Леонид ЗЛОТИН: Почему на пресс-конференции В.Путина не обсуждались проблемы медицины и образования

Dec 24, 2012 03:20



Разговоры запросто
Журналист Леонид ЗЛОТИН - о том, почему на пресс-конференции Владимира Путина не обсуждались проблемы медицины и образования
Предъявлять претензии к политику в его постоянном стремлении говорить лишь то, что его избиратели хотят услышать, вообще-то странно. Равно как и упрекать в том, что предвыборные обещания мало связаны с послевыборной деятельностью. Это нормальная международная политическая практика. Другое дело, что разница между обещаниями и реальными делами в разных политических системах довольно существенная и зависит от состояния общественных институтов, а вот в области соответствия электоральным ожиданиям различий почти нет. Это правило действует на любых площадках, которые используются для выступления перед потенциальными избирателями, включая, разумеется, и пресс-конференции.
С этой точки зрения имеет смысл поговорить о том, чего не получилось прояснить на президентской пресс-конференции. Нет вопроса - нет ответа. Проблемы эти вовсе не частные, не региональные, не связаны с системой представительной демократии, но они не менее критичны для государства. Речь идет о состоянии здравоохранения и образования. С одной стороны, тот факт, что предыдущий министр здравоохранения г-жа Голикова работает в команде президента, может говорить о том, что главу государства устраивают результаты ее деятельности. С другой - было бы любопытно послушать, что по этому поводу скажет национальный лидер, хотя понятно, что (см. выше) как политик он будет за все хорошее и против всего плохого. Тем не менее, всячески присоединяясь к коллегам, задававшим вопросы по поводу спорного «анти-Магнитского» закона, хотелось бы такого же интереса к тому, как будут учить новое поколение и каким образом населению будет гарантировано квалифицированное медицинское обслуживание.
Решение этих задач - по определению прямая обязанность и ответственность государства. При этом ситуация здесь остается весьма критичной, начиная с уровня бюджетного финансирования. Можно вложить 20 трлн рублей (наверняка получится больше) в оборону, но стоило бы подумать, кто будет разрабатывать новое вооружение, конструировать новые технологии и, разумеется, обслуживать современные виды техники. Не говоря о том, что стоит понять, кто будет конструировать и рассчитывать мосты, гидростанции и другие сложные технические сооружения. Ответить на это при сохранении действующей системы образования не так и просто.
Сокращение числа вузов - мера вполне разумная, хотя критерии пока и не очень понятны. Слияние школ в связи с сокращением их количества пока привело к тому, что действительно сильные образовательные учреждения пополнились менее подготовленными учениками, нередко и социально неадаптированными. Неизбежно качество преподавания упадет и за счет общей дисциплины, и за счет времени, которое тратится на объяснение темы.
Да, работать и учиться в сильной гимназии - престижнее, чем в обычной школе. Но не всем это надо - речь, повторимся, не о возможности, а о предпочтении. Образование должно быть равнодоступным, это не обсуждаемо. Для способных детей при этом должна быть обеспечена возможность учиться в сильных средних заведениях, включая платные (и за счет государства, и за счет специальных фондов). Но взять и просто механически перемешать школы разных уровней преподавания - мысль не очень хорошая. Да, это проблема в основном крупных городов, но это большая часть потенциальных абитуриентов.
Нормально, когда образовательные учреждения имеют разный рейтинговый уровень и разный уровень изучаемых программ. Это не про новый образовательный стандарт, обещающий немало чудес в деле обучения подрастающего поколения, это про глубину и качество преподавания. Никуда не делись волшебные результаты ЕГЭ, по которым сначала в вузы зачисляются, а потом отчисляются (сразу - за неграмотность, после первой сессии - по результатам экзаменов) сотни абитуриентов, занявших не свои места.
На пресс-конференции в этой области удалось выяснить только, что президент поддерживает патриотическое воспитание в школах. В том, что патриотизм должен быть осознанным, а для этого требуются как минимум достаточные знания об истории и культуре своей страны, и ЕГЭ тут помощник слабый, в отсутствие вопросов и ответов не было. А ведь многие теми же административно-коммерческими путями закончат вуз. Хорошо если они потом найдут другие развлечения, а если они будут рассчитывать прочность двигателей и мостов, а еще чище - лечить нас, тогда о незаданных вопросах вспоминать будет уже поздно. При том, что и так получить квалифицированную медицинскую помощь сегодня бывает невозможно даже обладая финансовыми ресурсами. Проще говоря, серьезную проблему можно решить только по знакомству. И это в Москве, где, как известно, все сосредоточено. И дело не только в страховой медицине, которая по сути своей в первую очередь бизнес, а только во вторую - медицина. Это доехало уже и до государственных поликлиник, где руководство и сотрудники экономических служб получают зарплаты, кратно превышающие доходы врачей. И чтобы сдать кровь на анализ в обычной поликлинике, надо за получением талона прийти на рассвете и отстоять очередь. Здравствуй, двадцать первый век.
В общем, ничего про это услышать не получилось. Зато кто-то из приглашенных передавал приветы и поздравления от имени президента. Хорошо еще что, как в классическом «Поле чудес», не вручил ведущему банку огурцов собственного посола.

Известия.Ру, 20.12.2012
http://izvestia.ru/news/542007

политика, власть, здравоохранение, ответственность, медицина, государство, проблемы, пресс-конференция, Путин, образование

Previous post Next post
Up