М.ВОЙТЕНКО: Что же именно стало причиной гибели "Булгарии"? Как мы этого не знали, так и не знаем

Aug 05, 2011 18:37

Михаил ВОЙТЕНКО, главный редактор "Морского бюллетеня": Что это за хлев такой вы построили, господа президент и премьер? (К официальной версии крушения теплохода Булгария)
Следственный Комитет ошарашил нас следующей версией гибели Булгарии:
По предварительной версии, крушение вызвано непригодным техническим состоянием судна, в частности неисправностью двигателя, систем радиооповещения, неполным укомплектованием средствами спасения, а также превышением нормы заполнения судна пассажирами и членами команды (201 фактически вместо положенных 156).
* *
Эта предварительная версия Следственного комитета может быть вызвана только одним - непригодным образованием на уровне начального среднего следователей СК и их руководства.
Крушение судна - а именно, его внезапное практически мгновенное переворачивание, никак не может быть вызвано неисправностью одного из двух двигателей. Это судно, а не самолет. Возможно, СК не видит разницы между самолетом и крупным речным пассажирским судном, но она есть. Если у самолета отказал один из двух двигателей, он наверное, может упасть. Если у судна отказал один из двух двигателей, оно может задержаться в пути, прибыть не по расписанию, но перевернуться оно никак не может, двигатели это одно, а остойчивость это немного другое.
«Непригодное техническое состояние систем радиооповещения» тем более не могло стать причиной переворачивания, хотя бы потому, что таких систем на судах нет. Есть системы связи и аварийной сигнализации, но последняя у речников отсутствует. У них нет, как у морских судов, аварийных радиобуев, автоматически срабатывающих при попадании в воду. Есть рация, и есть обычные мобильные телефоны. Но их исправность или неисправность никак не могла вызвать переворачивание судна, или ему способствовать.
Точно так же к переворачиванию судна не может иметь никакого отношения его полное или неполное укомплектование средствами спасения. Если самолет взорвали террористы, и в ходе следствия выяснилось, что не под всеми креслами были спасательные жилеты, то неужели это как-то связано? Но и это еще не все - как известно, спасли всех, кто сумел выбраться с тонущей Булгарии, даже с учетом неполного укомплектования средствами спасения. Специально для следователей СК и повышения их общеобразовательного уровня - из средств спасения (называемых грамотно спасательными средствами) часть не могла быть использована даже теоретически, я говорю о шлюпках. Спуск на воду шлюпок при мгновенной гибели судна переворачиванием невозможен. Но кто знает, возможно, следователи штудировали тему, просмотрев фильм «Титаник»?
Насчет «превышения норм заполнения судна пассажирами» уже высказались все речники, кого удосужились спросить СМИ - для судна такого водоизмещения и таких размеров 20-30 лишних человек перегрузом быть никак не могут. Согласно данным "Булгарии", опубликованным на речных сайтах, ее пассажировместимость была 140 человек, экипаж не менее 30. Откуда СК взял 156 человек? Но пусть 156 макс вместимость, сути это не меняет. Чтобы 201 человек перевернул такой теплоход, надо было, чтобы они все вместе бегали с борта на борт на самой верхней палубе судна, тем самым его раскачивая. Только таким образом они были в состоянии его перевернуть. Насколько нам известно, они этого не делали.
Спрашивается, что же именно стало причиной гибели "Булгарии"? Как мы этого не знали, так и не знаем. Самой правдоподобной версией остается версия, с которой согласны многие речники - у судна была нарушена остойчивость по причинам, которые как раз и необходимо выяснить. Судно сделало резкий поворот при открытых иллюминаторах нижней палубы. Поступление воды на нижнюю палубу и изначально низкая остойчивость привели к его переворачиванию.
СК и Прокуратура порадовали нас радением за нашу безопасность на водах, ураганом пройдясь по всем судам и флотам как внутренних водных путей, так и морей. Найдено огромное количество нарушений, из которых самое распространенное - найденные несоответствия между количеством перевозимых пассажиров и количеством спасательных средств. Поясняю для непосвященных - это как раз то нарушение, которое способны обнаружить даже следователи СК и Прокуратуры, несмотря на свой общеобразовательный уровень. Потому что требуется знание арифметики, и не более того. Если говорить о собственно недостатках и нарушения и их исправлении, то налицо типичная кампания, блицкриг. На следующий год, уверяю вас, все будет так, как и было. Такого рода налеты никак не могут способствовать становлению реальной системы контроля безопасности - это лечение рака аспирином, если уж предположить, что существующая система контроля больна раком и непригодна.
Что на самом деле означает этот погром на ВВП, устроенный СК и Прокуратурой? Это куда серьезнее, чем найденные недостатки.
Президент и премьер сразу и демонстративно отдали все это дело, расследование причин гибели судна, СК и Прокуратуре. Им же, этим органам, были даны полномочия на тотальную проверку на безопасность водного транспорта России. Президент и премьер в силу своей технической малограмотности, вызванной как их образованием, так и жизненным опытом, очевидно не понимают, что каждый должен заниматься своим делом, что безопасность водного транспорта должна контролироваться специалистами, а не прокурорами. А если завтра несколько человек погибнет по вине врачей в больницах, они что, натравят на всех врачей всех больниц России следователей, проверять профпригодность хирургов? Если система контроля безопасности водного транспорта дала сбой, если более того - она дефектна в принципе, то для того, чтобы как то изменить ситуацию, надо сначала выяснить, так ли это, в чем именно заключается порочность действующей системы, и кто тому виной. Что вызвало гибель "Булгарии" - ряд трагических случайностей или неудовлетворительное состояние системы контроля безопасности? Мы этого не знаем. А вот СК и Прокуратура, с подачи президента и премьера, уже видимо, знают.
Можно поставить вопрос по другому - если президент и премьер полагают, что верить никому нельзя, кроме СК и Прокуратуры, и что все те, кто ответственен за тот или иной участок, априори виновны и непригодны, то что это за страна у нас такая, и что за государственное устройство? Что это за хлев такой, господа президент и премьер? Так тогда и скажите - верить никому нельзя, всем должны руководить следователи и прочие мускулистые ребята, не отягощенные специальными знаниями, а спецы должны беспрекословно подчиняться, при этом вся ответственность будет лежать на них, а не на прокурорах.
Короче - с точки зрения водного транспорта и разбора аварии "Булгарии", наша власть продемонстрировала полнейшую несостоятельность. Построенная властью система как раз "Булгарию" и напоминает - остойчивость нулевая, иллюминаторы открыты, но пока нет резких поворотов и сильного шторма, сарай кое-как держится на плаву. При опытных штурманах и сарай может пережить шторм, но вот опытных штурманов как раз и не видно.

"Эхо Москвы", 05.08.2011
http://www.echo.msk.ru/blog/voitenko/799785-echo/
или
"Новая газета" № 88 от 12 августа 2011 года
http://novayagazeta.ru/data/2011/088/05.html

авария, расследование, туристы, трагедия, Волга, вода, эксперт, транспорт, гибель

Previous post Next post
Up