История одной картины - "Парижское кафе" Ильи Репина

Aug 12, 2019 10:43



Илья Ефимович Репин - Парижское кафе - 1875

Илья Ефимович Репин (1844, Чугуев, Российская империя - 1930, Куоккала, Финляндия) - русский живописец, педагог, профессор, действительный член Императорской Академии художеств. Одна из ключевых фигур русского реализма.





Илья Ефимович Репин - Автопортрет

В 1871 году при окончании Петербургской Академии художеств за полотно "Воскрешение дочери Иаира" Репин был награжден Большой золотой медалью Академии, получил звание первоклассного художника и право на шестилетнее обучение в Италии и Франции. И в качестве пенсионера от Академии он через два года с семьей отправляется в поездку, конечным пунктом которой будет Париж.



Илья Ефимович Репин - Воскрешение дочери Иаира

Оказавшись в этом вожделенном городе, Репин был немного разочарован, не очень то увлекла старинная живопись русского художника, а вот новомодные течения в искусстве в полной мере его заинтересовали. И именно в Париже он путем экспериментов выработал индивидуальный творческий подход и свой почерк.

В качестве такого эксперимента и была картина "Парижское кафе", написанная в 1875 году, кардинально отличающаяся от предыдущих работ мастера и, которую живописец вопреки всем правилам Императорской Академии выставил весной того же года в парижском Салоне под названием "Кафе на бульваре" (Le Cafе du Boulevard). В те времена русским художникам, выехавшим от Академии художеств за границу, участие в Салонах категорически запрещалось.

Появление же написанного в буржуазном духе "Парижского кафе" вызвало грандиозный скандал среди прогрессивной общественности России. Этот поступок живописца вызвал бурю критики и со стороны русских корифеев от искусства в сторону "несознательного" молодого автора, отошедшего от русской тематики и в сторону самого произведения. Художника обвинили в отсутствии национальной темы, так как все в России видели в нем исконно русского живописца, способного ярко отразить народный дух и его страдание: на тот момент еще свежа была память о его "Бурлаках на Волге"(1870-1873). А о сюжете самого полотна "Парижское кафе" и говорить было нечего: мастер изобразил либерально-раскрепощенное парижское общество, чуждое отечественному обывателю.

На самом же деле Илья Репин первым из русских художников, взял на себя смелость кинуть вызов самим европейским живописцам новомодных течений. Так, картина "Парижское кафе" была создана ранее нежели полотна французских мастеров Ренуара и Мане, с изображением групповых портретов отдыхающих парижан в кафе или барах, которые впоследствии стали классикой импрессионизма.

С небывалым рвением художник работал над этим полотном, размеры которого составили 1,7 метра в высоту и 2,7 - в ширину. Но первоначально художник создал множество этюдов, написанных с натуры. При этом на натурщиков Илья Ефремович денег не жалел и ему очень часто приходилось приостанавливать работу из-за нехватки средств даже на еду.



Илья Ефимович Репин - Парижское кафе (фрагмент)

Композиция картины построена как мизансцена, где на первом плане изображена "красавица с соболиными бровями и вызывающе гордым видом", являющаяся центром полотна, вокруг которой развивается сюжет. На тщательно проработанном первом плане видим множество персонажей, занятых кто беседой, кто чтением. Но большая часть героев, как первого так и второго планов, обратила свой взор на фигуру пришедшей в кафе без сопровождения дамы.



Этюды главной героини

Как известно из источников, Репин свое произведение неоднократно переделывал. Больше всего изменениям подверглась главная героиня полотна - дама с зонтиком, которая то вальяжно сидела на стуле, то робко стояла опираясь на тот же стул, как бы оглядываясь по сторонам.



Слева - "Парижское кафе" (фрагмент)
Справа - Анна Мари Луиза Дамьен (1849-1911) - фото из журнала

Но к моменту выставки в Салоне, автор все же даму усадил на стул и изобразил "ее дерзкой и красивой, гордой, знающей себе цену - этакая типичная парижская женщина легкого поведения".
Живописцу для этого образа позировала довольно знаменитая по тем временам звезда Парижа - певица, шансоньетка, примадонна парижского театра "Буфф-Паризьен" Анна Жюдик (Анна Мари Луиза Дамьен).



Анна Мари Луиза Дамьен (1849-1911)

К слову, именно Анна Жюдик стояла у истоков французского шансона и от нее пошел новый жанр театрализованной эстрадной песни. Звезда Парижа побывала на гастролях во многих странах, в том числе и в России и имела очень много поклонников. Видимо поэтому выбор влюбчивого Ильи Репина пал на эту даму.



Слева - Жан-Леон Жером
Справа - "Парижское кафе" (фрагмент)

Это полотно "передает блестящую, волнующую атмосферу городской жизни, которая напоминает театр, где все зрители и все актеры", работая над созданием которого художник тщательнейшим образом выбирал натурщиков. Среди них оказались знаменитости парижской богемы: критик, художник, романист, актриса. Так, мужчина в черном костюме и цилиндре, написанный в центральной части полотна - именитый французский художник Жан-Леон Жером.



Слева - "Парижское кафе" (фрагмент)
Справа - Катюль Мендес - французский поэт

По соседству за столиком видим посетителя кафе с сигарой. Это Катюль Мендес - известный французский поэт, романист, переводчик. Знаменит был тем, что все переводы стихотворений Пушкина, Лермонтова, Тютчева переведены на французский именно им.



Слева - Эдуард Мане - "Кружка хорошего пива" (1873) - Портрет Эмиля Бело
Справа - "Парижское кафе" (фрагмент) - Эмиль Бело

У самого края полотна справа Репин усадил захмелевшего господина с бокалом пива, прототипом которого послужил профессиональный натурщик и художник Эмиль Бело. Он же на год раньше позировал скандально известному импрессионисту Эдуарду Мане. "Кружка хорошего пива" принесла большой успех автору.



"Парижское кафе" - Англичанин и парижанин - (фрагмент)

Примечательны двое мужчин, выходящих из кафе, у которых разная реакция на происходящее: один - коренной парижанин, не удивляющийся никому и ничему, а вот второй, по всей видимости - чопорный англичанин, пристально рассматривающий даму через пенсне, не веря своим глазам.



"Парижское кафе" - Мужчина, читающий газету - (фрагмент)

А вот кто был избран в качестве натурщика для фигуры мужчины, невозмутимо читающего прессу, до сих пор исследователям творчества Репина не известно.



Этюды к полотну "Парижское кафе"

Всего к "Парижскому кафе" Репин написал двенадцать этюдов, лишь пять из которых хранятся в России. Полотно писалось около года, так как художнику приходилось делать длительные перерывы, связанные с отсутствием денег даже на жизнь.



Этюд к полотну "Парижское кафе"

На главной выставке парижского Салона в 1875 году эта картина в буквальном смысле затерялось среди пяти тысяч других таких же, так как у русского художника не было нужных связей, позволивших выставить работу на более выгодное место. Оно висело так высоко, что рассмотреть его было практически невозможным. Но по истечению трех дней "Парижским кафе" не на шутку был заинтересован один американец - вице-консул из США. Однако Илья Репин слишком высоко оценил свою работу и сделка сорвалась. Он решил: "... что за дешево он ее и в России продаст".

Свыше 40 лет эта картина пылилась в мастерской художника, пока в 1916 году не нашелся на нее покупатель - шведский коллекционер Монсон из Стокгольма, хороший знакомый и ценитель творчества Репина. С того времени полотно на арт-рынке в 2011 году появится впервые. А выставит его на продажу правнук того заядлого коллекционера "репинских" работ.



Международные аукционные торги дома Christie’s в Лондоне - 2011

2011 год стал знаковым для истории русской классической живописи. Впервые за практику мировых аукционов картина художника-классика вошла в топ-10 самых дорогостоящих русских классических произведений. На международных аукционных торгах дома Christie’s в Лондоне полотно Ильи Ефимовича Репина "Парижское кафе", побившее ценовой рекорд, было продано с молотка за 4 521 250 фунтов стерлингов (7 383 201 долларов).

История одной картины - "Парижское кафе" Ильи Репина

живопись, Россия, аукционы, художники, история

Previous post Next post
Up