Школьники расстаются с жизнью
В 2014 году количество суицидов среди столичных школьников выросло втрое по сравнению с предыдущим годом. К привычным причинам суицидального поведения - неразделенной любви и проблемам в классе и семье - специалисты добавили вовлеченность в социальные сети, страх перед будущим и курительные смеси. Психологи возлагают часть ответственности на реформы, активно проводимые в столице.
В Москве в этом году в три раза выросло количество детей, покончивших жизнь самоубийством. Об этом на общегородском родительском онлайн-собрании, которое проводилось при поддержке столичного департамента образования, сообщила инспектор четвертого отдела ГСУ СК РФ по Москве Александра ПРОСВЕТОВА.
За 9 месяцев этого года в столице от суицида погибло 28 несовершеннолетних. В 2013 году их было втрое меньше. Рост самоубийств отмечен и в целом по России.
Как пояснили в Следственном комитете РФ, за 9 месяцев 2014 года в стране с собой покончили 599 детей. В 2013 году за все 12 месяцев зарегистрирован 461 подобный случай.
По данным следователей, средний возраст самоубийц - 14-15 лет, но в этом году среди покончивших с собой есть и девятилетние. В прошлом году самому младшему ребенку, прибегшему к самоубийству, было 12 лет. Тенденция омоложения склонных к суициду настораживает специалистов.
Материалы анализа, проведенного сотрудниками следственного управления, указывают на несколько факторов, которые в принципе могут повлиять на формирование суицидального поведения.
«Первый из них - неразделенная любовь. Часто дети оставляют записки такого плана: «В моей смерти прошу винить мою девушку». Второй - конфликты с родителями и сверстниками. Третий - страх перед будущим. В большинстве случаев дети не могут справиться с проблемами, которые, к примеру, у них возникают в школе. Отсюда безнадежность и одиночество», - добавила инспектор управления.
Но только сейчас, озаботившись резким скачком детских самоубийств, следственное управление взялось еще за одну из причин - информацию о суицидах в социальных сетях. «Честно говоря, начали заниматься этим только в этом году, - отметила Александра Просветова. - Отправили письма в службы безопасности одной из социальных сетей. Но сами закрыть эти группы мы не можем».
Эксперты уверены: если не разобраться в причинах «тройного скачка», проблему сложно будет решить. Некоторые полагают, что одним из факторов, провоцирующих детей на отчаянный поступок, является употребление психоактивных веществ. Специалисты следственного управления в ответ на эти предположения ссылаются на результаты экспертиз, которые показывают, что в большинстве случаев в крови самоубийц подобные вещества не обнаружены. Лишь в редких случаях - небольшое содержание алкоголя.
Борцы с распространением наркотиков, в свою очередь, настаивают на причастности к скачку роста самоубийств наркотических веществ, так часто упоминаемых именно в этом году. «Дело в том, что курительные смеси в крови не выявляются. Употребление таких смесей, которые продаются под видом солей или чего-то подобного, может приводить к психическим нарушениям, в том числе к суицидальным мыслям», - прокомментировал рост числа самоубийств среди школьников член Общественного совета при Управлении ФСКН России по Москве Константин ГАЛУЗИН.
Эксперты со 100%-ной уверенностью не берутся утверждать, что конкретно могло повлиять на резкое увеличение детского суицида, поскольку явление это всегда многофакторное. Но в то же время они предполагают, что одним из факторов могла стать нестабильная ситуация в стране и в Москве в частности.
«Социальный фактор, как правило, является ведущим. У нас же идут реформы. И вся эта нестабильность, которая возникает в педкругах, когда специалисты увольняются, тоже достаточно сильно влияет на детей. Они наиболее ранимы в этом возрасте, наиболее чувствительны к окружающей обстановке, - рассказала суицидолог, кандидат психологических наук Марина ПАНФИЛОВА. - Дома они тоже могут чувствовать, что происходят изменения в худшую сторону.
Решение покончить с собой - это страх того, что будет еще хуже. Они не хотят в этом участвовать, не хотят в этом жить».
При этом всегда нужно исходить из того, что у каждого своя история, у каждого своя причина и свой импульс, отмечает суицидолог. Но в то же время для каждого ребенка важно ощущать свою индивидуальность и понимать, насколько внутреннее «я» имеет форму реализации.
«Самая лучшая профилактика суицида - это научить подростка мечтать, верить в будущее, - добавила Панфилова. - Это может делать и классный руководитель, и психолог школы, и, безусловно, семья. Они должны давать детям возможность увидеть радость в этой жизни. Но, несомненно, работа по профилактике - это работа с личностью каждого школьника. И к этой работе надо подойти со стороны раскрытия его души».
Газета.Ру, 05.12.2014
http://www.gazeta.ru/social/2014/12/05/6330417.shtml Число детских самоубийств в Москве выросло в три раза за год. Почему?
Московская статистика детских суицидов за 2014 год собщает, что количество юных самоубийц за последний год выросло в три раза, самому младшему из них было всего девять лет, а в предсмертных записках, наряду с привычными несчастной любовью и ссорами в семье стала фигурировать «боязнь будущего». О причинах сложившейся ситуации и способах выхода из неё размышляет детский психолог Катерина ДЁМИНА.
Настроение СМИ: тревога и агрессия
Такой резкий скачок детских суицидов за один год - конечно, что-то чудовищное. Такого не должно быть в норме. Мое предположение состоит в том, что этому есть внешние причины. Скорее всего, несколько.
Во-первых, то, что я наблюдаю в силу своей работы, - все средства массовой информации очень долго и массированно накачивали агрессию - по всем каналам, какие только доступны.
В людях нагнетались агрессия и тревога. «Кругом враги, все плохо, все ужасно, выхода нет, перспективы нет, все рухнуло». И это по всем каналам.
Сейчас у меня было одно смешное обращение. Ко мне пришла мама двухлетней девочки и пожаловалась, что её мама и, соответственно, бабушка её ребёнка, очень сильно, с ней скандалит из-за того, что ребенок смотрит мультики в планшете. Совершенно безобидные - по возрасту. Мама девочки тоже психолог, только не практикующий.
Так вот, мультики. Но при этом совершенно игнорируется тот факт, что у бабушки круглосуточно включен телевизор. Ребенок постоянно живет в этом фоне: новости, криминальная хроника, новости…
Предположим даже, что ребенок ничего не понимает, из того, что там говорят. Но чего стоит один этот тон - истеричный, напористый очень, тревожный… И дети существуют в этом фоне.
Накачали, дальше для того, чтобы вот это все разрядить, чтобы эта агрессия получила какой-то канал для выхода, должна была, по идее, случиться война. Но на практике агрессия повернулась внутрь.
Реформа школы: все на нервах
Дальше. Социальные сети, которые уже сами по себе стали средствами массовой информации, - в них - то же самое. Спокойно открыть нельзя ничего.
И это касается даже очень маленьких детей. Насколько я могу судить, девятилетки уже прекрасно сидят в «Одноклассниках» и ВКонтакте. И даже если они сами ничего не пишут, но этот фон, который вылезает все время и отовсюду, они вполне считывают.
Теперь смотрим, что происходит в школах. Например, знаю класс, где просто взяли и волевым усилием убрали учительницу, которую дети очень любили. Чем-то она там не угодила. Детям, естественно, ничего не объяснили. Просто разослали sms-ки: «С понедельника у вас по таким-то предметам новые учителя». Что происходит при этом с детьми? Они расстроены, напуганы, они ничего не понимают.
А потом эти новые учителя, которые пришли, еще стали закручивать гайки. Им же надо доказать, что учительницу убрали неспроста - она была слишком мягкая, слишком лояльно ставила оценки. Другое дело, что раньше дети с охотой бежали в школу, ни разу не пропускали уроки… Теперь не так.
Реформа образования, учителя на нервах, учителя срываются. Из школы практически исчезла общественная жизнь. Три года назад она была - сейчас вообще исчезла. Все боятся сказать лишнее слово, никто не понимает, что происходит.
И опять, с чем мы имеем дело фактически? Агрессия и тревога, они разлиты в обществе. В сумме они дают эти трещины, которая сейчас мы наблюдаем.
Настроение в семье: затягиваем пояса
То же самое сейчас происходит в семьях. Общий фон - депрессивный. Родители барахтаются изо всех сил.
Когда кричали «Крым наш, мы за ценой не постоим!» - никто не предполагал, что это будет означать: «От моей зарплаты останется две трети или половина». Все думали, что это у кого-то «у них».
И каждый вечер, когда мама и папа садятся за стол, за ужин, о чем они говорят? «Какой ужас, какой кошмар, кругом одна война». Ну, здесь уже война в метафорическом смысле.
И никто не снижает тона от того, что дети рядом. И с другой стороны, никто не объясняет детям, что происходит на самом деле. Поэтому фактически получается, что дети оказываются одни со страхами.
Мы сейчас наблюдаем лавинообразное увеличение страхов и фобий. Например, ко мне на консультации сейчас проходит просто поток детей, родители которых говорят о немотивированной агрессии. Но им кажется, что она немотивированная. Просто никто не связывают такие вещи, как детское поведение, «родители поссорились», «учительница любимая ушла или заболела» и вот эту постоянную накачку.
А дети по природе менее устойчивы. Есть такое психологическое понятие - «якорь». То, за что мы держимся, что дает устойчивость. И те дети, у которых такой опоры нет, оказываются совсем беззащитными.
Клубы самоубийц, уверенных, что они бессмертны
Это - так сказать, внешний контур.
роме того, к несчастью, есть ещё внутренний, и я не знаю, как это контролировать. То есть, я думаю, что проконтролировать это можно, просто я удивлена, почему никто этого не делает. Это сетевые группы, в прямом смысле слова, клубы самоубийц.
Я не понимаю, куда смотрят всевозможные цензоры, которые борются с инакомыслием. Вот с чем надо бороться! Откройте ВКонтакте и посмотрите, сколько там клубов самоубийц! А теперь закройте их, чтобы их не было! И закрывать их нужно в ту же секунду, как только они появляются!
В девять, в десять, в тринадцать лет в психике ребенка есть такое допущение, которое называется «я бессмертный». «Все плохое случается с кем-то другим, не со мной. Я же главный герой этой пьесы, этого фильма. А главные герои в конце всегда побеждают». Вся юношеская субкультура построена на этом. На том, что вот я сейчас умру, и все зарыдают. Это «модель имени Кости Инночкина». Помните фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»?
Ненаученные говорить
Причём дети реагируют на то, что с нами происходит очень по-разному. Например, мама переболела - подхватила какой-то страшный вирус. «Скорые» были одна за одной, капельницы какие-то…
И вот младшая дочь испугалась, у нее стали огромные глаза, просто в пол-лица. И она прячется, такая тихушница: «Ничего никому не скажу, спрячусь и буду тихо переживать». А средний сын другой - он делает вид, что ничего не происходит. Громко поет, громко разговаривает - это его способ борьбы со страхом.
Есть дети, которые со своими переживаниями пойдут к кому-то и будут говорить об этом. Но у нас же сейчас дети практически разучились разговаривать. Они все перешли на систему sms, чатов. В результате никто не может полноценно сказать о том, что с ним происходит, что он чувствует, что его беспокоит.
Раньше это состояние было характерно для самых маленьких. Теперь этот порог поднялся выше, и он вымывается.
У детей нет поддержки, научения - никто не учит их говорить. Это же навык, которому учатся, он не встроенный. У нас взрослые люди, приходящие на прием к психологу, и те могут выразить словами очень маленький диапазон эмоций: «мне хорошо» «мне плохо», еще есть «меня тошнит», - и все.
А на самом деле - «мне страшно», «мне тревожно», до какой степени. Там же много градаций.
В результате всего этого мы видим: дети окружены тревогой и агрессией, из которых нет выхода. Вот это становится невыносимым.
Четыре этапа проживания эмоции
По-хорошему, сейчас всем нужна массированная психологическая помощь. Кризис, который переживает страна, конечно, не первый. Но почему у нас раз за разом повторяется одна и та же ситуация - в каждом кризисе нет этапа осмысления, проговаривания и анализа на уровне чувств.
«Что с нами случилось сейчас? Почему это случилось?» У нас в культуре нет навыка переживания какого-то неприятного опыта, переработки. «Кризис - ну и кризис, что, первый кризис, что ли, в нашей жизни?» И это - вместо того, чтобы осознать, назвать свои чувства.
Существует очень простая четырехшаговая методика. Первый этап - назвать. «Что со мной сейчас? Я чувствую вот это». Нужно назвать своё чувство.
Второй этап: принять его. Что это значит, «принять»? «Да, я согласен с тем, что мне страшно». Или «да, мне тревожно».
Третий этап - удержать нечто, почувствовать это более сильно. Как бы соединиться с этим чувством.
И последний этап - отпустить.
Это работает на любом уровне: с человеком ли, с которым сейчас что-то происходит. Это работает на уровне групп, это работает на уровне сообществ.
У нас этого нет, у нас вообще пропускается этап чувствования. У нас есть: подумал - сделал. «Мне плохо - пошел, набил кому-то морду».
Вернуться в своё тело: «перебирать крупу» или толочь корицу
А еще есть другая методика. Один из способов освобождения от страхов, тревоги и депрессии - вернуться в свое тело. Потому что сейчас мы все практически оторваны от себя. Мы живем в голове и в виртуальной реальности.
Например, одна семья рассказывала, как, проснувшись утром после одной весьма напряжённой ситуации, они обнаружили свою младшую, очень одаренную всяческими талантами девочку на кухне. Там она нашла какую-то старую ступку и начала толочь в ней корицу. И её не могли оторвать от этого занятия минут сорок, даже предлагая всяческие штуки, начиная от погулять и до позаниматься музыкой.
Видимо, ей было приятно это ощущение в руках. Что-то материальное, и этот запах и растирание чего-то мягкого…
Нынешние дети ничем не занимаются, кроме как учатся. Вообще ничем. Покажите мне сейчас 9-летнего ребенка, который умеет готовить. Или 13-летнюю девочку, которая умеет шить. Всё, что они делают, - это учатся и сидят в сетях.
Что мы получаем? Кора головного мозга постоянно возбуждена. Через глаза все время идет возбуждение. А та часть, которая отвечает за движения, за тактильные ощущения - вообще молчит и почти умерла. Поэтому сейчас детей нужно возвращать в тело, возвращать к очень неспешным сосредоточенным занятиям, у которых есть результат. Кстати, взрослым это тоже будет очень полезно
Для подобного «возвращения в себя» подойдут самые обычные каждодневные занятия, даже школа домоводства. Потому что вожди приходят и уходят, а картофельные оладьи - это, извините, навсегда.
В ближайшие выходные просто выключите телевизор и напеките, скажем, рождественских кексиков с цукатами. Это очень сильно примиряет с тем, что за окном, с тем, что в телевизоре.
Кому готовить, кому шить птичек, кому-то - вырезать рождественских ангелов. Отключить все каналы связи и вернуться в себя. На психологическом языке это называется «перебирать крупу».
Что было велено Золушке? Весь этот список - это именно то, что мы всегда рекомендуем детям в панике. Сядь, перебирай крупу. Сядь, сделай мыльные пузыри. Давай полепим из теста. Главное - чтобы был какой-то результат, который можно потрогать. Которым можно пользоваться.
Вечером постарайтесь просто выключить телевизор, и выйти на семейную прогулку. Или вспомнить игры, в которые можно играть всем вместе. Не оставляйте ребёнка одного, тем более наедине с телевизором. Между ним и информационным потоком сейчас должны быть взрослые.
"Православие и мир", 15.12.2014
http://www.pravmir.ru/rasplata-detmi-ili-pochemu-chislo-detskih-samoubiystv-vyiroslo-v-tri-raza/ Примечание: выделение болдом - моё.