Для меня это было второе прочтение романа. Первое случилось почти 30 лет назад, в 1988 году, когда маме кто-то дал буквально "на пару ночей" четыре книжки "Нового мира" с романом. Тогда прочитала взахлеб, залпом, на одном дыхании. Тогда это был для меня совершенно другой взгляд на нашу историю ХХ века, как выше сказали - без пламенной поддержки коммунистической идеи. Меня, воспитанную в соответствующей идее, это тогда потрясло; оказывается, об одних и тех же событиях можно рассказывать по-разному. И эта другая точка зрения тоже вполне имеет право на существование. И вообще, никакой откровенно антисоветчины в романе нет. Вот такие впечатления были у меня, десятиклассницы. А сейчас прочитала и как-то ничего не отозвалось в душе. Поэтому получился такой "отзыв из прошлого".
Тридцать лет назад роман был для нас откровением. Как Вы правильно сказали, может быть и такой взгляд на как бы хорошо известные события. Сейчас на нас вылит такой ушат разных взглядов, что роман Пастернака откровением быть перестал. Но все-таки в нем остается его главное достоинство, которое Довлатов назвал "сочувствие к общему ходу жизни". Именно оно делает литературу классикой.
Я прочла позже, поэтому как-то на такой аспект и не обратила внимание. Я для себя вынесла две вещи: написано талантливо, но главный герой мне неприятен. И перечитывать не хочется.
Reply
Но все-таки в нем остается его главное достоинство, которое Довлатов назвал "сочувствие к общему ходу жизни". Именно оно делает литературу классикой.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment