Россия - лидер по детским суицидам в мире

Feb 09, 2012 17:55

Хватит смотреть, как умирают дети
Никак не ожидал, что пройдет совсем немного времени, и мне опять придется писать статью на ту же тему, начиная ее теми же словами. Две 14-летние подружки, Настя и Лиза, взялись за руки и прыгнули с крыши 16-этажного дома. Оставлены предсмертные записки и скромные подарки мамам, из чего ясно, что последний шаг был сделан вполне осознанно.
Совсем недавно я пытался в меру скромных сил объяснить читателям, что к любым намекам на суицидальные настроения необходимо внимательно прислушиваться. Сегодня приходится еще раз коснуться этой проблемы. Но, чтобы не повторяться, возьмем иной ее аспект.
Судя по предсмертным запискам, у подружек возникли серьезные проблемы в школе. Якобы они две недели прогуливали уроки и попросту устали от нареканий учителей. Для того, чтобы их не слушать, они пошли на крышу и спрыгнули.
Из записей на страничках девочек в соцсети видно, что подруги вели вполне активную для их возраста социальную жизнь. А из некрологов "френдов" легко составить представление, что смерть Насти и Лизы стала для всех полнейшей неожиданностью и что действительно у девочек были какие-то проблемы в школе.
Видимо, Лизе и Насте настолько обрыдла школьная действительность, что они сначала перестали появляться на занятиях, а потом, ввиду неизбежности объяснения и последующего наказания, предпочли расстаться с жизнью. Персонально на учителей они не жаловались, следовательно, вряд ли какой-то конкретный педагог тут виноват. Система такая.
Я смотрю на собственную дочь-подростка, которая на один класс младше этих несчастных, и ничему (в смысле отношения к школе) не удивляюсь. Как только после начальных классов появились разные учителя, мой ребенок перестал воспринимать школу (слава богу, пока еще не саму учебу) как что-то позитивное. Это при том, что никто ее не обижает, успеваемость на высоте, второгодников и хулиганья в классе и в помине нет. Но сама атмосфера, по ее словам, в школе угнетающая. С детьми никто и ничем дополнительно не занимается. Никаких тебе игр - линеек - отрядов и прочей каждодневной обязаловки, за что мы так ненавидели советские правила. А что есть? Ну, дорогостоящие экскурсии. Ну, еще более дорогостоящие (в конце года в основном) походы всем классом в боулинг. Да, собственно, и все. Театра, кружков, сбора макулатуры, заседания совета отряда, зарниц - ничего нет. Я сейчас думаю: вот бы нам так!
Но вот когда моя дочка, споткнувшись о чью-то подставленную ногу при выходе из класса, ударилась так, что потеряла сознание и сломала нос, учитель даже не вызвал "скорую". Ее просто отвели в медпункт, медсестра посмотрела - ученица вроде очухалась, все о'кей, - и отправила залитого кровью ребенка пешком домой, к маме. А идти там полчаса, в холод, через три дороги. В мое время, учитывая, что ребенок потом месяц лежал в больнице, это было бы ЧП на уровне школы как минимум. Сегодня всем плевать, никто даже не извинился.
Нам, родителям, приходится постоянно объяснять ребенку, что бояться до истерики, что тебя "заругают" за джинсы не того цвета (обязательно нужен черный) или неоднотонную блузку - не надо. Скажи просто: хорошо, завтра переоденусь, вещи в стирке. Что можно съесть в буфете принесенный с собой завтрак, а не давиться местной баландой или ходить полдня голодной. В чем тут-то проблема? Да вот, говорят, нельзя в школе свое есть. Моя учится в довольно продвинутой, хоть и муниципальной школе, и я каждый день вижу, как из детей вымывается не то что любовь к педагогам - они поголовно начинают внушать ужас, смешанный с отвращением.
Вы скажете, нам не повезло со школой? Наоборот, мы ученые. Рядом с нашим домом, буквально во дворе, где до шестого класса учился старший сын, царил такой беспредел, что пришлось искать убежище в виде специальной школы, куда парню пришлось ездить на двух видах транспорта. Сериал Валерии Гай Германики видели? Ну вот, примерно от такого бардака спасались.
К сожалению, в так называемых "обычных" школах мало что уберегает подростков от тотального учительского равнодушия. Все последние годы из школы, где учится моя дочь, бежали квалифицированные кадры. Смотрю, вдруг ребенок начинает вместо "что", употреблять оборот "то-что", вот так, в одно слово: "мне сказали, то-что сегодня надо принести лыжи" и т.п. Это сейчас распространенный языковой паразит. От кого, говорю, ты этой гадостью заразилась? "А у нас учительница всегда так говорит"...
Но даже не в образовании и уровне подготовки учителей, не в их личных качествах и не зарплатах тут дело, а в общей обстановке в современной школе. Она не успевает адаптироваться не только к поляризации и расслоению общества, но и к стремительному взрослению учеников, приобщенных к информационным каналам и технологиям.
Налицо полный разрыв педагогической традиции с современным положением дел. В советской школе все было заорганизовано, свободы личности - ноль, практиковался тотальный контроль за поведением учеников. О психологах в школе никто и не слыхал, однако и самоубийства подростков привычным делом не становились. Сейчас эта система уничтожена, но лучше не стало. Все пущено на самотек, царит вседозволенность, а любимый метод управления - окрик, злобный выпад в адрес несформировавшейся личности.
Мы живем в очень неприятное время. У людей отняты идеалы, и, по большей части, нет никаких устремлений, кроме культа наживы. Причем с одной стороны культ этот подпитывается информационной вседозволенностью, с другой - стимулируется дичайшим материальным расслоением населения, порождающим зависть и ненависть.
Как ни банально это прозвучит, на пути противостояния заразе потреблятства обязана стоять именно школа, как основной (после семьи) институт формирования личности. Пока что мы видим обратный процесс, и, что можно тут предпринять, никто не знает. Ясно, что однозначных рецептов не существует, процесс долгий, но сколько еще девочек должны выпрыгнуть из окна, чтобы общество осознало это как одну из самых главных своих проблем? Мы реформируем все, что угодно, кроме системы образования. А начинать надо именно с него. И не тотальным введением американского принципа тестирования знаний, а привлечением в эту важнейшую социальную сферу высокопрофессиональных и высокооплачиваемых специалистов, любящих детей.
Игорь ИГРИЦКИЙ

Утро.Ру, 09.02.2012
http://www.utro.ru/articles/2012/02/09/1027668.shtml

Психологи проверят аккаунты школьников
Вину за трагическую гибель девочек в Лобне Павел Астахов возложил на Минздрав, учителей и родителей
Сразу после страшной трагедии в Лобне Уполномоченный по правам ребенка при президенте России Павел АСТАХОВ предложил принять специальную программу по профилактике подросткового суицида. Каждый год в России добровольно уходят из жизни 1,5 тыс. детей и подростков. Омбудсмен предлагает комплекс мер: от создания в школах примирительных комиссий до мониторинга личных страничек школьников в социальных сетях.
Поводом послужило самоубийство 14-летних подруг Лизы Пецыля и Насти Королевой. Вечером 7 февраля девочки, взявшись за руки, шагнули с крыши 14-этажного жилого дома. Нашлись их посмертные записки, в которых школьницы просили простить их за то, что они не хотят больше жить. А уже на следующий день в Москве 14-летний Саша выпрыгнул из окна своей комнаты на 17-м этаже жилого дома на Варшавском шоссе. Парень скончался на месте. Известно, что мальчика обвинили в краже фотоаппарата у одноклассницы.
- Детям порой просто не к кому обратиться за помощью, - считает Павел Астахов. - Учителя и органы опеки и попечительства не всегда обращают внимание на трудную ситуацию, в которой оказался ребенок. А 65% школ не имеют в своем штате психологов.
Астахов направил министру здравоохранения Татьяне Голиковой обращение с просьбой разработать и принять программу оказания психологической помощи подросткам по предотвращению суицидов. По мнению омбудсмена, Минздрав несет профессиональную ответственность за провал в работе по предотвращению детских и подростковых самоубийств. По данным Астахова, В РОССИИ ЕЖЕГОДНО ПРОИСХОДИТ 4 ТЫС. ПОПЫТОК САМОУБИЙСТВА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ, ИЗ КОТОРЫХ 1,5 ТЫС. ОКАНЧИВАЮТСЯ ИХ СМЕРТЬЮ.
Чтобы снизить количество самоубийств, омбудсмен предлагает создавать на базе школ службы примирения и медиации, в которые будут входить преподаватели, родители, ученики, пользующиеся авторитетом в школе.
- Также школьные психологи могли бы просматривать в Сети аккаунты учеников, - говорит он. - Ведь о намерениях совершить суицид одна из школьниц написала на своей страничке еще две недели назад, но на это никто не отреагировал.
По мнению руководителя регионального центра интернет-технологий Марка ТВЕРДЫНИНА, cледователи, выясняющие причины суицида школьниц, должны проверить не только реальный, но и виртуальный круг общения девочек.
- Очень часто суициды из-за травли в интернете и угроз в соцсетях, - рассказывает он. - В Европе эта проблема уже стоит на втором месте после детской порнографии.
Координатор Центра безопасного интернета в России Урван ПАРФЕНТЬЕВ подтверждает, что их служба довольно часто сталкивается с этой проблемой.
- На нашу горячую линию пользователи довольно часто сообщают о случаях так называемого киберунижения, а также и о так называемых клубах самоубийц, в которых проповедуют добровольный уход из жизни. За последние три года мы закрыли около 20 таких сайтов.
По мнению Парфентьева, родители должны интересоваться, на каких сайтах бывают их дети и что пишут в Сети.
Между тем президент Ассоциации детских психологов Александр КУЗНЕЦОВ считает, что основную причину детских самоубийств нужно искать внутри семьи.
- Ребенок, оказываясь беззащитным в конфликтной ситуации, ищет поддержки. И она должна исходить из семьи. Самоубийства происходят в семьях, где нет контакта между родителями и ребенком, - считает Кузнецов. - Мы же всегда пытаемся устранить не причину, а последствия.
По его словам, в России должна быть государственная политика в области обучения родителей.
- Все воспитывают детей по наитию. И так как родителей не учат, то они делают одни и те же ошибки, разрешая проблемы взаимопонимания со своими детьми.
Председатель комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена МИЗУЛИНА считает, что родителей нужно воспитывать со школьной скамьи.
- В школах в старших классах надо внедрять уроки семейного воспитания, на которых бы они учились тому, какой должна быть правильная семья. Кроме того, государство должно проводить грамотную семейную политику. Сейчас ее нет. Все сводится к работе с неблагополучными семьями.

Известия.Ру, 08.02.2012
http://www.izvestia.ru/news/514732

семья, ценности, дети, школа, суицид, проблемы, воспитание, учитель

Previous post Next post
Up