+ комменты политологов А.Мухина, Н.Петрова, С.Белковского, журналиста А.Колесникова
Институт Юргенса призвал Медведева ко второму сроку и реформам
Институт современного развития («Инсор»), попечительский совет которого возглавляет президент Дмитрий Медведев, представил проект стратегии-2012, предназначенной для кандидата в президенты России. По планам аналитиков «Инсора» им станет действующий президент.
Доклад «Обретение будущего» - вторая часть прошлогоднего проекта «Инсора» «Образ желаемого завтра». В нем, по словам одного из авторов - Евгения ГОНТМАХЕРА, содержались наметки модернизационного развития страны.
Во второй части предложена конкретика - 120 шагов на пути к модернизации как проекту национального спасения. «Истинная модернизация, как ни странно, начинается с искренности, совести и доверия. Страна не двинется вперед, пока в ней царят страх, взаимное презрение, воровство и взяточничество, мошенничество и рэкет, деловой цинизм. Обретение будущего требует сильных духом граждан и нации, а не окормления пиаром и “духовной” стадности», - зачитал цитату из доклада руководитель «Инсора» Игорь ЮРГЕНС.
В политическом блоке авторы предлагают «перезапуск» демократии и, в частности, высвободить уличную активность, отменить цензуру на федеральных телеканалах, отменить запреты на приход «мейнстримовских» фигур в оппозиционные партии, ввести ответственность за необоснованный отказ в их регистрации. Кроме того, «Инсор» ратует за смешанную систему выборов на федеральных, региональных и муниципальных выборах и призывает вернуть выборы губернаторов.
В конце 2010 года помощник президента Аркадий Дворкович первым из высокопоставленных чиновников объявил, что Дмитрий Медведев хочет участвовать в президентских выборах 2012 г. Примерно в то же время Юргенс заявил, что Владимир Путин должен дать возможность своему протеже Дмитрию Медведеву переизбраться в 2012 г. на второй президентский срок.
В противном случае он рискует столкнуться с протестами, аналогичными тем, что вынудили в минувшие выходные бежать из страны президента Туниса.
Тогда политологи отмечали беспокойство в окружении президента Медведева относительно кандидатуры на следующих президентских выборах. «Я абсолютно убежден, что конфликта между Медведевым и Путиным по этому вопросу нет, но часть окружения президента задается вопросом, что с ними будет, если дело ограничится одним сроком. Это особенно заметно, в частности, по заявлениям Юргенса», - комментировал «Ведомостям» президент Центра политической конъюнктуры России Константин СИМОНОВ.
"Ведомости", 15.03.2011
http://www.vedomosti.ru/politics/news/1231043/institut_yurgensa_prizval_medvedeva_ko_vtoromu_sroku_i Для Медведева разработали предвыборную программу с намеком: победа его главного оппонента станет "концом надежд"
Российский Институт современного развития (ИНСОР), опекаемый лично президентом Дмитрием Медведевым и возглавляемый его приближенным, предпринимателем и общественным деятелем Игорем Юргенсом, опубликовал очередной доклад, обещающий стать резонансным. Авторы не скрывают, что документ, озаглавленный "Обретение будущего. Стратегия 2012. Конспект", является "черновиком" предвыборной программы для кандидата на президентских выборах будущего года.
Представляя доклад 15 марта, Игорь ЮРГЕНС выразил надежду, что Медведев решится идти на второй срок, и "Стратегия..." пригодится именно ему в качестве кандидата. При этом документ основан на такого рода противопоставлениях, что и без упоминания фамилий становится очевидным: все возможные негативные сценарии развития событий в России Институт связывает с победой на выборах второго участника правящего ныне "тандема" - Владимира Путина.
Разработчики доклада уверяют, что работали независимо, не по заказу, и давления на них никто не оказывал, передает "Интерфакс". При этом, как отметил на презентации руководитель ИНСОРа, авторы понимали, что идут "против правительственного мейнстрима".
В докладе говорится, что в сложившейся ныне конфигурации во власти трудно ждать изменений, которые соответствовали бы вызову времени. А вот следующий президентский цикл, к слову, 6-летний, пока еще имеет шанс дать старт "подлинной модернизации России - глубокой и системной".
Как считают авторы документа, "подготовка к этому, формирование полноценной программы действий, способной найти поддержку у активной части общества - вполне по силам нынешнему президенту, несмотря на массу препятствий и ограничений".
Судя по формулировкам, Медведева как потенциального "истинного модернизатора" оценивают как искреннего политика, способного действовать на основе совести и доверия. "СТРАНА НЕ ДВИНЕТСЯ ВПЕРЕД, ПОКА В НЕЙ ЦАРЯТ СТРАХ, ВЗАИМНОЕ ПРЕЗРЕНИЕ, ВОРОВСТВО И ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО, МОШЕННИЧЕСТВО И РЭКЕТ, ДЕЛОВОЙ ЦИНИЗМ. ОБРЕТЕНИЕ БУДУЩЕГО ТРЕБУЕТ СИЛЫ ДУХА ГРАЖДАН И НАЦИИ, а не кормления пиаром и "духовной" стадности", - зачитал Юргенс цитату из доклада.
Вполне возможно, что в этой цитате нет намека ни на какое конкретное лицо во власти. Однако если вспомнить критику (
http://www.newsru.com/russia/01sep2010/pr_strategy.html) в СМИ и блогах по поводу "предвыборных пиар-акций" Путина, определенный вывод напрашивается сам собой. В его пользу говорит и другая выдержка из документа: "И наоборот: период предстоящего президентства может стать временем консервации, усугубления застоя, реставрации худших черт нашей общественно-политической архаики. Именно в это время отставание России может стать необратимым".
"ЧЕРЕЗ ГОД МЫ БУДЕМ ВЫБИРАТЬ НЕ ПРОСТО МЕЖДУ ПРОГРАММАМИ И ЛИЧНОСТЯМИ, НО МЕЖДУ НАЧАЛОМ ПЕРЕМЕН И КОНЦОМ НАДЕЖД, МЕЖДУ БУДУЩИМ И НОВЫМ БЕЗВРЕМЕНЬЕМ", - недвусмысленно заявлено в докладе ИНСОРа. Указывая, что российская демократия нуждается в "перезапуске", его авторы ПРЕДЛАГАЮТ "ОТКАЗ ОТ НЕКОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАКТИК "УПРАВЛЕНИЯ" ДЕМОКРАТИЕЙ" И "ТОТАЛЬНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНСТИТУТА ВЫБОРОВ НА ВСЕХ ЭТАЖАХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ".
Нужно ли напоминать, что термин "управляемая демократия" применяют именно к стилю правления Путина и что в 2004 году после гибели сотен заложников в захваченной школе в Беслане именно Путин, будучи президентом, отменил прямые выборы губернаторов, объяснив это необходимостью консолидировать властную вертикаль перед лицом террористической угрозы.
Сторонники Медведева в ИНСОРе еще в 2009 году, когда перспектива следующих выборов была еще относительно далекой, открыто заявили (
http://www.newsru.com/russia/21sep2009/tandem.html) о намерении не допустить победы Путина. Игорь Юргенс, в частности, высказал мнение, что, если Путин станет президентом в 2012 году, он превратится в угасающего лидера вроде председателя ЦК КПСС Леонида Брежнева. К тому же, если предположить, что он будет править два срока подряд, то к очередным выборам в 2024 году Путину исполнится 72 года.
А в прошлом году ИНСОР выпустил нашумевший доклад "Россия XXI века: образ желаемого завтра" (
http://www.newsru.com/russia/03feb2010/insordoklad.html#1), в котором фактически предложил вернуться к "ельцинской" России.
Вернуться к выборам на всех этажах политической системы и реально разделить ветви власти
Развивая многие тезисы, представленные в предыдущем докладе, авторы нынешнего вновь призывают к "глубокой, системной и форсированной" модернизации страны. "Ее придется проводить в условиях, когда текущая конъюнктура располагает к прямо противоположному - инерции и самоуничтожению под наркозом, - подчеркивают они. - СПАСТИ ПОЛОЖЕНИЕ МОЖЕТ ТОЛЬКО ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЛЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЭЛИТ И РАСКРЕПОЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ ОБЩЕСТВА".
Ключевой задачей реконструкции политических институтов ИНСОР видит в ПРИВЕДЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В СООТВЕТСТВИЕ С ДУХОМ И БУКВОЙ КОНСТИТУЦИИ. "Это означает отказ от неконституционных практик "управления" демократией, тотальное возвращение института выборов на всех этажах политической системы, отделение представительной и судебной власти от исполнительной, установление режима политической и коммуникативной свободы с помощью интенсивного развития институтов прямой демократии и гражданского общества", - говорится в документе.
В медведевском институте считают, что необходима политическая воля высшего руководства страны: только она может послать "бюрократии достаточно сильные сигналы и добиться реализации задуманного". "ГОСУДАРСТВО В ЕГО НЫНЕШНЕМ СОСТОЯНИИ - ОСНОВНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ РАЗВИТИЯ, СТОПОР МОДЕРНИЗАЦИИ. Обновление экономики и технологий нуждается в мощном импульсе, но прежде чем давить на газ, надо снять экономику с тормоза ручного управления. Модернизация страны начинается с модернизации системы власти и менеджмента", - подчеркивается в докладе.
Движущая сила роста - инвестиции и инновации. Полномочия и функции органов власти должны быть кардинально сокращены
"Главной движущей силой роста должны стать инвестиции и инновации конкурентоспособного в глобальном хозяйстве частного бизнеса, частная собственность которого надежно защищена правом и государством", - отмечается в тексте.
Эксперты ИНСОР предлагают КАРДИНАЛЬНО СОКРАТИТЬ ПОЛНОМОЧИЯ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ, подчинить деятельность власти административным регламентам и провести публичную ревизию экономической деятельности всех органов власти и аффилированных негосударственных структур.
"Лучший способ повысить конкурентоспособность и мобильность граждан - качественное образование. Лучший способ борьбы с бедностью - увеличение числа обеспеченных граждан. Лучший способ борьбы с болезнями - создание условий для здорового образа жизни. Лучший способ борьбы с недостатками распределительной пенсионной системы - развитие накопительных элементов. Лучший способ борьбы с безработицей и некачественной занятостью - количественный и качественный рост экономики", - считают авторы доклада.
К 2018 году России нужна полностью добровольная армия
В сфере обороны и безопасности эксперты ИНСОР предлагают перейти до истечения президентского срока в 2018 году к формированию Вооруженных сил на добровольной основе. "Армия, формируемая на добровольческой основе - это прекращение войны государства с демографией и потребностями экономики в трудовых ресурсах. Сильная реформированная полиция - это исполнение государством функций справедливого принуждения и обеспечения правопорядка, причем, не только в интересах государства, но и в интересах граждан.
Модернизированные спецслужбы прекращают тайную войну с гражданами страны и выполняют функцию их реальной защиты от реальных угроз, в том числе террористических", - говорится в докладе.
В разделе "внешняя политика" говорится, что Россия должна обрести "внешние якори" - Всемирную торговую организацию (ВТО), Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также НАТО и ЕС. Эксперты Института выступили за создание "модернизационных альянсов", один из наиболее приоритетных вектор - Европейский Союз, формирование Евразийского экономического союза на пространстве СНГ - "мягкая сила" России в действии, "публичная дипломатия" - активное подключение неправительственных организаций".
NEWSru.com, 15.03.2011
http://www.newsru.com/russia/15mar2011/insor_prog.html Программа для Медведева
Готов проект предвыборной программы Дмитрия Медведева
Политическая либерализация, реформа стратегии-2020 в экономике, послабления в миграционной сфере и отмена призыва лежат в основе проекта предвыборной программы, написанной Институтом современного развития на тот случай, если Дмитрий Медведев решит пойти на второй президентский срок.
300-страничный текст доклада «Обретение будущего. Стратегия-2012» будет опубликован 16 марта. «Это наша попытка создать предвыборную программу президента Дмитрия Медведева», - сказал глава ИНСОРа Игорь ЮРГЕНС, представляя 15 марта краткую версию исследования. Как пояснил Юргенс «Газете.Ru», доклад до презентации был направлен в администрацию президента и аппарат правительства, какие-то отзывы уже получены.
Доклад пришел, подтверждает помощник президента Аркадий Дворкович. В феврале 2010 года предыдущий объемный труд ИНСОРа «Образ желаемого завтра» тоже направлялся в АП и вызвал там дебаты, рассказал Юргенс. Главы той работы были распределены между отраслевыми департаментами АП, экономические ответили в целом положительно, негативные отзывы пришли по линии внешнеполитических предложений (в частности, предлагался альянс с НАТО), вспоминал эксперт ИНСОРа Евгений ГОНТМАХЕР.
Сводного ответа на предложения годичной давности из Кремля не было, документ был принят к сведению, сказал сотрудник АП.
Программа-2012 предписывает проведение в каденции 2012-2018 гг. серии политических, экономических, социальных реформ.
Политическая сфера
Приведение политической системы в соответствие с духом и буквой конституции - это отказ от практики «управления демократией», тотальное возвращение выборов всех уровней, отделение представительной и судебной властей от исполнительной, развитие институтов прямой демократии, гласит исследование. Отказ от политической модернизации несет риск «глубокого политического кризиса с плохо предсказуемыми последствиями вплоть до открытого конфликта и развязывания нелегитимного насилия».
Нынешняя система «имитационных политических институтов» ведет к деградации элиты, радикализации протестов (в том числе с националистическим подтекстом), необратимому отчуждению общества от политической жизни, приходят к выводу эксперты ИНСОРа.
Предложения в этой части сводятся к «перезапуску» существующих политических институтов (устранение формальных препон в партстроительстве, поддержка НКО, отмена цензуры на ТВ); восстановлению на федеральных выборах смешанной системы голосования; упрощению доступа партий и граждан к выборам (отмена подписей для списков, возвращение залога как способа регистрации, снижение барьера до 5%, возвращение избирательных блоков, уход от практики «паровозов» и проч.). Также предлагается вернуться к практике выборов членов Совета федерации и глав субъектов.
Судебная реформа должна включать законодательное описание критериев лишения судей полномочий, переход к избранию председателей судов судьями, снижение зависимости судей от председателей судов и всех вышестоящих инстанций (в том числе путем перехода на окружную систему судов общей юрисдикции), выборность мировых судей населением, отказ от сокращения юрисдикции судов присяжных (в частности, передача таким судам тяжких экономических статей - по такой статье были осуждены экс-руководители ЮКОСа).
Уголовная реформа должна включать дальнейшую декриминализацию экономических статей, гласит доклад, сокращение сферы применения тюремного заключения как меры наказания, снижение максимального срока наказания до 20 лет (сейчас 25).
Экономика
Экономические преобразования должны включать бюджетную реформу (законодательный переход к программно-целевым принципам расходования средств), законодательное ограничение на использование нефтегазовых доходов для покрытия расходов бюджета, формирование «суверенного фонда нового поколения» (до 60% ВВП, за счет нефтедолларов и доходов от приватизации госимущества).
Экономическая программа условного кандидата в президенты должна включать гарантии неувеличения налогового бремени и жесткого соблюдения права собственности, считает ИНСОР.
Общественная жизнь, реформа бюрократии
Социальная модернизация подразумевает изменения в сфере образования, трудовой, демографической (методика денежного стимулирования рожениц имела эффект, но непродолжительный, признают авторы), пенсионной (облегчение работы негосударственных пенсионных фондов, освобождение пенсионных вкладов от налогов) и национальной политики («формирование гражданской идентичности», воспитание толерантности).
Миграционная политика должна быть ответом на депопуляцию страны: «необходимо реализовать программу привлечения граждан третьих стран на ПМЖ в Россию». Суть программы может быть в устранении промежуточных фаз получения гражданства для тех соискателей, кто удовлетворяет законным требованиям (например, можно отказаться от разрешения на проживание), пояснил Гонтмахер.
Предлагается также миграционная амнистия всех незаконно приехавших в Россию гастарбайтеров, отмена квот для приезжих работников, внедрение частных агентств занятости. Допускается также отмена разрешений на работу для тех, кто получил разрешение на проживание.
«Необходимо пресечь все возможности превращения деятельности власти в способ извлечения доходов», - говорят авторы исследования в части, посвященной реформе российской бюрократии. Должны быть сокращены полномочия и функции органов власти в регулятивной сфере, продолжена практика создания административных регламентов, введена публичная оценка итогов деятельности назначаемых лиц, раскрыты бюджеты органов власти и связанных с ними структур.
Армия и полиция
Реформа армии должна включать отмену призыва, говорит Юргенс. «Добровольная армия - это прекращение войны государства с демографией», - гласит доклад. Срок перехода к добровольной армии авторы исследования устанавливают к концу первого 6-летнего срока президента, избранного в 2012 году. Армейская реформа должна включать создание корпуса профессиональных сержантов, введения транспарентности в назначении на армейские посты и в военных расходах, разделение полномочий Минобороны и Генштаба (за последним должны остаться только вопросы стратегического планирования и рекомендаций главнокомандующему).
МВД, оставшееся в рамках милицейской реформы, должно быть упразднено, его функции поделены между региональной полицией, муниципальной милицией и оставшимися федеральными силовыми ведомствами, а также создаваемой Федеральной службой криминальной полиции, настаивает ИНСОР. Внутренние войска должны быть преобразованы в Национальную гвардию, подчиненную президенту.
ФСБ, как и прежде предлагал ИНСОР, должна быть также упразднена и заменена на службу контрразведки и службу охраны конституции.
Предвыборные программы Медведева
Большинство идей уже были оглашены в «Образе желаемого завтра», признает Юргенс, сейчас они собраны как набор рекомендаций будущему президенту. Юргенс надеется, что тандем примет решение о выдвижении Медведева на второй срок, это поможет «перезапустить демократию», сделать это в первый срок Медведеву было сложно из-за наложенных на него властных ограничений.
Оба участника тандема в течение последней пары лет повторяют, что решение о выдвижении кого-то из них в 2012 году они примут совместно, «сядут, поговорят и решат» (Путин, 2009 г.), будут иметь значение успешность работы на своих постах и поддержка населения.
Единственный по-настоящему программный документ Медведева сейчас - это статья «Россия, вперед!» полуторагодовой давности, где впервые прозвучал модернизационный призыв, рассуждает близкий к администрации президента источник. Статья подзабылась, говорит он, программные заявления и документы, по логике Медведева, должны быть.
Позиционирование Медведева как кандидата на прошлых выборах выросло из нацпроектов, ключевым моментом стал форум в Давосе в в 2007 году, где он произнес речь на английском на тему прошлого, настоящего и будущего России. Потом была стратегия 2020, с которой выступал Путин, через три дня после озвучивания этой стратегии Медведев выступил с программной речью на экономическом форуме в Красноярске, где провозгласил программу четырех «и», вспоминает другой знакомый с предвыборной тактикой Медведева собеседник.
Тактика и документы той кампании были коллективной работой, говорит он: главный вклад внесли Владислав Сурков и Дворкович. Создание стратегии-2020 курировал нынешний вице-премьер Игорь Шувалов.
Если Медведев пойдет на второй срок, говорит эксперт «Никколо-М» Михаил АФАНАСЬЕВ, программный документ может быть создан на основе компиляции ключевых положений его статьи и посланий парламенту. Труд ИНСОРа с точки зрения привлечения избирателей малоэффективен, признает глава фонда «Петербургская политика» Михаил ВИНОГРАДОВ: большинство тем (кроме отмены призыва и возврата к выборности губернаторов) лежат на периферии внимания электората. Документ в первую очередь интересен для изучения позиции определенной части интеллигенции, осторожен сотрудник кремлевской администрации.
Газета.Ру, 15.03.2011
http://www.gazeta.ru/politics/2011/03/15_a_3555345.shtml ИНСОР понял, что следующим президентом будет Медведев
Новый доклад уже называют предвыборной программой-2012
Институт современного развития (ИНСОР), попечительский совет которого возглавляет президент Дмитрий Медведев, представил доклад, который сами авторы называют предвыборной программой Медведева. Этой программой он может воспользоваться, если будет баллотироваться на второй срок.
Документ называется «Обретение будущего. Стратегия 2012. Конспект». В докладе речь идет о том, что в стране царят страх, воровство, рэкет и взяточничество, а модернизация, курс на которую провозгласил президент Медведев, требует того, чтобы народ сам начал бороться с этими страшными явлениями. Эта борьба займет много времени, следовательно, делают выводы авторы доклада, именно Медведев должен оставаться у власти еще шесть лет.
Авторы доклада признают, что Медведев сталкивается с «массой препятствий и ограничений». Из доклада следует, что если кандидатом в президенты станет другой участник тандема, то Россия обречена на отставание в развитии (авторы называют это «концом надежд»). Речь также идет о перезапуске российской демократии.
ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПОЯВЛЕНИЕ ДОКЛАДА, РАССУЖДАЮТ НАШИ ЭКСПЕРТЫ:
Алексей МУХИН, гендиректор Центра политической информации:
- Сразу нужно искать, кому выгодна публикация этого доклада. Практически все окружение Дмитрия Медведева заинтересовано в том, чтобы он пролонгировал свои полномочия в 2012 году. За первый президентский срок президентскому окружению удалось получить контроль только за одной вертикалью - судебной, и то только с благословения второго участника властного тандема. Только в судебной вертикали Медведев и его соратники могли чувствовать себя комфортно, и производить нужные изменения.
Команда Владимира Путина в этот процесс подчеркнуто не вмешивалась, но одновременно не давала Медведеву зацепиться на других плацдармах, прежде всего - в экономической сфере. Я не могу назвать ни одной компании, которая бы целиком и полностью поддерживала Медведева и его группу влияния. Такое отсечение от политических и экономических инструментов весьма симптоматично.
Обида инсоровцев, которые в значительной мере обслуживают интересы команды президента, на такое положение дел понятна. Эта обида разделяется частью либеральной общественности, на которую Медведев ориентируется, когда выходит в интернет, пользуется гаджетами, и говорит, в общем-то, правильные слова о том, как должен проходить процесс модернизации России.
Другое дело - и здесь авторы доклада ИНСОР правы - мечты остаются мечтами. За 4 года Медведеву не удалось реализовать начинания, которые он успешно презентовал в начале первого президентского срока.
Можно констатировать, что окружение Медведева, с оглядкой на президента и премьера, исподволь начало президентскую кампанию Медведева. Президент сделал вид, что он - сам по себе, а его кампания - сама по себе. Но в нужный момент - многое будет зависеть оттого, как среагирует Владимир Путин - ИНСОР будет принесен в жертву так называемой партии третьего срока Путина. В 2008-м году она не смогла реализовать свои устремления, и переизбрать Владимира Владимировича на третий срок, но теперь получает второй шанс реализовать этот проект.
*
Николай ПЕТРОВ, ведущий эксперт Московского центра Карнеги:
- Медведев имеет минимальное отношение к конкретным разработкам ИНСОРа. Насколько известно, президент встречался буквально пару раз с экспертами и руководителями ИНСОРа. Это были вполне конкретные встречи: обсуждался вопрос рынка труда, демографическая проблема.
Тем не менее, я бы достаточно высоко оценил то, что делает ИНСОР. Причем, не с позиций конспирологических - кто заказал, означает ли доклад, что Медведев начинает избирательную кампанию… Позиции для оценки - прагматичные. Это то, о чем в свое говорил Юргенс: В РОССИИ ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРОИСХОДИТ ТАК, ЧТО МЫ НЕ МОЖЕМ НАПЕРЕД ЗНАТЬ, КОГДА ПОЯВИТСЯ ОКНО ВОЗМОЖНОСТЕЙ. ЕСЛИ ЖДАТЬ ОКНА, ЧТОБЫ НАЧАТЬ ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ, ИДЕИ ПОЯВЯТСЯ КАК РАЗ К МОМЕНТУ ЕГО ЗАКРЫТИЯ. ИДЕЯ ЮРГЕНСА В ТОМ, ЧТОБЫ СЕРЬЕЗНЫЕ ЭКСПЕРТЫ ДУМАЛИ О ПРОБЛЕМАХ, СТОЯЩИХ ПЕРЕД СТРАНОЙ, И ПРЕДЛАГАЛИ СПОСОБЫ ИХ РЕШАТЬ, НЕ ОРИЕНТИРУЯСЬ НА СЕГОДНЯШНИЙ МОМЕНТ. ЧТОБЫ, КОГДА ОТКРОЕТСЯ ОКНО ВОЗМОЖНОСТЕЙ, ПЕРЕДАТЬ НАРАБОТКИ ВО ВЛАСТЬ. Мне кажется, в этом ключе построен и новый доклад. В любом случае, если есть эксперты, которые могут предложить свои рецепты решения общероссийских проблем - это позитивно.
*
Станислав БЕЛКОВСКИЙ, президент Института национальной стратегии:
- Доклад ИНСОР - не старт предвыборной кампании Медведева: она стартовала больше года назад. Скорее, показатель, что КАМПАНИЯ БЛИЗИТСЯ К СВОЕМУ ПИКУ. ВЕСЬ 2010-Й ГОД В РАМКАХ ЭТОЙ КАМПАНИИ УШЕЛ НА ТО, ЧТОБЫ ПОЗИЦИОНИРОВАТЬ ПУТИНА КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ВЧЕРАШНЕГО ДНЯ, НОСИТЕЛЯ ЦЕННОСТЕЙ АРХАИКИ, АВТОРИТАРИЗМА И КОРРУПЦИИ, А МЕДВЕДЕВА - КАК СИМВОЛА НАДЕЖД И ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СЛЕДУЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ ПРАВИТЕЛЕЙ. ТЕПЕРЬ ИНСОР ПОНЯЛ, ЧТО СЛЕДУЮЩИМ ПРЕЗИДЕНТОМ БУДЕТ МЕДВЕДЕВ, И НЕ ПОБОЯЛСЯ ОБ ЭТОМ СКАЗАТЬ ПУБЛИЧНО.
Произошло это в тот момент, когда выдвижение Медведева на второй срок становится очевидным для большей части политической элиты страны. В этом смысле доклад не является сенсацией. Но в целом призывы к демократизации, восстановлению выборности губернаторов - полезны и оправданы. Другое дело, нет никаких надежд, что они реализуются при президенте Медведеве.
Медведев неоднократно подчеркивал, что он не собирается возвращаться к политической системе ельцинского периода, и нет оснований полагать, что он лгал. КАК И ПУТИН, МЕДВЕДЕВ ЗАИНТЕРЕСОВАН В СТАБИЛЬНОСТИ НЫНЕШНЕГО РЕЖИМА. И ХОТЯ У НИХ ПРИНЦИПИАЛЬНО РАЗНЫЕ ФУНКЦИИ (У ПУТИНА - МЯГКАЯ ЛИКВИДАЦИЯ ДЕМОКРАТИИ В РОССИИ, У МЕДВЕДЕВА - ЛЕГАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ПРАВЯЩЕЙ ЭЛИТЫ НА ЗАПАДЕ, ДЛЯ ЧЕГО И ЗАТЕЯНА «ПЕРЕЗАГРУЗКА»), ЦЕЛИ У НИХ ОБЩИЕ. ПОЭТОМУ ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ РАЗНИЦЫ МЕЖДУ ТЕМ, ПУТИН ИЛИ МЕДВЕДЕВ ПОЙДЕТ НА ВЫБОРЫ-2012, НЕТ. ПОТОМУ И ИЛЛЮЗИЙ, СВЯЗАННЫХ С ВЫДВИЖЕНИЕМ МЕДВЕДЕВА НА ВТОРОЙ СРОК, Я БЫ ИСПЫТЫВАТЬ НЕ СТАЛ.
"Cвободная пресса", 16.03.2011
http://svpressa.ru/politic/article/40486/ Андрей КОЛЕСНИКОВ: Археология будущего
«Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Автор этой фразы из Программы КПСС 1961 года Елизар Ильич Кусков, впоследствии зам зав международным отделом ЦК, по ее поводу то ли тонко шутил, то ли, напротив, говорил со звериной серьезностью: «Этот лозунг переживет века». Примерно такая же судьба ожидала все лозунги всех эпох, от «Экономика должна быть экономной» до «удвоения ВВП». Хотя, конечно, это свойство «программирования»: у программного документа должна быть цель, еще лучше - образ желаемого будущего. Потому критики прошлогоднего доклада Института современного развития (ИНСОР) «Образ желаемого завтра» были неправы как минимум в одном: ФАНТАЗИИ, ПРИЧЕМ ВОЗМОЖНО БОЛЕЕ СМЕЛЫЕ, НЕ ПРОСТО НУЖНЫ - БЕЗ НИХ ПРОГРАММА НЕ ПРОГРАММА, ДА И «ДОРОЖНУЮ КАРТУ» НЕВОЗМОЖНО СОСТАВИТЬ.
Потому что необходимо целеполагание, потому что нужны заявленные ценности. Немного Томаса Мора, сдобренного Томмазо Кампанеллой, пирог не испортят…
Сегодня ИНСОР представляет новый доклад - «Обретение будущего. Стратегия-2012» (намек на то, что стартовать надо прямо сейчас, иначе будущего не видать). Он презентуется задолго до появления заявленного продукта работающих на правительство экспертов, собранных под крышей Академии народного хозяйства и Высшей школы экономики и имеющих своим ориентиром рубеж 2020 (хорошо, что не 2017, к столетию революции подошла бы другая программа, хотя одна из естественных задач подобного рода стратегий - как раз и не допустить бунта). У доклада нет заказчика. Но все же все понимают в наше электоральное время прозрачных намеков и византийского стиля мышления: тот вроде бы абстрактный президент, которому адресован «конспект» пока еще не обретенного будущего (конкретные шаги в разных сферах с перечислением рисков) и сам по себе полный текст 300-страничного доклада, конечно же, никакой не Владимир Путин. Не надо быть профессиональным читателем программных документов, чтобы прочесть между строк фамилию адресата: Медведев Дмитрий Анатольевич, председатель, о чем уже все успели забыть, наблюдательного совета ИНСОРа. Который должен был сыграть ту же роль, что и Центр стратегических разработок (ЦСР) времен «раннего», как бы либерального, «отданного в науку» Андрею Илларионову, Владимира Путина. «Программа Грефа», согласно расхожему мнению в кругах экспертов-экономистов, выполнена на 40%. Она, кстати, так и не обрела официального статуса, а сам заказчик к ней быстро охладел. Доклады же ИНСОРа, что называется, принимались к сведению. В том числе и потому, что в них неизменно присутствовала политическая и гуманитарная составляющие, в условиях дуумвирата не слишком-то реализуемые на практике. Хотя вроде бы все уже научились произносить мантру, что экономических перемен без политических не бывает.
Означает ли это, что новый электоральный сезон принес такое развлечение, как «война программ» по образцу того, что было в конце 1980-х? Нет, не означает. Потому что сегодня имеется гораздо больший консенсус в экспертном сообществе, существуют вполне внятные критерии качества исследований и идей, да и круг экспертов не так чтобы широк, даже если они не все сплошь либералы.
Как ни крути, а, например, если вы готовите рецепты по совершенствованию социальной политики, вы не обойдетесь без Татьяны Малевой, а если в программе есть раздел пространственного развития, все равно в его подготовке будет участвовать Наталья Зубаревич. Как говорил один классик, «других писателей у нас для вас нет». Во всяком случае, в границах разумного, а не безумного.
Другое дело, что над экспертами довлеет фамилии заказчика и кураторов. Официоз диктует официозный стиль. Те же самые брежневские спичрайтеры могли быть тридцать раз либералами, но каждый их продукт отсматривали секретари ЦК и члены Политбюро, и в результате биение мысли превращалось в прерванный полет. Как писал один из ведущих спичрайтеров той эпохи: «Серп замечаний прошелся по яйцам текста». В этом случае на выходе получается текст «без яиц».
Известный российский экономист Леонид Исидорович Лопатников вспоминал, как работали в советское время над комплексной программой научно-технического прогресса: «Решающим доводом против включения того или иного радикального предложения в текст зачастую был пресловутое «наверху не поймут!». Так и писали, сами себя держа за руку». Какие только программы не писались с оглядкой на мнение верхов, включая, например, «абалкинскую» 1989 года.
А закончилось все шоковой терапией - в ту короткую, но яркую эпоху, когда было не до программ и вместо красивых документов писались сразу нормативно-правовые акты в режиме ошпаренной кошки.
Как заметил один из участников сегодняшних программных бдений: «Настоящая правительственная программа должна быть антиправительственной». Знакомое противоречие: настоящая программа спасения советской экономики могла быть только антисоветской. Иначе - самоцензура на ранних этапах, цензура на промежуточных и доброжелательное равнодушие на самом верху: это предложение невозможно политически - рейтинг вождя жахнется, а это - по социальным причинам: трудящиеся выйдут на улицы.
ГЛАВНОЕ ЖЕ, ПРОГРАММЫ НЕ ПОДЛЕЖАТ РЕАЛИЗАЦИИ БЕЗ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВОЛИ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ, а нет никаких причин для того, чтобы она была проявлена, И БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ МЕНТАЛЬНОЙ И ГУМАНИТАРНОЙ ПОДКЛАДКИ любых «дорожных карт». А ОНА, ЭТА ПОДКЛАДКА, ПОДРАЗУМЕВАЕТ ДОВЕРИЕ ВЛАСТИ К ГРАЖДАНАМ, А ГРАЖДАН К ВЛАСТИ.
Пока обе стороны социального контракта норовят друг друга нагреть. В «Обретении будущего» есть тезис о необходимости нового социального контракта, о взаимном самоограничении сторон договора, отказа той стороны, которая называется властью, от демонстративного потребления в сегменте luxury (с Барвихой и летящими по перекрытым дорогам феодалами нельзя заключить контракт). Возможно, это утопическая идея. Но без ее реализации вообще ничего не будет. Ни в 2020 году, ни позже.
Газета.Ру, 15.03.2011
http://www.gazeta.ru/column/kolesnikov/3555057.shtml Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.
ТАКЖЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
ИНСОР предложил Дмитрию Медведеву предвыборную программу
http://loxovo.livejournal.com/1659791.html текст доклада «Обретение будущего. Стратегия 2012. Конспект»
http://www.insor-russia.ru/files/Finding_of_the_Future%20.Summary.pdf