Политолог Виталий ПОРТНИКОВ о Таможенном союзе (янв 2014)

May 11, 2014 21:00

Виталий ПОРТНИКОВ - украинский и российский журналист, публицист, политический комментатор и обозреватель, политолог. Редактор и ведущий программ русской редакции Радио Свобода "Время гостей" и "Время прессы". Обозреватель РС и постоянный автор аналитических статей в российских, украинских, польских, белорусских и балтийских СМИ.
Работал обозревателем "Независимой газеты", колумнистом ряда российских газет и интернет-изданий. Был президентом телеканала TBi.
Специализируется на освещении проблем постсоветского пространства, отношений России со странами СНГ, Центральной и Восточной Европы.
Лауреат премии Союза журналистов Украины "Золотое перо" (1989), номинировался также в категории "Журналист года" в ежегодном конкурсе "Человек года", проходящем в Украине.
21 января 2014 г. Портников сообщил, что покинул Украину. С февраля 2014 - в Киеве.


Интеграция страха. Чем Таможенный союз отличается от Европы
Любая попытка повернуть на восток приводит к дестабилизации, которая еще недавно казалась нам немыслимой
Как известно, на том самом саммите "Восточного партнерства", где не состоялось подписание Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, произошло парафирование соответствующего договора с Молдовой.
Молдавское руководство и в самом деле продвинулось в вопросе европейской интеграции куда дальше украинского - в частности, уже через несколько месяцев молдаване будут ездить в ЕС без виз - и поэтому представить себе, что подписание соглашения Евросоюза с Молдовой удастся сорвать, не так-то просто. В украинском случае Кремль, отчаянно противящийся уходу своих бывших владений в "чуждую" Европу, понимал, что давить нужно на одного-единственного человека - Виктора Януковича. И, в целом, преуспел. Но в Молдавии вообще нет одного политического лидера - этой страной уже много лет, пусть с большими проблемами, но правит бывшая демократическая оппозиция, так и не обретшая вождя, но зато сумевшая провести необходимые экономические реформы.
И поэтому давление на Кишинев осуществляется совершенно иначе. Первый шаг - это обострение ситуации в Приднестровье. Еще недавно казалось, что Кишинев и Тирасполь близки если не к воссоединению, то, хотя бы, к цивилизованному соседству. Но российское руководство делает все возможное, чтобы это соседство не состоялось, а конфликты обострялись - и пока у него все получается.
Но самопровозглашенная Приднестровская Молдавская Республика никак не влияет на политическую жизнь в самой Молдове, это, все же, внешний, а не внутренний фактор. Есть и внутренний - Гагаузия, тоже бывшая самопровозглашенная республика, с которой Кишиневу удалось договориться на принципах автономии.
Именно Гагаузия, наряду с молдавскими коммунистами, разумеется, стала в последнее время главным застрельщиком идеи о том, что Молдове нужен не Европейский Союз, а Таможенный. Автономия даже решила провести у себя специальный референдум, но судебное решение не позволило финансировать его из бюджета. И тут нашелся бизнесмен - разумеется, российский - который пообещал профинансировать проведение референдума о Таможенном союзе из собственного кармана
Понятно, что даже если референдум и пройдет, он ничего не решит. И Гагаузия тоже не сможет никуда уйти из Молдовы, потому что не имеет территориального единства, сравнимого с Приднестровьем. Но дестабилизация - налицо. И именно эту дестабилизацию решено оплатить. Ничего не напоминает?
По крайней мере, теперь мы точно знаем, чем Таможенный союз отличается от Европейского. В Европейский никого особо не зовут, своих проблем у него по горло, но все почему-то хотят. А Таможенный не просто зазывает - он, как солдат спецназа, выкручивает руки потенциальным желающим и нежелающим. Армении - с проблемой Карабаха. Украине -  с проблемой энергетических долгов. Молдове - с проблемой Гагаузии и обострением отношений с Приднестровьем. Будущие партнеры без особых дипломатических тонкостей говорят соседям: не пойдете к нам - землю жрать будете! Будет война. Или разруха. Или то и другое.
Согласитесь, странная интеграция - интеграция страха. И стоит ли удивляться, что любая попытка повернуть на восток приводит к такой дестабилизации, которая еще недавно казалась немыслимой жителям нашей страны и станет хорошим урокам для молдаван. На страхе ничего не построишь, как ни старайся.

Главред, 22 января 2014
http://glavred.info/avtorskie_kolonki/integraciya-straha-chem-tamozhennyy-soyuz-otlichaetsya-ot-evropy-269126.html

Таможенный союз и война в долине
Таджикских и киргизских гастарбайтеров на стройках Москвы могут заменить не менее бесправные украинцы
Когда-то советская пропаганда лицемерно возмущалась: агрессивный блок НАТО не может воспрепятствовать даже конфликтам между собственными членами! Речь шла, как правило, о Турции и Греции, но на их фоне - если верить газете "Правда" - весь "агрессивный блок" выглядел сплошной территорией неблагополучия. По сравнению с Советским Союзом и его сателлитами, разумеется. Вот здесь уж, наверняка, было сплошное благополучие и дружба народов.
Советского Союза давно уже нет, а вот непростые отношения между бывшими республиками, которых от конфликта удерживала только диктатура московского Кремля, сохраняются. И грозят перекинуться на новые интеграционные симулякры - например, на тот же Таможенный союз, в который Украину активно затаскивает Владимир Путин.
Одной из стран, которая уже получила "дорожную карту" для присоединения к альянсу, на последнем саммите ТС стала Киргизия. Впрочем, как это обычно происходит в Москве, документ был составлен российскими чиновниками даже без консультаций с киргизскими коллегами, так что в Бишкеке не спешат выполнять условия Путина. Но, тем не менее, Киргизия сегодня уже на дороге сохранения постсоветской экономики и полуколониальной зависимости от России и Казахстана. А следующим кандидатом на вступление в ТС - после того, как завершится усмирение киргизов - является Таджикистан.
Так вот, именно на границе этих двух бывших советских республик произошел конфликт, который грозит перерасти в настоящую центральноазиатскую войну. Пока что сторонам удалось избежать горячей фазы противостояния, никто не погиб, но тяжелораненые с обеих сторон наличествуют. Самое важное - конфликт почти невозможно урегулировать, так как он предопределен самой географией центральноазиатских республик.
Географию эту, как известно, придумал великий учитель всех времен и народов - товарищ Сталин. Именно ему пришло в голову не просто разделить Ферганскую долину между Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном так, чтобы одна республика зависела от благосклонности другой, но еще и нарисовать на карте множество эксклавов - территорий одной республики, окруженных территорией другой. Это было как бы предупреждением: отделиться от матушки-России, императором которой себя представлял Сталин, все равно не удастся.
Но Советский Союз благополучно распался, несмотря на все заграждения, устроенные Иосифом Виссарионовичем для спасения большевистской империи. И вот после его распада анклавы, на которые никто не обращал внимания, стали серьезным фактором нестабильности в регионе. Нынешний вооруженный конфликт между Киргизией и Таджикистаном тоже произошел из-за эксклава - Ворухского эксклава Таджикистана, окруженного территорией Киргизии.
Дело в том, что через этот эксклав проходит дорога "из Киргизии в Киргизию" - то есть, жители одной части страны, направляющиеся в другую, должны дважды пересекать таджикскую границу. Для Бишкека, учитывая напряженные отношения между киргизами и таджиками в этой части страны, такое передвижение не очень  приемлемо, поэтому было принято решение строить дорогу в обход, практически по границе двух стран. Но все дело в том, что никакой международно признанной, демаркированной и делимитированной границы в регионе просто нет, есть лишь граница бывших союзных республик, прохождение которой, как водится, каждый трактует по-своему. И вот строительство именно этого обходного пути и приводит к протестам и конфликтам. И будет приводить. Перестрелка между таджикскими и киргизскими пограничниками и минометный обстрел территории Киргизии со стороны Таджикистана - это только цветочки.
Поэтому не так уж далеки от истины специалисты, утверждающие, что главным регионом риска в Азии является вовсе не Афганистан, о нестабильности в котором так любят рассказывать российские СМИ, а потенциальная территория Таможенного союза. Потому что, помимо конфликтных отношений Таджикистана и Киргизии, есть еще и непростые отношения этих стран с Узбекистаном, и стремление Казахстана определять киргизскую политику, и многие другие, обусловленные кланово-криминальной структурой экономики и авторитаризмом обстоятельства, которые и превратили народы стран Центральной Азии в нации гастарбайтеров, выживающих за счет бесправной жизни в России.
Впрочем, не исключаю, что Путину и его окружению нужен именно такой Таможенный союз - ведь тогда, рано или поздно, таджикских и киргизских гастарбайтеров на стройках и дворах Москвы и на кухнях ресторанов самодовольной столицы заменят не менее бесправные украинцы.

Главред, 14 января 2014
http://glavred.info/avtorskie_kolonki/tamozhennyy-soyuz-i-voyna-v-doline-268416.html

Центральная Азия, Портников, страх, интеграция, Путин, Евразийский союз, внешняя политика

Previous post Next post
Up