"МК" предрекает "министру транспортной неосведомленности" смену места работы

Mar 26, 2011 12:40

Министру ищут запасной аэродром
Экологи ополчились против Игоря Левитина
Пожалуй, впервые за последнее время имя главы Минтранса РФ Игоря Левитина упоминается аналитиками вне связи с очередным скандалом. Забыв на время про недавний транспортный коллапс, баталии вокруг Химкинского леса и проблемы дорожной отрасли, политологи обсуждают новый поворот в карьере министра. По некоторым данным, именно Левитин может сменить Бориса Громова на посту губернатора Подмосковья. Правда, даже у лояльных к министру экспертов возникают сомнения относительно готовности федерального центра отдать столь важный регион.


Подготовка к выборам главы государства всегда начинается с масштабных чисток в ключевых министерствах и ведомствах. А потому, не дожидаясь прогнозируемых оргвыводов, уже сейчас целый ряд высших федеральных чиновников спешно готовит себе запасные аэродромы. Дальше всех в решении проблемы предвыборного трудоустройства продвинулся глава Минтранса РФ Игорь Левитин. Вектор своей будущей карьеры он, похоже, обозначил еще прошлой осенью, когда было принято решение о создании Координационного совета по развитию транспортной системы Москвы и Московской области. Полномочия нынешнего губернатора Подмосковья заканчиваются в мае 2012 года. И если они не будут продлены, “отступление за МКАД” министра, столь бурно участвующего в урегулировании хозяйственных проблем Московской области, представляется делом вполне возможным.
Как отнеслись к этому предположению в самом Минтрансе, пока неизвестно. Если инициатива перевода Игоря Левитина в разряд “регионалов” будет исходить от Администрации президента, то такие инициативы в чиновничьей среде обсуждать не принято. Зато жители Московской области встретили новость о вероятном назначении Левитина без восторга. Но прежде всего против Левитина ополчились экологи. Как считает лидер защитников подмосковных лесов Евгения Чирикова, процесс “освоения” области министр начал задолго до нынешних карьерных неурядиц, сославшись на доклад международной неправительственной организации “Transparency International”, в котором говорится о том, что “за строительством
коммерческой автострады Москва - Петербург может скрываться интерес министра транспорта Левитина”. По данным экологов, Минтранс имело отношение к финансовым операциям вокруг проекта строительства трассы Москва - Санкт-Петербург. На сайте движения “Экооборона” наглядно представлена схема использования бюджетных средств при непосредственном участии ведомства Игоря Левитина.
Президент Института национальной стратегии Станислав БЕЛКОВСКИЙ также считает, что с возможным приходом Левитина на губернаторский пост никакого прорыва в транспортной сфере Подмосковья ждать не следует. “На посту министра транспорта Левитин не проявил себя как кардинальный и успешный реформатор транспортной сферы”, - полагает эксперт. Тем временем, как отмечают некоторые коллеги Белковского, эти соображения вряд ли можно считать определяющими.
Конечно, власть смогла бы пожертвовать министром с такой неоднозначной репутацией. Только за прошлый год, по подсчетам экспертов, его имя было связано с более чем 25 резонансными скандалами, включая транспортный коллапс на Ленинградке, инцидентом с “танцующим мостом” в Волгограде, митингами моряков на Дальнем Востоке, скандалом вокруг строительства трассы через Химкинский лес, предновогодними проблемами в столичных аэропортах.
Но до недавнего времени вариант показательной отставки Левитина в рамках предвыборной кампании борьбы с неэффективными министрами представляется маловероятным. Глава Минтранса пользуется расположением влиятельных федеральных финансово-промышленных групп, которые реализуют в Московской области серьезные, но спорные проекты. В частности, по данным “Эха Москвы” со ссылкой на Евгению Чирикову, “Компания “Н-Транс”, которая будет строить трассу Москва - Петербург, это компания, в которой до назначения министром работал Игорь Левитин. Раньше фирма называлась “Северстальтранс”. Именно по этой причине 15 марта экологи пикетировали здание Министерства транспорта России с требованием отставки главы ведомства.
Сегодня аппаратные позиции министра заметно ослабли. А потому претензии по качеству и объему строительства дорог, по уровню безопасности объектов транспортной инфраструктуры зазвучали на самом высоком уровне. Как отмечают некоторые аналитики, Игорь Левитин сейчас находится именно в той стадии чиновничьего созревания, когда его удобнее всего сорвать с насиженной ветки. Еще полгода назад отставка министра привела бы к сходу настоящей лавины компромата на федеральный центр, как в случае с бывшим первым вице-премьером Михаилом Полтораниным, который в ноябре 2010 года разразился мемуарами “Власть в тротиловом эквиваленте”. К чему это может привести, можно понять на примере бывшего главы Минатома Евгения Адамова, который в свое время был арестован по обвинению в хищении около 10 млн долларов, предназначенных для усиления безопасности российских атомных объектов.
Может быть, при таких обстоятельствах лучшим вариантом будет отправиться в почетную “ссылку”, повторив, например, путь экс-главы Минздравсоцразвития РФ, ныне посла на Украине Михаила Зурабова? К тому же в России есть такие регионы, как Восточная Сибирь, Камчатка и Магадан, где можно в полной мере задействовать полученные навыки организации работ, к примеру, в сфере дорожного строительства. Правда, будут ли рады жители такому гостю? Ведь назначение столь непопулярного чиновника губернатором региона может серьезно повлиять на ход предвыборной кампании в Госдуму и на пост главы государства.

Московский Комсомолец № 25600 от 25 марта 2011 г.
http://www.mk.ru/daily/newspaper/article/2011/03/24/575586-ministru-ischut-zapasnoy-aerodrom.html

Министерство транспортной неосведомленности
Попытки избежать очередного авиаколлапса, похоже, сводятся к борьбе за управленческий контроль
Министерство транспорта РФ, как известно, нередко подвергается критике. Это, естественно, другое дело, что повод к этой критике подчас дают сами чиновники. Как делами, так и своими заявлениями. Касается это и министра транспорта Игоря Левитина. Похоже, министр слишком буквально воспринимает лозунг «Больше дела, меньше слов». А потому всякий раз, затевая очередной проект, ставит общество перед крайне сомнительными фактами вроде проблемы с вырубкой леса вдоль будущей трассы Москва - Санкт-Петербург и строительства платных автодорог. Правда, когда Игорь Левитин все же пускается в объяснения, репутация вверенного его попечению ведомства все равно несет сокрушительные потери.
Похоже, что до сих пор от серьезной кадровой ревизии транспортное ведомство спасал талант министра Игоря Левитина, опытного и осторожного аппаратчика. В отличие от многих коллег в критических ситуациях глава Минтранса никогда не опускался до жалких оправданий, всегда переходя в атаку. Правда, по мере развала транспортной отрасли информационная политика Левитина стала вредить имиджу всего министерства. Так, выступая с докладом О ПРИЧИНАХ ПРЕДНОВОГОДНЕГО, ВЫЗВАННОГО ЛЕДЯНЫМ ДОЖДЕМ АВИАЦИОННОГО КОЛЛАПСА В АЭРОПОРТУ «ДОМОДЕДОВО», Игорь Левитин проявил ПОРАЗИТЕЛЬНУЮ НЕОСВЕДОМЛЕННОСТЬ О ДЕЙСТВУЮЩИХ В СТРАНЕ ЗАКОНАХ, НОРМАХ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЯХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ. Понятно, что любой неподготовленный человек мог легко запутаться в данных о количестве задействованных в обеспечении работы аэродромных дизель-генераторных установок (ДГУ). Но и другие претензии к аэропорту, озвученные министром, настолько путаны, что требуют подробного разбора.
Сомнения у специалистов вызвало буквально первое же утверждение министра, заявившего, что «…в зарубежных странах электроснабжение к таким объектам подводится под землей, что позволяет избежать подобных ситуаций и минимизировать возможность террористических актов». Дело в том, что именно к такому - подземному - типу коммуникаций относятся все кабельные линии электроснабжения от двух питающих подстанций ОАО «МОЭСК» к аэропорту «Домодедово». Да и гневное заявление Игоря Левитина относительно того, что «…в аэропорту «Домодедово» не было предусмотрено автономных резервных источников электроснабжения объектов», объяснить трудно. Объекты аэропорта «Домодедово», как гласит пресс-релиз компании, полностью соответствуют действующим нормам по электроснабжению по той простой причине, что отраслевые документы не предусматривают необходимости автономных резервных источников тока. Тем не менее ряд систем аэровокзала - водоснабжение, канализация, система контроля доступа - оборудован аварийными дизель-генераторами. Требования по потребителям 1-й, 2-й и 3-й категорий надежности энергоснабжения соблюдены в соответствии с «Временными нормами технологического проектирования аэровокзалов и аэропортов» (ВНТП 3-81). Имеется заключение Главгосэкспертизы № 303-07/ГГЭ-4648/05 от 27.04.07.
Возможно, Игорь Левитин огорчен несовершенством упомянутых нормативных документов. Но это, надо полагать, прямой результат бездействия его подчиненных. Специалисты Минтранса обязаны были провести упреждающий анализ возможных экстремальных ситуаций на стратегических объектах - ледяной дождь, камнепад, цунами… И прописать в нормативных актах создание многоуровневой аварийной системы энергоснабжения и жизнеобеспечения или хотя бы просто поинтересоваться состоянием ключевых транспортных узлов и коммуникаций. Благо поводов для этого хватало с избытком. К примеру, жители Туапсе годами сообщали о признаках оползневого процесса на шоссе в Сочи. Однако в итоге дорога рухнула и заблокировала подвоз стройматериалов к олимпийским объектам. Минтранс лишь добросовестно зафиксировал масштабы ЧП.
Некоторые утверждения главы Минтранса и вовсе можно отнести к разряду анекдотичных. К примеру, Игорь Левитин посетовал, что администрация аэропорта «Домодедово» не смогла «объективно оценить обстановку и своевременно объявить чрезвычайную ситуацию», и добавил, что аэропорт обязан был закрыть пассажирский терминал и эвакуировать пассажиров. Между тем, согласно статье 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», информирование населения о ЧС находится в компетенции органов государственной власти и местного самоуправления. А принудительная эвакуация людей допускается лишь в случаях, прямо предусмотренных законом: при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Причем строго по решению соответствующего должностного лица органа пожарной безопасности (статья 22 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»), или органа государственной власти субъектов Российской Федерации, или органов местного самоуправления (статья 11 ФЗ о ЧС). В любом другом случае выдворение пассажиров может быть квалифицировано как самоуправство. Справедливости ради надо заметить, что администрация аэропорта «Домодедово» 26 декабря 2010 года вовремя оповестила о ЧС все ведомственные организации: Главный центр, Центральную диспетчерскую службу, Московский зональный центр УВД, МЧС России по Московской области. Население проинформировали через новостные интернет-агентства.
В завершение доклада Игорь Левитин рекомендовал администрации аэропорта «Домодедово» «принять меры к обеспечению достаточного количества турникетов при въезде на площади у аэровокзальных комплексов и выезде с них, надлежащей организации движения автотранспорта и посадки, высадки пассажиров». Но министра, похоже, до сих пор не просветили, что в «Домодедово» завершена замена оборудования автоматизированной парковочной системы (АПС). Современная АПС «Абакус 12.0» имеет пропускную способность от четырех до шести машин в минуту. Таким образом, 11 въездов на привокзальную площадь аэропорта обеспечат пропускную способность до 3600 машин в час. А это гарантирует беспрепятственный проезд транспорта в часы пиковых нагрузок.
Пожалуй, впору задуматься о возможных конспирологических объяснениях. Правда, не верится, чтобы Игорь Левитин сознательно поставил под сомнение свою профессиональную репутацию. Другое дело, что глава транспортного ведомства, как отмечают СМИ, традиционно отстаивает интересы аэропорта «Шереметьево» и лоббирует идею создания единого центра управления аэропортами. «Домодедово» - прямой конкурент бывших «главных ворот страны», руководство которого без восторга восприняло идею объединения, давно испытывает давление со стороны министерства. Понятно, что предновогодний природный катаклизм, фактически остановивший работу крупнейшего аэропорта страны, дает министру повод для попытки раз и навсегда «консолидировать» столичные аэропорты в единую полугосударственную структуру и даже, возможно, назначить «своего человека».
Однако стоит напомнить, что после авиаколлапса руководством страны были даны поручения разобраться в его причинах и предложить реальные инициативы по исправлению ситуации. Но на деле ЭТО ВНОВЬ ВЫРАЖАЕТСЯ В БОРЬБЕ ЗА УСТАНОВЛЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ, ЧТО ВЕДЕТ СООТВЕТСТВЕННО К ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЮ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ. ГДЕ ЖЕ РЕАЛЬНЫЕ, ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И МЕРЫ? Почему Минтранс и его глава, который руководит ведомством вот уже 7 лет, не озаботились этим раньше? Увы, разного рода транспортные проблемы в стране не редкость. И всегда после распоряжений «сверху» Минтранс «берет под козырек». Вот только реальных улучшений почему-то не заметно.

"Независимая газета" от 14.03.201
http://www.ng.ru/economics/2011-03-14/4_mintrans.html
Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.

губернатор, авария, министр, аэропорт, транспорт, Подмосковье, Минтранс

Previous post Next post
Up