какие выводы необходимо сделать после трагедии в редакции еженедельника Charlie Hebdo.
http://www.kommersant.ru/doc/2644422Charlie возвращается
На обложке первого после трагедии выпуска Charlie Hebdo появится новая карикатура
Первый с момента трагедии в редакции выпуск французского сатирического еженедельника Charlie Hebdo появится в киосках в среду, 14 января. Тираж издания на этот раз составит 3 млн экземпляров против обычных 60 тыс. На обложке еженедельника - новая карикатура. Газета Liberation, в помещениях которой готовился новый выпуск Charlie Hebdo, сообщила, что на обложке изображен пророк Мухаммед.
http://www.kommersant.ru/doc/2645092Убийственный смех
В среду, 14 января, выйдет «обычный» номер Charlie Hebdo. В нем все будет, как положено. В нем все будут живы
http://www.novayagazeta.ru/society/66768.htmlПариж под огнем: как прошла антитеррористическая операция - ФОТОРЕПОРТАЖ
http://www.forbes.ru/sobytiya-photogallery/277223-antiterroristicheskaya-operatsiya-v-prigorode-parizha-fotoreportazh/photo/1«Республиканский марш» в Париже
11 января на площади Республики в Париже прошел «Республиканский марш» в память о жертвах терактов, совершенных исламистами 7 и 9 января во Франции. В манифестации приняли участие 1 млн человек, в том числе главы государств и правительств Германии, Италии, Испании, Великобритании, Турции, Украины, Израиля, Палестины. Россию на марше представлял министр иностранных дел Сергей Лавров. Колонна мировых лидеров проследовала от площади Республики до площади Нации по бульвару Вольтера.
Акция, которая стала одной из самых массовых за всю историю Франции,- в ФОТОГАЛЕРЕЕ «Ъ».
http://www.kommersant.ru/gallery/2644364Свободу слову: как в Париже прошел марш согласия
http://www.forbes.ru/sobytiya-photogallery/277285-svobodu-slovu-kak-v-parizhe-proshel-marsh-soglasiya/photo/1