БЕСПРЕДЕЛ! Врачи не могут поверить, что подобный указ возможен

Mar 25, 2014 21:50

Гематолог Павел ТРАХТМАН: "В нашей стране почти не производят качественной медтехники"
В ближайшие дни правительство планирует принять постановление, запрещающее государственным медучреждениям закупать импортное оборудование. Авторы документа считают, что он поможет «обеспечить национальную безопасность России», а медики бьют тревогу: существенная часть россиян может лишиться возможности делать обычную флюорографию, не говоря уже о более сложных процедурах.
О том, как закон повлияет на отечественную медицину, рассказал заведующий отделением трансфузиологии Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Д.Рогачёва Павел ТРАХТМАН:


- Как вы оцениваете готовящееся постановление?
- Оно привет к тому, что российская медицина станет еще менее эффективной, а качественное лечение будет доступно только избранным. К сожалению, в нашей стране почти не производят медицинской техники, отвечающей современным стандартам. Им не соответствуют даже относительно простые медицинские устройства - аппараты для ЭКГ, тонометры, мониторы. Это как с автомобилями: и «Жигули», и «Мерседес» имеют четыре колеса и кузов, но изделия не сопоставимы по качеству. Уверен, что с помощью данной нормы российские бизнес-группировки, производящие медтехнику, лоббируют свои интересы. Они не могут достойно конкурировать с импортом и таким способом хотят укрепиться на рынке.
- Чем именно российская медицинская техника уступает иностранной?
- У российской техники хуже разрешение, слабее программное обслуживание, менее надежная операционная система. Это касается российских томографов, инкубаторов интенсивной терапии для новорожденных, маммографов. Также существует техника, у которой вообще нет отечественных аналогов, - например, аппараты, позволяющие заготавливать донорскую кровь, хирургические микроскопы, некоторые виды томографов. Успешные проекты есть, но это разовые разработки, которые пока не дошли до массового потребителя.
- Авторы постановления предполагают, что подобная мера будет стимулировать отечественных производителей к созданию более современных аппаратов. Это сработает?
- Для того, чтобы создать хороший медицинский прибор, нужно немало времени, а главное - денег. Государство должно постоянно инвестировать в создание медицинской техники и ее продвижение. Ведь часто такое бывает: появляются уникальные разработки, но их авторы не могут заявить о себе, потому что не налажены соответствующие механизмы. Сейчас у государства нет денег даже на достойные зарплаты в медицине. Проще не инвестировать в разработки, а сделать вид, что они уже есть.
- Сколько аппаратов отечественного производства сейчас используется именно в вашем центре?
- Все, что находится в нашем центре, импортного производства, вплоть до кроватей и тумбочек. Мы лечим тяжелых больных, оказываем высокотехнологичную медицинскую помощь, а значит, все должно соответствовать последнему слову науки и техники. На данный момент лечить тяжелых больных без применения иностранной техники невозможно.
- Что будет с отечественной медициной, если постановление вступит в силу?
- Если власти запретят покупать хорошие импортные аппараты, но не будут инвестировать в производство качественных аналогов, то качество медицинской помощи существенно снизится. Опять все будут ругать врачей, которые плохо лечат и ставят неправильные диагнозы. Все это расколет общество на два лагеря: обеспеченные уйдут лечиться в частные клиники, а бедные и вовсе будут врачей избегать, занимаясь самолечением.
- Может ли это привести к тому, что хорошие врачи покинут государственные клиники?
- Большая часть хороших врачей уже покинула государственные клиники. В последние годы было закуплено много нового оборудования, на котором просто некому работать, - врачи со стажем не могут или не хотят переучиваться, а выпускники вузов - просто не умеют. Вот это реальная проблема, на которую почему-то никто не обращает внимания.

"Новые известия", 25 марта 2014
http://www.newizv.ru/society/2014-03-25/199110-gematolog-pavel-trahtman.html

Томограф по-русски
Больницам предлагают перейти на российское медоборудование
Медицинскую технику иностранного производства могут запретить закупать в России для государственных и муниципальных больниц и поликлиник. Исключение делается лишь для техники, сделанной в странах Таможенного союза, в который из иностранных государств входят пока только Белоруссия и Казахстан.


Проект постановления на эту тему подготовил Минпромторг России. Он размещен на портале о раскрытии информации о подготовке законопроектов, и сейчас идет его общественное обсуждение. Если оно будет успешным, документ может вступить в силу с 1 апреля.
Согласно проекту постановления, под запрет могут попасть как серьезная аппаратура: томографы, маммографы, устройства для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов, различное стоматологическое оборудование, инкубаторы для новорожденных, аппараты назальной респираторной поддержки дыхания новорожденных, дефибрилляторы, так и салфетки антисептические спиртовые или с содержанием лекарственных препаратов, раневые повязки, шприцы, иглы инъекционные.
Также под запрет попадает продукция, если более половины ее компонентов (в конечной цене изделия) - иностранного производства.
Установить новые правила игры хотят для защиты внутреннего российского рынка от излишней зависимости от иностранного оборудования.
Как говорится в пояснительной записке к документу, российский рынок медицинских изделий является одним из самых динамично развивающихся в мире. С 2006 по 2012 годы он вырос более чем в 3 раза. И значительное влияние на его развитие оказал растущий рынок медицинских услуг - в прошлом году его объем составил 1,1 трлн рублей, что на 9,3% больше, чем в 2011 году. При этом основная доля расходов приходится на сектор обязательного медстрахования (ОМС), который в 2012 году занимал 62% стоимостного объема рынка. Кроме того, на динамику рынка медицинских изделий повлияло увеличение расходов населения на здравоохранение. По данным Росстата, за последние шесть лет расходы выросли почти в 1,5 раза и превысили 300 млрд рублей, а по данным независимых исследований, которые приводятся в пояснительной записке, - объем рынка частных медицинских услуг в России превысил в 2012 году 500 млрд рублей. При всем этом происходит постепенное сокращение совокупной доли отечественных производителей медицинских изделий на внутреннем рынке. Соответственно если проект постановления будет принят, будут созданы условия для долгосрочного развития и формирования конкурентных преимуществ российских компаний на внутреннем рынке.
В одном из приложений к постановлению описываются ожидаемые экономические выгоды от его реализации: по расчетам ведомства, объем производства отечественных медизделий вырастет в денежном выражении с 19,4 млрд рублей в 2014 году до 78,8 млрд рублей в 2020 году, а его доля в ВВП - с 0,01 до 0,03%. Налоги, согласно ожиданиям, также вырастут в три раза - с 3,4 млрд рублей до 13,8 млрд.
Однако эксперты относятся к этой идее скептически. Экономика экономикой, а пострадают простые люди, пациенты, считает президент Лиги защиты прав пациентов Александр САВЕРСКИЙ. "Проект постановления защищает рынки, а не пациентов. И это настораживает. Пока не доказано, что наш производитель способен обеспечить все российские медучреждения качественным оборудованием", - сказал он. И посоветовал разработчикам постановления пересесть за руль отечественных автомобилей, чтобы понять разницу между многими видами оборудования, произведенного в России и иностранными аналогами. "В законе об охране здоровья граждан говорится, что приоритет - это интересы пациентов, а не рынков и экономики", - добавил он. К тому же, по его мнению, постановление нарушает и антимонопольное законодательство.
Между тем некоторое время назад Союз ассоциаций и предприятий медицинской промышленности России направлял письмо премьер-министру, в котором речь шла о том, что создаваемые в России медизделия, несмотря на современное качество, с трудом пробиваются на российский рынок, а наличие российских аналогов не останавливает рост закупок импортных медизделий.
Есть и третья точка зрения: по разным экспертным оценкам, сейчас российское медицинское оборудование занимает 10-20% от всех поставок. При этом почти все отечественное высокотехнологичное делается из иностранных компонентов, то есть просто собирается в России, как иностранные машины, отмечают эксперты. Поэтому идея уйти от импортозамещения правильная, но реализовываться она должна иначе.
"Государство должно создавать экономические условия, чтобы повышалось качество производимого в стране медоборудования и снижалась его цена. В современных же условиях принимать такие постановления - все равно что издавать указы о том, чтобы солнце ярче светило", - говорит профессор кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ "Высшая школа экономики" Василий ВЛАСОВ. Во-первых, в России, как и в Белоруссии и Казахстане, производится очень мало оборудования, соответствующего требованиям документа. Во-вторых, если предположить, что закупаться все-таки будет лишь отечественная аппаратура, снижения цены на нее точно не произойдет - по законодательству при проведении госзакупок стоимость российского оборудования может быть на 15% выше импортных аналогов. Пострадают в итоге и пациенты, и система здравоохранения в целом, считает эксперт.

"Российская газета", 25 марта 2014
http://www.rg.ru/2014/03/25/med.html



Валерий ПАНЮШКИН: Ахиллесов аппарат
Родина моя имеет обыкновение назло надменному соседу отмораживать себе нос. Еще давным-давно (не помню, какие тогда были внешнеполитические трения), чтобы наказать американцев, наши начальники приняли закон, запрещавший перевозить через границу России биоматериалы.
И если до этого закона я знать не хотел никого во власти, то, как только закон был принят, я стал как шелковый - терпеливо и вежливо разъяснял на страницах газет и в частных беседах, как важно бывает транспортировать биоматериалы через границу. Например, кровь. Чтобы подобрать ребенку, больному раком крови, донора костного мозга в европейском регистре, надо же перевезти через границу кровь. А потом надо ввезти донорский костный мозг в Россию. Я разъяснял это терпеливо. А потом, когда запрет на транспортировку биоматериалов отменили, радовался и чуть ли не плясал от радости.
Когда в ответ на «список Магнитского» запретили американское усыновление, я опять стал как шелковый. Терпеливо разъяснял и в прессе, и в частных беседах с чиновниками и депутатами, что многих больных детей в России не вылечишь. Вот и сейчас у меня есть тяжелобольная девочка. У нее непропорционально развиваются кости. Ей нужно раздвинуть кости черепа, пока они не раздавили мозг. И ее хотели удочерить американцы, и сделали бы ей уже операцию. А теперь девочку записывают на очередь в российской больнице аж на 2016 год. И доживет ли она до 2016 года...
В ответ на новые американские санкции правительство подготовило указ, согласно которому нельзя покупать в российские больницы импортную медицинскую технику. А я довольно много хожу по больницам. И вот, хоть убейте меня, не могу вспомнить, чтобы мне в больницах попадалась на глаза какая-нибудь медицинская техника, произведенная в России. Ну, разве что стетоскоп. Разве что чашки Петри бывают елатомского завода. Но никогда мне не приходилось видеть отечественного эхокардиографа или отечественного аппарата МРТ.
И даже в Министерстве здравоохранения не знают, как на эту инициативу ответить. Как проект правительственного указа оценить. Все сроки вышли, а в Минздраве молчат. Потому что, если скажешь, что без закупок импортной медтехники мы не можем, - будешь национал-предателем и никто тебя не станет слушать. А если поддержишь запрет на закупки импортной медтехники, то через пять лет медицина наша откатится на позиции военно-полевой хирургии Пирогова.
Врачей знакомых спрашиваю об этом проекте правительственного указа - врачи вообще молчат, разводят руками и молчат, не могут поверить, что подобный указ возможен.
Между тем шантажировать врага смертью своих собственных детей - это известная мировая практика. Так, например, делает движение «Хамас». Устанавливают огневую точку над детским садиком, и израильская ракета, направленная подавить огневую точку, прилетает в детский садик.
Современный мир с его информационными технологиями и с его экзальтированным гуманизмом так устроен, что всерьез навредить врагу можно, не бомбя его территорию, а уничтожая собственных мирных жителей, особенно детей.
У кого есть дети-подростки - понимают. Эффективнее всего подросток может шантажировать взрослых, угрожая навредить себе.
Мне 45 лет, и меня сложно чем-нибудь напугать. Безработицей не напугаешь: я уж четыре года не имею журналистской работы. Тюрьмой не напугаешь: дедушка с детства приучал меня к мысли, что каждое российское поколение должно посидеть в тюрьме. Бедность тоже не страшит меня. Богат никогда не был. А беден всерьез был - и ничего, пережили.
Я был на войнах, землетрясениях, эпидемиях, революциях, но самое страшное, что я видел в жизни, - ребенок в провинциальной больнице. В подключичную вену ребенку этому был введен не катетер, а обычная инъекционная игла. Инфузомата, который отмерял бы лекарство, не было. А мама ребенка стояла у капельницы и считала капли. И вот так давалась ребенку высокодозная химиотерапия. И если бы мама обсчиталась, ребенок бы умер - не от болезни своей, а от отравления. Это было в 90-е годы, и страшнее этого я могу представить себе только ядерную войну.
Это мое слабое место. Если за пару инфузоматов, за чемодан окклюдеров, за эхокардиограф или коробку «Кансидаса» надо махать флагом, приветствуя аннексию Крыма, - я зажмурюсь и буду махать.

Сноб, 25.03.2014
http://www.snob.ru/selected/entry/73986

Примечание: выделение болдом и красным болдом - моё.

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
БЕСПРЕДЕЛ! И снова о запрете на закупки современного медицинского оборудования
http://loxovo.livejournal.com/5111793.html
БЕСПРЕДЕЛ! Российские поликлиники могут остаться без импортных томографов
http://loxovo.livejournal.com/5110124.html

техника, власть, чиновники, решение, беспредел, импорт, запрет, медицина, Панюшкин, качество, Путин

Previous post Next post
Up