!!! Нашествие варваров (ИНТЕРВЬЮ психолога Александра АСМОЛОВА)

May 11, 2014 15:30

Академик Александр АСМОЛОВ: «Политикам не нужен психиатр, они здоровы, но у них непроницаемое сознание - это такая тяжелая психологическая норма»
У каждого из нас периодически складывается отчетливое ощущение: в политических структурах засели психически больные люди. Они индуцируют друг друга, заражают страну. То им букву «Ы» хочется ликвидировать, как боевика (у нас же их не убивают, а именно «ликвидируют»). То в опасное сообщество всего, что подлежит ликвидации, попадает несчастный представитель семейства обаятельного Чиполлино, - чеснок. Его пытаются запретить. Топот котов, опять же, становится у нас поводом для законопроекта, и здесь уже не ясно, где, действительно, предложения депутатов, а где - веселый фольклор: нас втянули в абсурд, мы теряем ориентиры. Нелепости и непристойности происходят уже чуть ли не ежедневно.
Руководитель ЛДПР в ответ на вопрос журналистки кричит одному из представителей своей свиты: «Давай, я произнесу, а ты подбегаешь и начинаешь ее жестко насиловать…» И дважды произносит: «Христос воскресе! Воистину воскресе!» И молодой человек, получив такую команду, идет, как зомби, подходит к беременной журналистке… И неизвестно, что из этого всего бы вышло, если бы ее коллеги не встали стеной.
После поднятого шума Жириновский приносит извинения: «Я немного грубо говорил. А она, оказывается, в положении, беременная…» Явно считая всех вокруг идиотами, потому что любой пользователь интернета сегодня может кликнуть фамилию «Жириновский» и посмотреть, как он продолжал бесноваться, уже зная, что женщина ждет ребенка: «Есть вопросы еще? А то ходят, на майдане беременные, и здесь такие, наркоманы, и все остальное…»
Тем временем в Совете Федерации созревает совершенно ошеломительное решение о создании внутреннего российского интернета, закрытого для стран Европы и США. Автор предложения, член Совфеда Максим Кавджарадзе, уже придумал для него название - «Чебурашка».
Депутат Бабушкинского муниципального округа Москвы Лисовенко в судебном иске в ответе на вопрос о порядке идентификации пользователей в «Твиттере» неожиданно заявляет: «Я летчик! Я летчик! Издревле летчик!»
Что с ними со всеми?


- Александр Григорьевич, дайте мне, пожалуйста, контакты хороших, профессиональных психиатров, - прошу я заведующего кафедрой психологии личности МГУ, вице-президента Российского общества психологов, академика РАО Александра АСМОЛОВА. И объясняю, для чего. Внимательно выслушав, мой собеседник сообщил мне, что я занимаюсь упрощением реальности.
- Это почему? - удивилась я. И получилось незапланированное интервью.
- Это упрощение реальности потому, что, как говорил когда-то один мудрый психиатр, «никогда не следует списывать мерзость нормы за счет патологии». Я эту емкую формулу отношу к поведению некоторых наших депутатов. Когда депутат предлагает Горбачева посадить в тюрьму - это мерзость нормы фанатичного поведения, а не клиническая патология его личности. Когда начинают третировать людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, то, увы, это типичное проявление современного вандализма. И когда Жириновский демонстрирует яркие образцы грубого агрессивного поведения - это вовсе не психоз, а продуманные проявления социально одобряемых развязности и хамства. Если бы Мережковский стал зрителем подобного спектакля, то он бы написал спустя 100 лет вторую часть своей эпопеи «Грядущий хам» и назвал бы ее «Хам нынешний». В современной лексике - «Авторитет в законе».
- Тогда уж - авторитет в думском законе.
- Да, и это нужно признать: у нас вице-спикер Государственной думы разговаривает, как варвар. Он демонстративно крадет личное достоинство у людей, а его коллеги порой не просто одобряют эту кражу, они подражают ему. Это - отсутствие политической культуры, уничтожение всего иного и не похожего на него. И поэтому одно за другим варварские, внекультурные решения получают одобрение. Вспомним печально известный закон, получивший имя ребенка Димы Яковлева, оставивший многих больных детей-сирот без надежды на получение медицинской помощи. Подобные решения можно назвать блицкригом варваров. Перечитайте любимого Бродским Константиноса Кавафиса, особенно его цикл стихов «В ожидании варваров». И вы увидите, что у нас сегодня происходит не психиатрическая эпидемия. У нас - нашествие «внутренних» варваров. Ключевая характеристика варварства - это разрушение и неприятие цивилизации, вандализм, дезорганизация, превращение порядка в хаос. Варварство стремится к выжиганию культуры достоинства, всего, что не утилитарно и не прагматично, к когнитивной простоте при восприятии сложной ситуации, к черно-белому видению мира.
Именно варварство как стремление к погашению любого разнообразия является архаичным ответом на нарастание сложностей ХХI века.
- Что конкретно вы имеете в виду, говоря о сложностях?
- Я имею в виду то, что наш век в целом - век неопределенности, многомерности, коллективного разума, космического сознания, социальных и интеллектуальных сетей - требует когнитивно сложного мышления.
Варварство же стремится к простоте, единомыслию и единообразию, пасует перед любыми усложнениями, агрессивно реагирует на все неизвестное, иное, неопределенное, душит всяческое инакомыслие. Оно живет формулами: «Кто не с нами, тот против нас», «Если враг не сдается, его уничтожают». Варварство неизбежно отстает от вызовов сложного мира и в культурной, и в политической жизни. Хочу обратить внимание на то, что политическая лексика в разных странах мира буквально заселена черно-белыми бинарными оппозициями в стиле свои - чужие, друзья народа - враги народа, запад - восток, верные - неверные, либералы - консерваторы, национал-друзья - национал-предатели… Старые политические клише слегка обновляются. На смену национал-социализму приходит клерикальный национал-патриотизм. Миры начинают раздваиваться и растраиваться на Европейский мир, Русский мир, Исламский мир. Воинствующий атеизм замещается воинствующим клерикализмом и консерватизмом.
Вначале Европа, прежде всего Германия и Франция, а затем и Россия во всех своих бедах винят политику мультикультурализма, поликультурности, поддержки социального и культурного разнообразия и толерантности, тем самым открывая шлюзы для варварской политики ксенофобии, радикального национализма, фундаментализма, фанатизма и привычной канализации агрессии через антисемитизм. В интерпретациях исторической и политической динамики с особым рвением начинают эксплуатироваться различные конспирологические и шовинистические конструкты, сценарии упрощения реальности через всевозможные заговоры. Во всем видится «рука Москвы», «рука ЦРУ». Так и хочется сказать: инквизиция, ты - бессмертна! И вновь идет охота на ведьм, и вновь начинают гореть костры - 2 мая в Одессе погибли люди…
Все это происходит в наше время, которое Бруно Латур (французский социолог науки и философ. - Ред.) назвал временем кормления разногласиями.


- Если смотреть наш телевизор, то у нас как раз наступило время кормления единым меню…
- Да, и я, ныряя в разные реальности, поражаюсь сочетанию несочетаемого в наше время. Наше время интерпретируется как эпоха сингулярности. Это значит, что по экспоненте растет скорость и сложность технического прогресса. В этой ситуации у человечества нарастает риск отстать от «поезда» изменяющейся реальности. И может статься, что наши дети скоро будут воспринимать нас как эволюционных предшественников. Сбывается прогноз Аркадия и Бориса Стругацких из книги «Гадкие лебеди»: дети уходят в виртуальный мир интернета. Мы не успеваем учить их. И в обществе, и в культуре, и, особенно, в образовании явно обозначается переход в иную систему координат, подобно переходу от птолемеевской к коперниканской картине мира.
Феномены, казавшиеся ранее игрой воображения - телекинез, телепортация, телепатия, - становятся реальностью. Автор теории сингулярности Рэй Курцвейл в своей книге «Как создать разум» показывает, что разные формы коллективного разума приводят не только к нарастанию скорости технической эволюции, но и к тому, что изменяются сами изменения. И главное, мир становится глобальным, в нем нет места простым бинарным противопоставлениям «свои - чужие».
- И все-таки: мы часто видим не только варварство, но и неадекватность. Хотя бы в тех случаях, когда депутаты предлагают запрет букв и овощей или представляются «издревле летчиками». Я помню о формуле мерзости нормы, но не понимаю, о какой норме может идти здесь речь.
- Нет, повторюсь, мы имеем не клиническое явление болезни, а явление социальное. Как говорил о подростковой истерии мой безвременно ушедший друг, выдающийся психотерапевт Хараш, «в её основе - попытки обратить на себя внимание негодными средствами, всегда есть желание заявить, что я - существую!». Эта истерия обычно присуща подросткам 13-15 лет. У нас социальная истерия от подростков перекочевала во властные круги - туда, где принимаются политические решения. Так те или иные политические игроки, через демонстрационные формы поведения, убеждают нас в своей значимости. Вы бы никогда не узнали, кто такой депутат Федоров, если бы он вдруг не заявил, что Виктор Цой был агентом ЦРУ. Это - демонстративная социальная истерия. Она заразна, инфекционна. Она ведет нас к архаике в сетевом веке, к времени стирания альтернатив - туда, где все вокруг либо черное, либо белое. Вспомним еще раз Кавафиса: «…Ведь варвары сегодня прибывают. Зачем законы издавать сенату? Прибудут варвары, у них свои законы».
- Для них не существует контекстов?
- Скорее у них нет чувствительности к иным контекстам. Варвар не различает ваших контекстов, у него непроницаемое сознание. Только реальное изменение жизни, показывающее невозможность принятых ими типов адаптации, может привести к крушению фанатичного варварского поведения.
Но психически они нормальны. Это - тяжелая психологическая норма…
Александр АСМОЛОВ - психолог, политик и учёный. Доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, завкафедрой психологии личности МГУ имени Ломоносова, директор ФГУ "Федеральный институт развития образования" (ФИРО). Член Президиума Российской академии образования. Член общественного совета Российского еврейского конгресса.
Главный психолог Гособразования СССР в 1988-1992 гг.; зам. и первый замминистра образования России в 1992-1998 гг.
В 2012 г. вышла книга А.Асмолова "Оптика просвещения: социокультурные перспективы" - квинтэссенция его размышлений о педагогике, о мотивах и перспективе модернизации образования.
http://www.asmolovpsy.ru/ru/biography

"Новая газета" 10.05.2014
http://www.novayagazeta.ru/society/63508.html
Примечание: выделение болдом и красным болдом - моё.

политика, политик, общество, интервью, психология, сознание, варварство, архаика, пропаганда, норма

Previous post Next post
Up