451°F

Dec 29, 2013 00:39

Честно говоря - прочитала чужие рецензии, возникло желание покинуть сообщество без объяснения причин.
Люди, ну если вам сюжет нужен - ну читайте Лукьяненко и радуйтесь. Зачем вы взялись мучить Брэдбери? Там и не должно быть "закрученного" сюжета - закон жанра. Скучно - бросайте, берите книгу, которая вам "по зубам" и не пишите глупостей с умным видом.

Роман этот литературоведы совершенно справедливо считают лучшим у Брэдбери. Это не просто пророчество. Если так, то Брэдбери ничем не выделяется среди других пророков. Их много было с "Анерофильмом", "Дверью в лето", "Возвращением со звезд" и даже с "Хищные вещи века" - если на то пошло. И все они, так или иначе довольно хорошо предсказали то, что с нами сейчас происходит.
Но Брэдбери уникален. Его роман - это не просто набор неких реалий, ставших символами. Брэдбери написал роман о человеческой душе. И о том, как выгодно многим жить без души. Я приведу только пару примеров.
- В разговоре с Клариссой Гай начинает доказывать, что он влюблен. Но в кого он влюблен - придумать не может. Почему-то ему и в голову не приходит, что можно любить жену, например. В этом отрезке Гай и Кларисса говорят о совершенно разных вещах. Кларисса пытается достучатся до человека, а Гай с удивлением обнаруживает, что человек, кажется, давно в коме, и не может с ней разговаривать. Кларисса погибает, Гай об этом узнает, но для него она была неким фантомом. Кларисса не вписывается в привычную Гаю реальность, поэтому он ее как бы "выносит за скобки" - как сон.
- Милдред делает попытку отравиться снотворным. Приезжает машина скорой помощи, и ей заменяют всю кровь. С этой минуты она уже не человек. Брэдбери ясно на это намекает. Внешне она не изменилось, но в ней уже нет ничего живого. Существующая реальность ее вполне устраивает, не устраивает один Гай, который сам теперь как-то тревожит, портит безоблачное существование. Кстати, сильный образ - четыре телевизионные стены. Милдред желает полностью уйти в мир иллюзий, отгородиться от всего.
- Ну и короткий эпизод с рекламой зубной пасты. Как помните, Гая в какой-то момент начинают раздражать постоянные разговоры о вещах. Вокруг него - идеальное общество потребления. Люди полностью сосредоточены на быте и комфортности. И вот Гая как бы пытаются вовлечь назад в это благополучие. Это очень и очень просто - перестать думать и вести полуживотное существование. Целый поезд пытается его убедить, что жизнь прекрасна, и что он сам себе враг. А он пытается отбиться от такого благополучия стихом из библии.
Книги Брэдбери вообще полны мистицизма и трудно расшифровываемых символов. Но в этом романе ему удалось максимально ёмко, самыми скупыми и точными приёмами изобразить самое больное. Он без промаха бьёт точно в цель. Я бы "451°F" сравнила с совершенно другими книгами, не "пророческими". Но это долго, так что тут, пожалуй, и закруглюсь, и так медаль тому, кто до конца дочитал.

Брэдбери, книги, #книги

Previous post Next post
Up