Великий провокатор и комедиант - Художник Сальвадор Дали (часть 1)

Jun 05, 2023 12:25



"Дали Атомикус" (Нью-Йорк - 1948) - фотография Сальвадора Дали, авторство которой принадлежит Филиппу Халсману

image Click to view



Пасодобль "Испания"

Ничего особенного: 6 часов съёмок, 28 вёдер выплеснутой воды и 28 раз подброшенные кошки. Результат говорит сам за себя: сюрреалистическое фото самого знаменитого сюрреалиста, полуживые кошки и полумёртвые фотограф и его ассистенты. И, что характерно, никакого тебе фотошопа.)))



С А Л Ь В А Д О Р    Д А Л И


Сальвадор Дали (полное имя Сальвадор ДомЕнек Фелип Жасин Дали и ДомЕнек, маркиз де Пуболь (титул дарованный ему королём Хуаном Карлосом I), родился 11 мая 1904 в городе Фигерасе, провинция Жирона, - испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма. По национальности был каталонцем и всегда это подчёркивал.

Сальвадор Дали родился в зажиточной буржуазной семье и рос заласканным и избалованным ребёнком. С раннего детства у него была потребность во всеобщем неослабеваемом внимании, ради которого он совершал дикие и неразумные поступки. Судя по всему, его можно отнести к так называемым истерически-демонстративным личностям, что в большей или в меньшей степени встречается у многих представителей артистического цеха.
Сальвадор рано стал рисовать но, несмотря на свою изнеженность, отличался огромной трудоспособностью - рисовал целыми днями напролёт.

В 1921 году поступает в художественную Академию Сан-Фернандо.

В 1922 году знакомится с Луисом Бунюэлем (впоследствии известный испанский кинорежиссёр, крупнейший представитель сюрреализма в кино) и Федерико Гарсией Лоркой (в 1920-30-х годах культовый испанский поэт и драматург), что сыграло значительную роль в становлении Дали как личности и как художника. В эти годы Дали экспериментирует с новыми направлениями в искусстве - с методами кубизма и дадаизма.

В 1926 году Дали был изгнан из академии за нежелание сдавать экзамены, мотивируя это тем, что знает об искусстве больше всех преподавателей. Сальвадор уезжает в Париж, где знакомится со своим кумиром Пабло Пикассо.

В 1929 году Дали примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном. В этом же году он встречает женщину всей своей жизни, ставшую ему любовницей, женой, матерью и, главное, музой - ГалА (Елену Дмитриевну Дьяконову). С этого времени начинается период восхождения Дали к мировой известности и небывалому прежде для художника богатству.

В 1936 году, после прихода к власти в Испании каудильо Франко, Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали в свойственной ему манере заявляет: "Сюрреализм - это я".

С 1940 по 1948 годы Дали с ГалА живёт в Америке, где ему сопутствует грандиозный коммерческий успех.


В 1948 году возвращается в Испанию и живёт в родной Каталонии до конца своей жизни с редкими выездами за границу. В эти годы, помимо рисования картин, он снимает сюрреалистические короткометражные фильмы, увлекается сюрреалистической фотографией.
Как и в прежние годы шокирует публику эксцентричными выходками, вроде появления на улицах Парижа с муравьедом на золотой цепочке.

С возрастом отношения между Дали и его женой меняются не в лучшую сторону, тем не менее её смерть в 1982 году повергает уже тяжело больного Сальвадора Дали в тяжелейшую депрессию.

В 1984 году Дали сильно обгорел во время пожара, случившегося в его замке.

23 января 1989 года Сальвадор Дали умер от сердечного приступа. Тело Дали замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в Фигерасе, ибо сам художник завещал похоронить его так, чтобы по его могиле могли ходить люди.

Перу Сальвадора Дали принадлежат книги: "Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим" (1942), "Дневник одного гения" (1952-1963), "Параноидально-критическая революция" (1927-1933) и эссе "Трагический миф Анжелюса Милле".

Сальвадор Дали - это имя нарицательное, это маска, которую художник носил всю жизнь, это торговая марка, за которыми скрывался не вполне психически здоровый, хотя отнюдь не сумасшедший, закомплексованный и очень ранимый человек и художник.






Такой многоликий Дали



Пасодобль




         
        
        
        
        
        
        
        
        

...и его неизменная ГалА



Музыка фламенко







Андалузский пёс - фильм Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали (1929)

Детям, беременным женщинам и просто слабонервным смотреть не рекомендуется.
Хичкок в страхе забился в угол - это фильм ужасов! И не говорите, что вас не предупреждали.)))

image Click to view



Сон из фильма "Завороженный"

После того, как Хичкок оправился от испуга, он предложил Сальвадору Дали нарисовать декорации к сцене сна для фильма "Завороженный", который он в это время снимал.



Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе официально был открыт 28 сентября 1974 года. Центр музейного комплекса составляет здание старого городского театра, где в 1918 году в возрасте 14 лет Дали впервые выставил свои работы на коллективной выставке.

В музее находится самая крупная и разнообразная коллекция произведений знаменитого сюрреалиста, основу которой составляет его собственная коллекция.

Именно в этом музее покоится забальзамированное тело Сальвадора Дали под ногами у многочисленных посетителей.



image Click to view



Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе





В 2004 году в честь столетия Сальвадора Дали Испанский королевский монетный двор при участии организации "Гала - Сальвадор Дали" выпустил сувенирный набор монет в рамках памятной серии "Художники Испании". Первый выпуск монет из этого набора состоит из четырех серебряных и одной золотой монеты.

Три серебряные монеты имеют достоинство 10 евро, их номинал - 8 реалов, номинальный вес - 27 грамм.
Одна серебряная монета имеет достоинство 50 евро, номинал - 5 сентимо, номинальный вес - 168,75 грамм. В центральной части этой монеты находится позолоченная свободно вынимаемая вставка.

Золотая монета имеет достоинство 400 евро, её номинал 8 эскудо, номинальный вес - 27 грамм. Диаметр монеты - 38 мм.

На аверсе золотой монеты достоинством в 400 евро отчеканен портрет Дали, на реверсе - фрагмент одной из самых известных его ранних работ "Девушка у окна" (1925), моделью для которой была младшая сестра художника, Анна Мария. Тираж монеты - 5 000 экземпляров.


                   

Не только Сальвадор Дали, но и Гала была удостоена чести быть изображённой на коллекционной золотой монете достоинством 400 евро из второго выпуска коллекционных монет, посвящённых Сальдору Дали и его работам.
Вес этой монеты, так же, как и у монеты с изображением самого Дали, 27 грамм. А вот тираж ещё меньший - всего 3000 экземпляров.
На аверсе монеты известная работа Дали "Галарина", на реверсе - "Тристан и Изольда".


                   

Д А Л И    -    х у д о ж н и к

image Click to view



Вангелис (Эвангелос Одиссей Папатанассиу) - музыка к кинофильму "1492: Завоевание рая"


В комментариях к моему сюжету о композиторе Хачатуряне, помещённому в сообщество "Искусство", один "любитель искусства" как он сам себя назвал, упрекнул меня в том, что я не высказываю своего собственного мнения об искусстве, в данном случае о музыке Хачатуряна. Я же ему сообщила, что, в отличие от искусствоведов, не считаю возможным опрокидывать на головы читателей свои комплексы в виде так называемого собственного мнения. Ибо категорически считаю, что моё или чьё бы то ни было ещё мнение о музыке, живописи, поэзии, театре, кино никакого значения не имеют. По той простой причине, что восприятие любого произведения искусства у всех людей разное и зависит это от многих причин. Речь идёт о художественной стороне работ, а не о их содержательной части, если это касается поэзии, литературы, драматургических произведений и киносценариев. Содержательную же часть оценивать и можно, и должно с точки зрения исторической достоверности и общепринятых моральных норм, но, безусловно, без фанатизма.)))
Восприятие произведений искусства, в первую очередь, зависит от особенностей характера человека, от его эмоциональности, а музыку, живопись и поэзию мы воспринимаем в основном эмоционально, а не рационально. Зависит от того, какой канал восприятия информации извне у человека лучше развит: слуховой или визуальный. Зависит от врождённого эстетического чувства, которое, безусловно, можно развить в отдельных случаях, если очень для этого постараться, а можно и не развить, как ни старайся. Поэтому мне хочется просто обратить внимание тех, кто искусством интересуется, на то, что интересно лично мне и поделиться известной мне информацией с другими. А выводы каждый должен делать для себя сам. И ничего плохого в том, что кому-то какое-то произведение искусства может нравиться, а кому-то не нравиться, нет.

Американский математик и философ Альфред Норт Уайтхед, один из крупнейших исследователей сознания человека, говорил: "... та красота, которую мы открываем в природе, в гораздо большей степени является следствием и продуктом особенностей нашего восприятия, нежели следствием особенностей объекта как такового. Природа - это скучная штука, в ней нет ни звуков, ни запахов, ни цветов; в ней есть просто кружение материи, бесконечное и бессмысленное".

В данном случае, коль скоро речь идёт о Сальвадоре Дали, непреложным фактом есть то, что он - самый знаменитый и самый успешный художник XX века. Хорошо это или плохо, озираясь на необычность и непривычность его манеры рисовать и сюжетов его картин? И ни то, и ни другое. Это просто данность, то есть упомянутый уже факт. А факты, как известно, вещь упрямая, потому и спорить с ними бесполезно.

Гениальный ли он художник? Можно сказать и так, ибо именно личную манеру рисовать (писать стихи, музыку) и строить сюжеты своих произведений, способность к творению новых форм, основанных на врождённых способностях, недоступных другим людям, обычно и называют гениальностью.
Хороший ли он художник? Рисовальщик прекрасный и это видно по картинам, которые находятся в верхней движущейся строке. А всё остальное, как и говорилось выше, каждый решает для себя сам.


        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        

Картины 1921-1926 годов




        
        
        
        
        

От неокубизма к пресюрреализму - литературный и художественный каннибализм




        
        
        
        
        
        

Картины из цикла "Сюрреализм - это я"

"Красота будет конвульсивной, или ее не будет" - сказал Андре Бретон, основоположник сюрреализма, течения в искусстве, ставившего своей задачей постижение истинных глубин художественного творчества посредством проникновения в мир снов и бессознательного.




        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        

Неиссякаемый источник вдохновения Дали - Гала




        
        
        

Картины 1940-1950 годов




        
        
        
        
        
        
        
        
        
        

Картины 1962-1983 годов




        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        

Карты Таро, выполненные по рисункам Дали

В 1937-ом году Сальвадор Дали посетил Италию, где ходил по музеям. Работы старых мастеров произвели на него большое впечатление, что ощущается в его последующих работах. И в представленных здесь картах Таро тоже.



На мой взгляд, в рисунке карт Таро, выполненного Дали, в глаза бросаются заимствования или, если хотите, аналогии с известными картинами знаменитых художников. В случае с картой "The star" (Звезда) просматривается явная аналогия с картиной "Источник" Жана Огюста Доменика Энгра.



В рисунке карты "Justice" (Справедливость - её прообраз Фемида со всеми своими атрибутами) лично мне напрашивается сравнение с одной из бесчисленных Ев Лукаса Кранаха старшего из многократно рисованного им сюжета "Адам и Ева". Только вместо яблока, которое правой рукой кокетливо протягивает Адаму Ева, Justice столь же кокетливо протягивает весы правосудия, в то время как в левой, вместо запасного яблока для бестолкового Адама, у этой дамочки карающий меч правосудия, на который она ещё и опирается.



Аналогии с картинами Лукаса Кранаха подтверждает карта "The world" (Мир) с тремя маленькими девичьими фигурками внизу, что само по себе уже является отклонением от традиционных изображений на этой карте (обычно рисунок на карте изображает женщину в вышине, в окружении звезд и пустоты) и одновременно навевает ассоциации с классическим сюжетом "Три грации". Здесь, несмотря на иное расположение фигур относительно друг друга, в сравнении с картиной Кранаха, бросается в глаза фигурка с ножкой, подогнутой точь в точь, как на полотне Лукаса Кранаха.
Вот хоть обыщитесь, но сколько существует картин и скульптур с этим сюжетом, причём не только у самого Кранаха, но такой подогнутой ножки нет больше ни у одной грации. Как, впрочем, ни на одной другой картине нет и грации, страдающей сколиозом (первая слева).)))










image Click to view



Мануэль де Фалья - "Танец огня" из балета "Колдовская любовь"

ВТОРАЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА





Сальвадор Дали, живопись, музей, Испания, музыка, художники

Previous post Next post
Up