Благодаря
valery_d я нашел очень интересные ссылки с очень обширным списком
low cost'ов и
обычных авиакомпаний. В ближайшее время вынесу европейские компании
сюда в отдельный пост.
А пока вольный перевод статьи
"Low-cost carrier" из Wikipedia, the free encyclopedia:
Лоукост авиаперевозчики (дешевые авиакомпании)
Лоукост-перевозчики, также известные как дискаунтеры - это авиакомпании, которые обычно предлагают низкие тарифы на перелеты, но исключают многие привычные для пассажиров сервисы. Эта идея родилась в США перед ее распространением в начале 90-х годов прошлого века в Европе, а затем и по всему миру. Этим термином, возникшим в индустрии авиаперевозок, называли авиакомпании с более низкими эксплуатационными расходами, чем у их конкурентов. А благодаря СМИ с тех пор так стали называть любых авиаперевозчиков с низкой стоимостью билетов и ограниченным набором сервисов, не взирая на их эксплуатационные расходы.
Отличительными признаками бизнес-модели лоукост-перевозчиков являются:
- один класс обслуживания пассажиров.
- один тип воздушных судов (обычно Airbus A320 или Boeing 737), что снижает стоимость их обслуживания и расходы на обучение персонала.
- простая тарифная сетка, такая как, например, установление стоимости билета в один конец равной половине стоимости полета туда-обратно (обычно тарифы увеличиваются по мере уровня заполнения самолета, что стимулирует раннее бронирование).
- отсутствие резервирования посадочных мест, что заставляет пассажиров осуществлять посадку раньше и быстрее.
- полеты осуществляются в более дешевые и менее загруженные неосновные аэропорты и совершаются рано утром или поздно вечером во избежание задержек. Также это позволяет сократить выплаты наземным службам.
- короткие перелеты и быстрый оборот самолета во времени (это позволяет использовать воздушные суда в максимальной мере).
- простые маршруты, большое внимание уделяется перевозкам именно поездкам из конца в конец вместо использования пересадок в хабах (это опять же увеливает загруженность самолетов и снижает вероятность задержки пассажиров и потери их багажа на стыковочных рейсах).
- основной акцент делается на прямую продажу билетов через интернет (позволяет избежать дополнительных выплат турагентам и системам продажи билетов).
- максимально используются электронные билеты и безбилетные поездки.
- сотрудники авиакомпаний выполняют обязаности сразу нескольких служащих, так, например, стюарды, помимо обслуживания на борту, также производят уборку салона и организуют посадку (это позволяет сократить затраты на персонал).
- отсутствуют бесплатное питание в полете и другие сервисы (вроде ТВ, одеял и т.п.), они предоставляются по запросу и дополнительно оплачиваются (это служит опять же дополнительным источником дохода для авиакомпании).
- агресивная политика топливного хеджирования.
- отделение цены на дополнительные вспомогательные расходы (выделение аэропортовых сборов и пошлин в отдельную строку, которая не фигурирует в рекламных тарифах), чтобы позволяет показывать в рекламе более низкие цены.
Не все лоукост-перевозчики соответсвуют на практике всем из вышеперечисленных признаков (например, некоторые стараются отличиться тем, что позволяют распределять посадочные места, другие используют более, чем один тип воздушных судов, а третьи имеют относительно высокие эксплуатационные расходы, но при этом тоже держат низкие тарифы). В тоже время эти признаки являются основными характерными чертами, большинство из которых относятся к любому лоукост-перевозчику.