В.ИНОЗЕМЦЕВ, Ю.ТАВРОВСКИЙ и С.НОВОПРУДСКИЙ о путинском проекте постсоветской интеграции

Nov 16, 2011 13:05

У России нет экономических, политических и социальных (демографическая ситуация, уровень развития инфраструктуры и т. п.) предпосылок для того, чтобы стать новой, пусть даже выморочной, империей.

Новый проект интеграции основан на ощущении слабости и маргинализованности каждого из ее участников
Экономист Владислав ИНОЗЕМЦЕВ - о том, почему инициаторы создания Евразийского союза могут не достичь желаемой цели
Идея Владимира Путина по созданию Евразийского союза, озвученная им на страницах «Известий» месяц тому назад, продолжает активно обсуждаться, что вполне объяснимо в контексте приближающегося 20-летия распада СССР и дефицита новых стратегических инициатив в период избирательной кампании. Однако цели, которыми формально обусловлено создание союза, могут оказаться недостижимыми.
В своей статье российский премьер прямо или косвенно указывает на три главных преимущества Евразийского союза. Во-первых, он считает, что «сложение природных ресурсов, капиталов, сильного человеческого потенциала позволит Евразийскому союзу быть конкурентоспособным в индустриальной и технологической гонке». Во-вторых, он ставит перед союзом задачу «стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом». В-третьих, он надеется на то, что «вхождение в Евразийский союз, помимо прямых экономических выгод, позволит каждому из его участников быстрее и на более сильных позициях интегрироваться в Европу».
Оценим эти аргументы. Простая статистика показывает, что ПРЕСЛОВУТОЕ «СЛОЖЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛОВ» НЕ ОБЕСПЕЧИТ КАЧЕСТВЕННЫХ ПЕРЕМЕН. ВВП союза превысит российский всего на 14,8%, если объединение произойдет немедленно. ВСЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ УЧАСТНИКИ СОЮЗА БЕДНЕЕ РОССИИ - средний для союза подушевой ВВП окажется на 11,1% ниже нынешнего российского показателя. О каком технологическом потенциале идет речь, если ВСЕ УЧАСТНИКИ СОЮЗА ЯВЛЯЮТСЯ НЕТТО-ИМПОРТЕРАМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ, А ПОТРЕБНОСТИ В ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ НА 90-100% ПОКРЫВАЮТ ЗА СЧЕТ ПОСТАВОК ИЗ-ЗА РУБЕЖА?
Сложно обстоит дело также с «центром» и «связкой». Геоэкономическими центрами мира сегодня являются США, ЕС и Китай - страны, в разы превосходящие потенциальный союз по большинству показателей. Единственный схожий с ним центр - Бразилия - находится на континенте, где у него нет соперников. Союз же (с ВВП в $2,7 трлн) окажется зажат между ЕС ($15,6 трлн) и Китаем с ($11,2 трлн). Вряд ли он сможет «развернуться» в этих условиях как новый глобальный «центр». Со «связкой» дела еще хуже. Если в 1989 году транзит через СССР обеспечивал 11% всех грузоперевозок между Европой и ЮВА, то в 2010-м через Россию прошло менее 1%. Дорога с Дальнего Востока в центр страны пригодна для разового транзита самого премьера, а не для постоянных поездок многотонных фур.
Надежда на интеграцию в Европу с помощью нового союза вызывает особые сомнения. Во-первых, пока союз выглядит как сообщество стран, НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ ЧЛЕНАМИ ВТО, - какая тут Европа? Во-вторых, ВСЕ ЕГО УЧАСТНИКИ ИМЕЮТ ДОСТАТОЧНО СПЕЦИФИЧЕСКОЕ, СКАЖЕМ ТАК, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДЕМОКРАТИИ. В-третьих, если сам премьер часто повторяет, что Россия слишком велика для Европы, то союз, видимо, будет тем более велик. Рассказ о том, что Таможенный союз уже начал переговоры с Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ), вызывает только улыбку: в ЕАСТ, которая имела при своем основании в 1960 году 7 членов, сейчас их осталось всего четыре: Швейцария, Норвегия, Исландия и Лихтенштейн. А слова о том, что «Евразийский союз будет строиться... как неотъемлемая часть Большой Европы, объединенной едиными ценностями свободы, демократии и рыночных законов», выглядят, по меньшей мере, неубедительно. По крайней мере, до тех пор, пока на всем «евразийском» пространстве не распространится практика сменяемости власти на основе полноценных альтернативных выборов.
Собственно это и вызывает основное сомнение в жизнеспособности союза. Владимир Путин утверждает, что нас ждет «тесная интеграция на новой ценностной основе». Но КАКИМИ ОБЩИМИ ЦЕННОСТИ СВЯЗАНЫ БЕЛАРУСЬ И КАЗАХСТАН, КРОМЕ ОТВРАЩЕНИЯ ИХ ВЛАСТЕЙ К ДЕМОКРАТИИ? ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ РОССИЮ И КИРГИЗИЮ, КРОМЕ БЛИЗКИХ МЕСТ В РЕЙТИНГЕ КОРРУПЦИИ? Можно ли назвать требования, предъявляемые к потенциальным кандидатам, как это четко и ясно сделано в ЕС? Все это наводит на мысль о том, что новый проект постсоветской интеграции основан на ощущении слабости и маргинализованности каждого из ее участников. Нас сплачивает ощущение (в основном надуманное, но все же) угроз и опасности - и союз должен помочь его членам почувствовать себя сильнее. Но почувствовать силу - не значит стать сильным. И потому СОЗДАНИЕ ТАКОГО СОЮЗА СКОРЕЕ ЗАКОНСЕРВИРУЕТ ОТСТАВАНИЕ ВСЕХ ЕГО ЧЛЕНОВ ОТ ТЕХ ЖЕ ЕС И КИТАЯ, ЧЕМ ПОМОЖЕТ ЕГО ПРЕОДОЛЕТЬ. Такая вот маргинальная интеграция получается...
Владислав ИНОЗЕМЦЕВ - доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества, главный редактор журнала «Свободная мысль»


Известия.Ру, 01.11.2011
http://www.izvestia.ru/news/505572

Создать Евразийский союз, да еще в ускоренном темпе, к 2015 году, будет непросто
Политолог Юрий ТАВРОВСКИЙ - о том, кто помимо России хотел бы воспользоваться «кодом Чингисхана»
Похоже, что все мы станем участниками очередного проекта евразийской интеграции. Пока не совсем ясно, намерена ли Москва действительно поменять провозглашенную ранее внешнеполитическую стратегию, в которой Запад был назван главным приоритетом. Удастся ли дипломатической и вообще политической элите преодолеть унаследованный с советских времен КОМПЛЕКС ЛЮБВИ-НЕНАВИСТИ К АМЕРИКЕ И ЕВРОПЕ? Сможет ли простой народ перешагнуть через другой комплекс - НЕДОВЕРИЯ К «ОБЪЕДАЮЩИМ РОССИЮ» СОСЕДЯМ?
Отсутствие естественных рубежей между европейской и азиатской частями материка Евразия предопределило попытки соединить их под единой властью. Когда племена сюнну устали штурмовать построенную против них Великую китайскую стену и двинулись на Запад, они не остановились на придуманной географами границе двух континентов. Получив название гуннов и чуть не захватив Рим в 451 году, азиатские кочевники выдохлись и не создали евразийское государство. Зато эту задачу выполнили в ХIII веке монголы, покорившие сначала Китай, затем страны Центральной Азии, Закавказья, разгромившие разобщенных русских князей. Нынешние Китай, Монголия, Россия, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения и другие страны входили в состав империи Чингисхана и его потомков. Кто сто лет (Китай), а кто почти три века (Россия).
Выпавшее из рук ослабевших монголов знамя евразийской интеграции подхватили русские, которые за века сосуществования и взаимодействия усвоили гены монголов и тюрков, встроили в свою систему государственности лучшие механизмы великих империй прошлого. Среди векторов расширения Российской империи самым успешным стал восточный. Освоив Сибирь и Дальний Восток, русские преодолели Тихий океан и начали колонизацию Америки. Натолкнувшись в своем натиске на Восток на алмазную твердость пассионарной Японии, Российская империя получила тяжелую рану, пережила внутреннюю смуту и вскоре пала под ударом с Запада и еще более страшной смуты.
Но «код Чингисхана» устоял и уже под вывеской «интернационализма» позволил воссоздать мощное евразийское государство - СССР. Естественные и насильственные перемещения населения, совместная работа, учеба и защита страны уверенно вели дело к реальному возникновению единой евразийской нации под названием «новая историческая общность - советский народ».
Процесс создания «новой исторической общности» так и не завершился. Но взаимное притяжение потомков Чингисхана осталось. Недаром «хранителем огня» оказался Нурсултан Назарбаев, потомок батыров Синей орды. Еще в 1994 году он сформулировал идею создания Евразийского союза и с тех пор не мытьем, так катаньем пропихивал интеграционные и евразийские проекты - от Национального университета имени Льва Гумилева в Астане до Таможенного и Евразийского союзов. И вот наконец свой интеграционный импульс послала Москва. Создать Евразийский союз, да еще в ускоренном темпе, к 2015 году, будет непросто. Ведь на евразийском пространстве уже реализуется несколько интеграционных проектов. Речь идет не об СНГ, ЕврАзЭСе, ОДКБ, которые не конкурируют с грядущим Евразийским союзом, а дополняют его. Взять, например, Совет сотрудничества тюркоязычных государств, саммит которого только что прошел в Алма-Ате. Его действующие участники - Казахстан, Турция, Азербайджан и Киргизия, а также пока стоящие в сторонке Туркмения и Узбекистан - контролируют огромные запасы углеводородов региона Каспийского моря и пути их доставки на мировые рынки.
Другой проект - Шанхайская организация сотрудничества, ШОС. В ней активную роль играет Китай, имеющий не меньше прав на «код Чингисхана», чем Россия или Казахстан. Ручьи китайских денег и реки потребительских товаров текут в Россию и страны Центральной Азии, создавая множество «сообщающихся сосудов». Скоро китайских денег на евразийском пространстве может стать еще больше. Не получив ожидавшихся финансовых и политических дивидендов от своих колоссальных валютных вложений в американское казначейство, Пекин лихорадочно скупает по всему миру предприятия, месторождения металлов и углеводородов, берет в аренду миллионы гектаров плодородных земель и лесов. Минувшим летом на Азиатском экономическом форуме в Боао (остров Хайнань) руководитель Китая Ху Цзиньтао выдвинул концепцию Азиатского инклюзивного экономического развития. Ее смысл состоит в том, что отстающие в своем экономическом развитии страны должны воспользоваться помощью стран-локомотивов.
Впрочем, турки или китайцы вряд ли станут вставлять палки в колеса Евразийского союза. Противодействие скорее начнется со стороны приверженцев теории «Великой шахматной доски». Выиграв партию у Советского Союза, они переходят к противостоянию с непокорным Китаем. Если Россия не станет самостоятельной фигурой, не восстановит исторические связи с родственными по крови народами Евразии, то ей придется в этой партии делать выбор между «черными» и «белыми», или этот выбор сделают за нее.
Юрий ТАВРОВСКИЙ - политолог, журналист, редактор российского ежемесячного журнала «DIPLOMAT», политический обозреватель "Голоса России", профессор Российского университета дружбы народов


Известия.Ру, 01.11.2011
http://www.izvestia.ru/news/505582

Журналист Семён НОВОПРУДСКИЙ: Империя из пробирки
Евразийский союз - идея, заимствованная Путиным у Назарбаева, - похоже, становится проектом, с которым мелкокалиберный советский чекистский клерк хочет войти в историю. ЗАДАЧА ГРАНДИОЗНА: ОБМАНУТЬ ИСТОРИЮ И ЗАКОНЫ БЫТИЯ, ДВАЖДЫ ВОЙТИ В ОДНУ И ТУ ЖЕ РЕКУ, надуть лопнувший и порванный на мелкие кусочки мячик. Создать империю из пробирки.
Проблема места в истории - по большому счету, единственное, что должно волновать Путина. Пока главные исторические отметины его правления - теракты на Дубровке и в Беслане, дело ЮКОСа, а также возможность открыть в качестве президента зимнюю Олимпиаду в Сочи и чемпионат мира по футболу-2018. Но для существенного места в истории все это слишком мелко. Даже первую после распада СССР неоимперскую войну России у Грузии формально выиграл президент Медведев.
ПОКА ПУТИН ПО КАЛИБРУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТЯНЕТ РАЗВЕ ЧТО НА БРЕЖНЕВА - БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ СТАБИЛЬНО ПОДДЕРЖИВАЕТ СТРАНУ В СОСТОЯНИИ «МЕДИКАМЕНТОЗНОЙ» ПОЛИТИЧЕСКОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, КУЛЬТУРНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ КОМЫ.
Для сравнения: Ельцин создал новую страну. Горбачев дал стране фундаментальные политические свободы и разрушил великую (или ужасную - в зависимости от взгляда) советскую империю. Сталин эту империю держал десятилетиями на крови и страхе. Не говоря уже о победе над фашизмом, которую советский народ одержал вопреки Сталину, но в его царствование. А история в этом смысле цинична и равнодушна: Сталин в ней все равно фигурирует как победитель Гитлера. Даже Хрущев, и тот разоблачил культ личности Сталина.
Вот уже два года (а Путин ведь и два года назад был абсолютно уверен, что де-факто остается лидером страны и вернется в президентское кресло) наш премьер реально пытается объединить те осколки постсоветского пространства, которые еще готовы иметь дело с Россией. Проект Евразийского союза стартовал в тот момент, когда летом 2009 года Путин неожиданно объявил, что с 2010-го полноценно заработает Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана (на бумаге существующий еще с конца 1990-х). И что именно этот Таможенный союз вместо России будет вести коллективные переговоры о вступлении в ВТО. Потом был назван ориентир появления Единого экономического пространства - 2012 год. И вот теперь в предпрезидентской статье Путина всплыл Евразийский союз, который уже добрый десяток лет предлагает создать бессменный и пожизненный президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Сейчас к Таможенному союзу присоединили нищую Киргизию, вообще практически не имеющую экономики и готовую принять любую финансовую помощь от кого угодно. Если кто не помнит, в Таможенном союзе некоторое время числился и Таджикистан. Сейчас Москва всеми возможными способами выкручивает руки Украине, чтобы она тоже присоединялась к путинскому интеграционному проекту (какая новая российская империя без Украины?).
ПУТИН ХОЧЕТ СОЗДАТЬ УСЕЧЕННЫЙ ВАРИАНТ СОВЕТСКОЙ ИМПЕРИИ. НО ФОКУС В ТОМ, ЧТО У РОССИИ НЕТ НИКАКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЗАСТАВИТЬ ДАЖЕ САМЫЕ СЛАБЫЕ СТРАНЫ ИЛИ КВАЗИСТРАНЫ (ВРОДЕ ЮЖНОЙ ОСЕТИИ) ПОЛНОСТЬЮ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СВОЕГО СУВЕРЕНИТЕТА.
ВСЕ ГОТОВЫ ЖИТЬ НА РОССИЙСКИЕ ДЕНЬГИ, НО НИКТО НЕ ГОТОВ ОТДАТЬ РОССИИ ПОЛНЫЙ КОНТРОЛЬ НАД МЕСТНЫМИ АКТИВАМИ ИЛИ ДАЖЕ НАД ЕЕ СОБСТВЕННЫМИ СПОНСОРСКИМИ ДЕНЬГАМИ. В том числе благодаря путинской политике бездумного высасывания энергетических ресурсов Россия оказалась в парадоксальной ситуации: это СТРАНА С КОЛОНИАЛЬНОЙ, ОТСТАЛОЙ ЭКОНОМИКОЙ И ЗАМАШКАМИ МЕТРОПОЛИИ.
Так что в лучшем случае Путину так и суждено водить геополитические хороводы с нищими постсоветскими государствами, не имея шансов сделать даже их полными сателлитами или надежными союзниками. Та же Киргизия в итоге так и не отказалась от военного присутствия США, не менее нищий и слабый Таджикистан предпочел, чтобы его границы не охраняли российские пограничники. Лукашенко, чьим учеником по части желания оставаться у власти любой ценой является Путин, извернется, но не отдаст России контроль над главными белорусскими активами. Но, даже если Россия все-таки доломает на втором десятке лет борьбы за белорусские активы «батьку», никакие «белтрансгазы» и «беларуськалии» экономического и политического могущества российской власти не добавят. Казахстан при всей своей постоянной внешней лояльности к Москве ведет самостоятельную многовекторную политику и уже фактически выдавил Россию с космодрома Байконур. При этом, имея, в отличие от соседей по Центральной Азии, относительно развитую экономику, Казахстан сам стал центром силы в этом регионе, уступая по влиянию только Китаю.
У РОССИИ НЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ, ПОЛИТИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ (ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ, УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ И Т. П.) ПРЕДПОСЫЛОК ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СТАТЬ НОВОЙ, ПУСТЬ ДАЖЕ ВЫМОРОЧНОЙ, ИМПЕРИЕЙ.
Путин может создать видимость Евразийского союза, новое усеченное СНГ, которое правильнее расшифровывать как Союз недогосударств. Однако Россия не в состоянии лишить государственности даже самые слабые страны постсоветского пространства и не может полностью управлять этими территориями. Никакой новой империи из пробирки у Путина не получится. Но надо же что-то делать еще два срока на президентском посту, если нет таланта реально управлять страной и политической воли, чтобы достойно уйти на покой.
Семён НОВОПРУДСКИЙ - ответственный секретарь газеты «Московские новости»


Газета.Ру, 21.10.2011
http://www.gazeta.ru/column/novoprudsky/3808566.shtml

Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.

ТАКЖЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
Владислав ИНОЗЕМЦЕВ: Может ли действительно получиться Евразийский союз?
http://loxovo.livejournal.com/2572123.html

Иноземцев, СНГ, империя, соседи, Евразийский союз, политологи, союзники, Путин, Новопрудский, внешняя политика

Previous post Next post
Up