Основные внешние риски для российской экономики связаны с усилением Китая
Основные внешние риски для российской экономики связаны с усилением Китая, завоевывающего доминирующие позиции на товарных рынках, в том числе и традиционно российских, говорится в итоговом докладе о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года.
Китай, "несмотря на замедление среднегодовых темпов роста до 8,5% в 2011-2012 годах по сравнению с 10,0% в 2010-2011 годах, останется в числе наиболее динамично растущих экономик за счет расширения внутреннего спроса и роста доходов населения", отмечается в документе. При этом авторы доклада прогнозируют, что, "благодаря росту экономической мощи, более позитивному отношению со стороны Запада и финансовой экспансии на мировых рынках… в ближайшие 10 лет глобальные позиции Китая усилятся".
В связи с этим эксперты выделяют целый ряд вызовов, перед лицом которых может оказаться Россия. Так, в частности, не исключено, что к 2020 году китайский юань может стать мировой расчетной валютой. Вместе с тем, "если будет реализован более радикальный сценарий и Китай превратится в эмитента региональной (а возможно, и мировой) резервной валюты, это может привести к снижению стабильности международной валютной системы, ограничению возможностей использования российского рубля в международных расчетах, "валютным войнам", полагают авторы доклада.
По их мнению, такой вариант развития событий может стать одним из главных вызовов не только для России, но и для мирового сообщества в целом.
Кроме того, "высокая конкурентоспособность китайской обрабатывающей промышленности, несмотря на повышение обменного курса юаня, будет способствовать дальнейшему вытеснению с российского рынка отечественных производителей аналогичной продукции, а также препятствовать торгово-инвестиционной экспансии российских компаний за рубежом", отмечается в документе.
Укрепление позиций Китая в Центральной Азии может подорвать перспективы дальнейшего вовлечения данного региона в интеграционные проекты России. Так, в частности, может усилиться конкуренция за центральноазиатские энергетические ресурсы и произойти ослабление таможенного контроля на южной границе Таможенного союза - между Казахстаном и Китаем, это, в свою очередь, способно привести к срыву планов дальнейшего расширения Таможенного союза, говорится в докладе.
Более активное переговорное и интервенционистское поведение Китая как "богатого новичка" в "клубе мировых лидеров", укрепление формата G-2 (США и Китай) в управлении глобальными экономическими процессами, усиление влияния Китая в МВФ и ВТО может нанести ущерб третьим странам, в том числе России, указывают эксперты.
"В этой связи эффективный ответ на рассмотренные вызовы должен строиться на радикальном ускорении темпов развития российской экономики и использовании новых возможностей в сотрудничестве с Китаем для достижения этой цели", - подчеркивается в докладе, передает РИА Новости.
Прайм, 13.03.2012
http://www.1prime.ru/news/0/{F3E066DB-1D1E-43BB-A2A2-168D49545CB8}.uif Система квот на мигрантов в России неэффективна
Система миграционных квот в России несовершенна и не отражает истинной потребности российских работодателей в привлечении иностранной рабочей силы, уверены разработчики "Стратегии 2020".
"Действующий механизм определения потребности в иностранной рабочей силе и формирования на этой основе квот на выдачу разрешительных документов практически с момента его введения продемонстрировал свое несовершенство, несоответствие требованиям рынка труда и развития экономики. Данный механизм нуждается в кардинальной переработке с учетом перспектив развития отраслей экономики, демографической ситуации и требований рынка труда", - говорится в итоговом докладе стратегии социально-экономического развития России до 2020 года.
Авторы "Стратегии 2020" уверены, что действующая в России система квот приводит к излишним бюрократическим процедурам, которые разделяют мигрантов и работодателей. Желательная среднегодовая численность мигрантов в России к 2025 году должна выйти на показатель в 250-300 тысяч человек.
"Решение задачи повышения миграционной привлекательности России влечет за собой необходимость совершенствования законодательства, разработки мер, направленных на повышение социальной защищенности иностранных граждан", - говорится в итоговом докладе "Стратегии 2020".
Для решения проблемы авторы документа предлагают модернизировать институт разрешения на временное проживание; усовершенствовать процедуру получения вида на жительство и приобретения гражданства РФ; создать облегченный порядок приобретения российского гражданства иммигрантами и членами их семей, а также иностранными выпускниками российских учреждений, востребованными в РФ. "Основная трудность проистекает из того, что для получения разрешения на временное проживание соискатель должен попасть в квоту, которая формируется на основе нечетких критериев по предложениям региональных органов исполнительной власти", - говорится в докладе.
По данным экспертов "Стратегии", России для обеспечения планируемых темпов экономического роста необходим приток мигрантов различного профессионально-квалификационного состава.
"Без миграционного притока численность населения в трудоспособных и экономически активных возрастах в России в 2011-2020 годах сократится почти на 10 млн человек. В то же время число лиц в пенсионных возрастах будет расти, а их доля в населении страны увеличится с 22 до 26%", - говорится в докладе.
Ранее министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова заявила, что качественно улучшить миграционный приток в Россию позволит расширение прав иностранных граждан, в частности, обеспечение им доступа к медицинским и социальным услугам. Кроме того, по ее словам, также необходимо упрощение процедур получения разрешения на временное проживание, вида на жительство, гражданства РФ для иностранных граждан, которые длительно осуществляют трудовую деятельность на территории РФ, уплачивают страховые взносы, окончивших российские вузы и работающих по специальности.
В 2012 году правительство России установило квоту на работу в России для 1,746 млн иностранных граждан. Вместе с тем, по данным Федеральной миграционной службы России, в стране в течение года находится от 3 до 5 млн иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность без официального разрешения или проживающих с нарушением правил миграционного учета, говорится в докладе "Стратегии 2020", передает РИА Новости.
Прайм, 14.03.2012
http://www.1prime.ru/news/0/{C375DE4B-2C2B-4E8C-9F1E-208A6971C8ED}.uif Гастарбайтеры концептуально подорожают
Эксперты поправили миграционную политику "Стратегии-2020" на 86 млрд рублей
Чтобы организованно привлечь в РФ не только "мускулы" - низкоквалифицированных трудовых мигрантов, но и "мозги" - образованных иностранцев, повысить трудовую мобильность россиян, реформировать неработающий механизм квотирования и создать образ России как миграционно привлекательной страны, нужно 86 млрд руб., подсчитали эксперты в "дорожной карте" "Стратегии-2020".
На прошлой неделе российской трехсторонней комиссией с участием правительства, работодателей и профсоюзов была одобрена Концепция развития миграционной политики до 2025 года. Ее проект Федеральная миграционная служба (ФМС) разрабатывала вместе с группой экспертов по доработке "Стратегии-2020". Теперь авторы откорректированной стратегии представили "дорожную карту" - пакет мер, реализация которых необходима как условие новой миграционной политики, а стоимость составит 86 млрд руб.
Самая крупная статья расходов "дорожной карты" (18,5 млрд руб.; при расчете увеличенного на 15% текущего бюджета ФМС на эти цели), по мнению авторов стратегии, борьба с незаконной миграцией. Речь идет о совершенствовании миграционного контроля, дактилоскопии, упрощении процедуры выдачи миграционных карт и создании центров содержания мигрантов, которые подлежат водворению и депортации.
По данным ФМС, в РФ ежегодно от 3 млн до 5 млн иностранцев трудятся без официального разрешения (квота на 2011 год составляет 1,7 млн человек). В то же время, поскольку основной посыл концепции - "мигранты стране нужны" (без миграционного прироста население РФ было бы меньше на 7 млн человек), то предлагается еще 14 млрд руб. потратить на программы по адаптации и интеграции мигрантов (создание центров поддержки мигрантов, курсов изучения языка, истории и культуры РФ).
Также в "дорожной карте" прописаны меры, которые должны реализовать принцип "организованного набора" (когда на работу привлекаются не "мускулы" - дворники и уборщики, а "мозги" - иностранцы, обладающие востребованной на российском рынке труда профессией, специальностью и квалификацией). Чтобы привлечь таких специалистов, ФМС нужны спецпрограммы стоимостью 4 млрд руб. (с учетом увеличения бюджета ФМС на 15%). Еще 5 млрд руб. эксперты предлагают потратить на создание нового подразделения ФМС, которое будет придумывать меры, чтобы заинтересовать предпринимателей и инвесторов для переезда в РФ (добиться всего этого предлагается в том числе реформированием выдачи разрешений на временное проживание и вида на жительство и совершенствованием института приобретения гражданства РФ).
Одна из проблем нынешней миграционной политики - отсутствие механизма, который бы грамотно определял потребности рынка в иностранной рабочей силе, уверены авторы "Стратегии-2020". Действующая система квотирования, уже показавшая свое несовершенство, их категорически не устраивает. Они предлагают ее "кардинально" переработать и ввести новые механизмы оценки потребностей - на это выделяется 270 млн руб. Поскольку концепция наделяет частный бизнес правом участвовать в "оргнаборе", на "правовое оформление деятельности негосударственного сектора сферы услуг, оказываемых работодателям в целях подбора и привлечения необходимых работников", предлагается выделить 200 млн руб.; еще 250 млн руб. будет стоить создание за границей центров содействия иммиграции в РФ. Организация "образовательной" миграции (приезд зарубежных преподавателей на работу в РФ), по оценкам экспертов, обойдется в 2 млрд руб. Еще 1 млрд руб. авторы концепции готовы направить на гранты для граждан РФ, получивших профессиональное образование за рубежом, с целью возвращения их в Россию. На создание образа РФ как "миграционно привлекательного государства" необходимо 200 млн руб.
Отдельный блок мер в "дорожной карте" посвящен повышению внутренней трудовой мобильности граждан РФ. Основная статья расходов в нем - стимулирование переселения избыточного населения из регионов с тяжелыми природно-климатическими условиями (7 млрд руб.). Также планируется поддержать предпринимателей, создающих жилищную и социальную инфраструктуру для внутренних мигрантов. Готовы эксперты подкрепить деньгами и действующие программы, которые не набрали особенной популярности: в частности, 10 млрд руб. уйдет на совершенствование госпрограммы по переселению соотечественников, проживающих за рубежом.
Насколько предложенные в "дорожной карте" меры адекватны и реализуемы, будет решать правительственная комиссия, работа которой пока заморожена.
Газета "Коммерсантъ", №47/П (4832), 19.03.2012
http://www.kommersant.ru/doc/1896003