Николай КЛИМЕНЮК: Граница РФ как русская рулетка
Почему россиян не выпускают из России, а иностранцев в нее не пускают
Режиссеру Миндаугасу Карбаускису все-таки разрешили вернуться на рабочее место - в московский театр Маяковского. Несколько дней гастарбайтер из Литвы был для России нежелательным иностранцем: возвращался домой и в аэропорту узнал, что домой ему нельзя -
из-за неуплаченных дорожных штрафов. А вот гражданина Украины
Захара Ставицкого не пускают домой из-за сбоя в компьютерной системе ФМС. В августе прошлого года
представитель ФМС сообщил, что с января в Россию не пустили 7000 украинцев, а всего 180 000 иностранных граждан. Формулировка, как правило, стандартная - «нарушение миграционного законодательства», а что конкретно имеется в виду, как правило, неизвестно. Многие из этих людей - как Карбаускис или Ставицкий - живут в России, здесь у них работа, семьи и так далее. Такая же рулетка работает и в отношении россиян - с той лишь разницей, что их не выпускают. Трудно сказать, что хуже - когда тебя не пускают домой или когда твой дом вдруг превращается в тюрьму.
Время от времени (сейчас уже можно сказать - регулярно) под запрет попадает кто-нибудь известный или достаточно энергичный, чтобы поднять шум в соцсетях и привлечь внимание СМИ. Из всего, что мы видим, следует, что за запретами не стоит никакой системы - они работают по принципу русской рулетки. Вернее, система как раз и заключается во внешней бессистемности.
Несколько лет назад, когда разговоры о возможном «железном занавесе» стали модной светской темой, я пытался представить себе технологию, при помощи которой его могли бы установить. Конституция прямо запрещает ограничивать выезд, и ее российские власти предпочитают не менять, а игнорировать при помощи какого-нибудь трюка. Тогда мне казалось, что ограничения выезда будут использовать экономический рычаг. Ну, например, вместе с паспортом на границе нужно будет предъявить справку об отсутствии налоговой задолженности, а получение такой справки превратится в адскую муку. В реальности власти оказались гораздо изобретательнее. Справка по крайней мере дает некоторою уверенность - вот ты ее получил, и теперь проблем не будет. Сейчас же выезд за границу может быть запрещен по распоряжению службы судебных приставов - если за вами имеется задолженность больше 10 тысяч рублей. О том, что она имеется, вы можете даже не подозревать, пока с удивлением не обнаружите на паспортном контроле, что стали невыездным. Это гениально - унижение неопределенностью гораздо более эффективный метод подчинения и контроля, чем ограничения и репрессии.
Самая распространенная причина появления задолженности - неоплаченный штраф за нарушение ПДД. Лично мне за минувшие три месяца выписали два штрафа за нарушения, которых я не совершал (одно касалось неправильного размещения спецмаркировки), а за одно нарушение, которое я совершил, выписали два одинаковых штрафа. Никаких писем по поводу этих штрафов я не получил - не знаю, потерялись ли они стараниями Почты России, или их вообще никто не отправлял. Жалобы в очень удобную электронную приемную ГИБДД остались без ответа, оплатить штрафы тоже пока не получилось - сайт Госуслуги уже месяц предлагает мне вернуться через три дня. Не нужно думать, что эта проблема касается только автомобилистов. Существует, например, налог на недвижимость, счета за газ и электричество. Безопасности вам не обеспечит даже самая строгая дисциплина. Несколько лет назад я оказался должником банка после того, как закрыл в нем счет. Клерки что-то напутали, счет не закрылся, и банк продолжал исправно начислять плату за клиентское обслуживание, пеню за ее неоплату и огромные проценты на возникший таким образом долг. Собственно, об этом долге я узнал, когда получил письмо из коллекторского агентства. Но это было раньше. А сейчас такие новости настигают россиян на границе.
С иностранцами все еще проще. По нынешним правилам, для отказа во въезде достаточно двух административных взысканий. Не неоплаченных штрафов, а самих штрафов. Мешает конкретный человек - оштрафуйте его два раза за неправильный переход улицы и смело высылайте. Не надо даже доказывать, что он растлевал юношество или готовил революцию по заказу ЦРУ.
Сложившаяся в России система не предполагает наличия у людей каких-либо неотъемлемых прав - только дарованные властью привилегии. Формальное законодательство этого положения не отражает, но постепенно приводится в соответствие с реальностью. Сакральная власть не может быть никому подотчетна - наоборот, она должна быть неисповедима. Произвольность, непредсказуемость, непонятность принимаемых решений - не сбой и не недостаток, а самое ее основание. Сбивай с толку и властвуй - нигде этот принцип не проявляется так отчетливо, как на российской границе, превращающей каждого, кто к ней приближается, в дрожащую тварь.
Николай КЛИМЕНЮК - журналист, по образованию филолог. До октября 2011 г. - зам. главного редактора и модератор блога Политика на Snob.ru. Затем - зам. главного редактора PublicPost.
Сноб, 07.02.2014
http://www.snob.ru/selected/entry/71539 Светлана ГАННУШКИНА: Миндаугаса Карбаускиса уже решили в Россию впустить
Для тех, кто еще не знает этой механики, поясняю. Недавно были внесены поправки в статью 26 Закона РФ "О въезде и выезде".
1. С 30 декабря 2012 года иностранный гражданин, не покинувший территорию РФ в течение 30 дней после истечения срока действия его права пребывания в России, на три года лишается права на возвращение.
2. С 25 ноября 2013 года иностранным гражданам, которые два и более раза в течение трех лет привлекались к административной ответственности, запрещен въезд в РФ на три года со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности. Эти два нарушения могут быть любыми, например, нарушение правил уличного движения.
Информация о нарушениях поступает прямо в некую базу данных, где не указывается, что же именно совершил человек. Его о появлении его имени в базе не информируют, узнает он об этом только тогда, когда после отсутствия пытается въехать на территорию России, имея визу, вид на жительство или по безвизовому режиму.
У нас уже масса жалоб на то, что не пустили домой жену с ребенком, мужа - отца шестерых детей, мужу-украинцу не дали въехать с женой из свадебного путешествия. Не впустили на консультацию к врачу ребенка, прооперированного по поводу рака три года назад. У матери на руках был вызов, она показала шов на животике сына, но это не помогло.
Некоторые представители власти, в частности, сотрудники ФМС, стонут от этого. А другие очень, как я недавно узнала, гордятся тем, что все автоматизировано и исключен "коррупционный компонент". Вся коррупция, как известно, от нарушителей правил уличного движения, не имеющих российского гражданства.
В отличие от случая с Карбаускисом, обычно на изъятие имени из базы данных уходит полтора - два месяца.
Тут, по меньшей мере, три нарушения основ права.
1. Двойное наказание. Штраф ведь уже заплачен, человек и думать забыл о нарушении.
2. Отсутствует информация о внесении в базу. Человека обязаны ставить в известность о наказании и его причине.
3. Отсутствует возможность обжаловать действия должностного лица до его исполнения. База не может быть привлечена к ответственности за то, что она не знает ст.8 Европейской конвенции о защите прав человека (защита семейной жизни). А при рассмотрении в суде, очевидно, что наличие семьи в России перевесило бы два нарушения правил уличного движения за три года.
И это только 2 из порядка 20 новаций в нашем законодательстве в сфере миграции, практически все они репрессивного характера.
Есть некоторые мысли о том, как с этим бороться, но пока воздержусь их делать публичными.
А вот еще что хочу рассказать. Вчера вечером около половины десятого я проходила паспортный контроль в "Домодедове", прилетела из Барселоны, где два дня знакомилась с системой помощи мигрантам и бездомным. Должна заметить, что там не делают большого различия между иностранцами и гражданами Испании, находящимися в таком положении. Кроме того, я дала несколько интервью, выступала в Доме журналистов. Вопросы были в основном о использовании труда мигрантов на олимпийских стройках и о положении на Кавказе. Кроме меня, в Доме журналистов выступал Майрбек Вачагаев, бывший представитель Масхадова в Москве, приехавший из Парижа.
Я подала пограничнику свой паспорт. Он долго его разглядывал, о чем-то советовался с коллегой. Прошли уже все 700 человек, прилетевших этим рейсом, а я все стояла у окна. На мой вопрос: что происходит? - пограничник ответил: "Чип не читается".
Начал звонить кому-то, потом он забрал мой паспорт и пошел в служебное помещение. Мне туда войти не разрешил, просил стоять за дверью. Меня это рассердило, я ему сообщила, что устала, что мне восьмой десяток, поэтому прошу указать мне место, где я могла бы сесть. Он отвел меня к скамейке. В ожидании я позвонила мужу и сообщила, что меня не пускают домой.
Минут через 20-25 ко мне подошел некий Дмитрий (фамилию назвал по моему настоянию) и сказал, что хочет кое-что выяснить. Я снова спросила, в чем дело. О чипе уже речь не шла - оказывается, моя фотография вызвала какие-то сомнения, на кого-то там я похожа.
Плохо себе представляю, чтобы я была похожа на кого-то подозреваемого в дурных намерениях. Дмитрий что-то мне рассказывал про меры безопасности, ссылался все на ту же Олимпиаду. Потом начал задавать вопросы: где я была, что там делала, чем вообще занимаюсь.
Я ответила, что устала, просто покажу ему удостоверение. Вынула оказавшееся у меня с собой случайно, удостоверение члена экспертного совета при уполномоченном и протянула ему. Дмитрий удостоверение повертел в руках и попросил его забрать на какое-то время. - Копировать? - Да, если можно. - Копируйте.
Еще минут через пять Дмитрий принес удостоверение и снова начал задавать вопросы: - Где находится департамент, в котором Вы работаете? - Уполномоченный по правам человека находится на ул. Мясницкой 47. Дмитрий еще немного подумал, отдал мне удостоверение, отнес мой паспорт пограничнику в окошко, велел поставить мне штамп и впустить на родину.
Он снова что-то говорил об Олимпиаде, о безопасности, извинился за задержку. Я ему ответила, что мне это было просто забавно, а вот, что они так с пристрастием каждый раз опрашивают жителей Кавказа, оскорбляет людей, этого делать не следует. Дмитрий обещал, что они будут тактичными. :- )))))
Вот такая история со мной приключилась! Бдительность, бдительность и еще раз бдительность, доходящая до идиотизма? Или все же что-то личное?
Светлана ГАННУШКИНА - правозащитник, председатель комитета "Гражданское содействие"
Сноб, 03.02.2014
http://www.snob.ru/profile/28062/blog/71293 Примечание: все выделения в текстах - моё.