Евгений ЯМБУРГ: Школа убийц и самоубийц

Nov 20, 2011 20:50

Отчего молодые так жестоки к другим и к себе?
Череда трагедий: ученик ударил ножом учителя в Екатеринбурге, в поселке Новорыбный на Таймыре учительницу и ее семью вырезал бывший ученик, две девушки на юго-западе Москвы покончили жизнь самоубийством. Это только те леденящие душу истории, что попали в ленту новостей. А сколько осталось за ее пределами…
Невротическое состояние общества и повсеместный рост агрессии, особенно среди молодых людей, направленный как вовне, так и на самого себя, не специфически отечественное явление. Массовые расстрелы в американских школах, недавняя трагедия в Норвегии - все это свидетельство общих цивилизационных проблем. Священники, культурологи, социологи, психологи и психиатры в состоянии дать свои объяснения эскалации насилия, накрывающего и относительно благополучные, и проблемные страны. Прямой зависимости роста агрессии от состояния экономики и развития политической системы как будто нет. Худо везде.
В самом общем виде причины происходящего выглядят следующим образом. Запредельный темп развития современной цивилизации разрушает целостность человеческой личности, подрывает ценностные этические основания. Цивилизация пошла в разнос, уничтожая те религиозные и нравственные скрепы, что культура вырабатывала веками: такие, как безусловная ценность человеческой жизни, понятие греха, необходимость самоограничения, потребность защищать достоинство каждого человека и т.д. Не сегодня это началось. Катастрофические срывы XX века, с его ГУЛАГом и Холокостом, подорвали веру в человека. В пронзительной форме это мироощущение выразил поэт Владимир Соколов:
Я устал от двадцатого века,
от его окровавленных рек,
и не надо мне прав человека,
я давно уже не человек.
Я давно уже ангел, наверно,
потому что печалью томим,
не прошу, чтоб меня легковерно,
от земли, что так выглядит скверно,
шестикрылый унес серафим.
Поскольку величайшие преступления XX века совершались на идейной почве (фашизм - на национальной, сталинизм - на социальной), вместе с верой в человека оказалась подорвана вера в одухотворяющие и консолидирующие людей идеи. Поэтому вторая половина века прошла в атмосфере постмодернизма, исповедовавшего скептическое отношение к любым ценностям и святыням, к любому пафосу. Жить надо здесь и сейчас (на яркой стороне), не забивая себе голову коренными вопросами бытия. Бессмысленное и бесцельное существование, которое безуспешно пытаются скрасить с помощью культа потребления и развития рынка развлечений, неминуемо порождает глухую тоску и иррациональный страх. Между тем философы и психологи знают, что именно безотчетный страх лежит в основе любой коллективной истерии и эскалации насилия. Эти глубинные причины, в которых обычный человек не отдает себе отчета, действуют повсеместно. Однако успокаивать себя тем, что бесятся все: в богатых странах с жиру, а в проблемных - от безысходности, не следует.
ПОНИМАНИЕ ИСТОКОВ ВСЕОБЩЕЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ТОСКИ И НАРАСТАЮЩЕЙ АГРЕССИИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА НЕ ДОЛЖНО УВОДИТЬ В СТОРОНУ ОТ СОБСТВЕННЫХ РЕАЛИЙ. По количеству самоубийств мы на втором месте в мире, а по суициду среди подростков от 10 до 17 лет - на 6-м. Мы на первом месте в Европе по количеству насильственных смертей, по тяжким депрессиям подростков, потреблению наркотиков, смерти на дорогах. Ждать, пока человечество совершит духовный и нравственный прорыв, - значит, уповать на чудо, полагаться на Божественный промысел. Такая позиция имеет право на существование. Но Богу и людям нужно помогать не только молитвой и проповедями смирения, но и используя весь арсенал знаний, накопленный комплексом наук о человеке.
На мой взгляд, одной из причин участившихся драм молодых людей является РАСЩЕПЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ. Еще одна трагедия. Не так давно из жизни ушел молодой человек 21 года от роду. Причина - несчастная любовь. Студент, мастер спорта, выпускник элитной спортивной школы, по психологическому складу он совершенно не походил на изнеженного романтического героя повести Гете “Страдания молодого Вертера”. Напротив, абсолютно не склонный к суициду молодой человек, всей тренерской педагогикой нацеленный на победы, а еще приученный к тому, что за любое сказанное слово надо держать ответ. Девушка постоянно упрекала его в отсутствии денег: “Что ты за мужик, если не можешь заработать?” А он возьми да и выдохни с досадой: “От твоих упреков можно повеситься!” “Да слабо тебе повеситься, ты же не мужик”, - прозвучал роковой ответ. В предсмертной записке, адресованной тренерам, парень объяснил причину своего шага и назвал место, где его искать.
Здесь налицо явная манипуляция. Грубые формы психологического насилия присущи тоталитарным обществам и экстремистским организациям, при демократическом устройстве чаще прибегают к психологической манипуляции. Адресату такого воздействия приходится защищаться от расщепления своей личности, от изоляции одной ее части от всего контекста. Манипулятор всегда адресуется к одной ролевой позиции, изолируя ее от всего контекста личности. К примеру: “Докажи, что ты настоящий мужик” - провокация, действующая довольно эффективно при поднесении первого стакана водки подростку или, того хуже, при приглашении к групповому насилию. Не думаю, что виновница трагедии манипулировала своим парнем сознательно, она лишь автоматически использовала расхожее клише. Как она теперь будет с этим жить? Еще одна драма.
В екатеринбургской истории обращает на себя внимание важная подробность: учитель сделал замечание подростку утром, а удар ножом в спину был нанесен через несколько часов. Следовательно, говорить о состоянии аффекта у ученика не приходится. Выясняется, что нападению предшествовал разговор с одноклассниками.
- А слабо тебе ударить его ножом?
- Не слабо.
- Ну, если не ударишь, значит, ты лох. (В переводе - пустое место.)
А за базар надо отвечать. Он и ответил.
Легче всего списать подобные эксцессы на юношеское недоразвитие личности и тлетворное влияние среды. Но в этой самой среде действуют вполне взрослые люди, вольно или невольно (по недомыслию или по злому умыслу) увеличивающие деструктивный потенциал, создающие взрывоопасное поле ненависти и агрессии.
“Разве ты не патриот, не сын своего народа?” - срабатывает при подготовке погромных акций. Или из недавнего опыта: “Вы же советский человек?! Тогда подпишите обращение, донос и т.п.”. Еще ближе: “Голосуй сердцем”. При этом предполагается отключение мозгов.
При желании эту линию можно продолжить. Все сходится: главная задача - сохранить целостность личности. Если адресат манипулятивной атаки не сделает этого, его струны души окажутся в руках манипулятора орудием для достижения поставленной цели. В равной степени это касается как личной, так и общественной жизни.
Я много и трудно разговаривал с тренерами погибшего студента, людьми достойными и заслуженными, воспитавшими не одно поколение чемпионов. Вместе мы пришли к выводу об ущербности тренерской педагогики, направленной на достижение результата любой ценой, разжигании честолюбия подростков с опорой на брутальность (мужик сказал - мужик сделал). Но в спорте высших достижений иначе не подготовишь победителя.
БЕДА В ТОМ, ЧТО СЕГОДНЯ МЫ ВСЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАЦЕЛИВАЕМ НА ПОДГОТОВКУ ЛИДЕРОВ. ДЕВУШКА ПОКОНЧИЛА С СОБОЙ, НЕ СДАВ ЕГЭ. ПРОВАЛ НА ЭКЗАМЕНЕ - ЭТО ЧТО, ВСЕЛЕНСКАЯ КАТАСТРОФА? НО ЕЕ НЕВРОТИЗИРОВАЛИ ВСЕ: учителя, поскольку от результатов сдачи итогового экзамена зависит рейтинг школы и распределение стимулирующего фонда зарплаты, родители, искренне убежденные в том, что непоступление в вуз с первого раза - несмываемый позор.
Чем выше духовность личности, тем меньше опасность стать игрушкой, инструментом, средством в чужих руках.
Спор - дело фата. (Фат - франтоватый, самодовольный и пустой молодой человек, любящий покрасоваться; хлыщ, прохвост.)
Обида - дело дураково.
Настоящий мужчина, когда обманут,
Уходит, не проронив ни слова.
Писано Декартом. Перевод сделан замечательным философом М.Мамардашвили, открыто заявившим, что если грузины выберут президентом Звиада Гамсахурдиа, он проклянет свой народ. Собирался лететь на родину к больной матери. Соотечественники не пустили его в самолет. Умер от инфаркта в накопителе аэропорта. История подтвердила справедливость его оценок.
Таких на “слабо” не возьмешь.
Евгений ЯМБУРГ - директор центра образования № 109 города Москвы, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук и член-корреспондент Российской академии образования


*
Вышла в свет новая книга Евгения Александровича Ямбурга “Школа и ее окрестности”. В ней - огромный практический опыт и размышления знаменитого педагога о сегодняшней школе и школьниках, полезные и для педагогов, и для родителей.

Московский Комсомолец № 25802 от 21 ноября 2011 г.
http://www.mk.ru/social/article/2011/11/20/644856-shkola-ubiyts-i-samoubiyts.html
Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.

общество, потребитель, ценности, культура, насилие, суицид, Ямбург, агрессия, мораль, воспитание, молодежь, учитель

Previous post Next post
Up