На рубеже XIX-XX веков быстро менялся мир, изменялись вкусы, мнения, взгляды. На фоне исторических событий, определивших дальнейшую судьбу России, возникали новые творческие подходы. Появлялись художники, отражающие эти изменения и показывающие видимое через своё восприятие. В Смоленской картинной галерее этот период представлен произведениями многих выдающихся художников России - Коровина, Врубеля, Рериха, Грабаря, Бродского. Покажу некоторые работы, на мой взгляд, самые выразительные и тонкие.
Её имя называли в числе имён лучших русских художников тех лет. Члены объединения "Мир искусства" пригласили Якунчикову участвовать в выставках и в издаваемом ими журнале. Мария Якунчикова принадлежала к старинной московской купеческой семье. В 1885 году будущая художница поступила в Московское училище живописи и ваяния, но уже в 1889 году ушла из него из-за болезни. В том же году Якунчикова уехала во Францию и осталась там до конца своей недолгой жизни, лишь изредка приезжая в Россию. С 1895 года она исполняла декоративные панно в особой технике, совмещающей выжигание по дереву и масляную живопись. Скончалась Якунчикова в местечке Сен-Бужери под Женевой. Там, у наследников художницы, хранятся многие её произведения.
Мария Васильевна Якунчикова-Вебер (1870-1902). Булонский лес, 1896. Дерево, масло, выжигание
Свой неповторимый путь в искусстве был у Михаила Врубеля. Он представлен в галерее керамической скульптурной работой "Весна", навеянной оперой Н.А.Римского-Корсакова "Снегурочка". В облике сказочной Весны угадываются портретные черты жены художника Надежды Ивановны Забелы-Врубель. Произведение "Весна" существует в нескольких вариантах, разнящихся колоритом и особенностями поливы. Все они - плод эксперимента Михаила Врубеля, во второй половине 90-х годов XIX века увлекшегося майоликой. Смоленская весна - перламутровая.
Михаил Васильевич Врубель (1856-1910). Весна, вариант, 1897-1900
Картины Коровина, в которых художник добивался одного только красивого красочного пятна, естественно, должны были смутить многих. Этому способствовала еще и сама живопись Коровина, его техника письма: грубая и, как казалось многим, просто неумелая. Никто тогда не подозревал, что и живопись, и краски в этих картинах - высокого достоинства, что автор их - настоящий живописец, русский импрессионист.
Константин Алексеевич Коровин (1861-1930). Крым. Фруктовая лавка, 1911
По многогранности таланта, разнообразию и яркости его проявлений с Михаилом Врубелем и Константином Коровиным можно сравнить Александра Головина. Художник был увлечен тонкой разработкой колорита, дающего бесконечное количество оттенков. В портрете дамы видим вариации белого цвета, который не сливается в однообразное пятно, а имеет богатейшую палитру тонких цветовых переходов.
Александр Яковлевич Головин (1863-1930). Женщина в шляпе, 1911
Яркой фигурой на рубеже XIX-ХХ веков был Игорь Эммануилович Грабарь - художник, искусствовед, критик, реставратор, архитектор. Его называли последним из пленэристов России. Но, освоив лучшие достижения импрессионизма, он нашел свой художественный стиль в искусстве. Уголок усадьбы приобрел в его пейзаже совершенно новый облик, наполнившись задушевностью и теплотой.
Богатое живописное наследие Исаака Израилевича Бродского представлено двумя картинами. Бродский привлекает своим особым поэтическим мироощущением.Картина "У озера" относится к раннему периоду творчества Бродского, прошедшего первоклассную школу Ильи Репина. Осень у Бродского совершенно необычная, с атмосферой поэзии и изысканности.
Справа, внизу - Исаак Израилевич Бродский. У озера. Наверху - Грабарь Игорь Эммануилович (1875-1906). Уголок усадьбы, 1903
Исаак Бродский (1883-1939). Илюша, 1907
Николай Крымов - ученик Серова, близкий друг Коровина, пронес через долгую творческую жизнь традиции русского реалистического искусства, любовь к родной земле и высокое мастерство. Пейзажи художника привлекают тонкой задушевностью и глубокой поэтичностью в передаче красоты русской природы, необычайно светлым, радостным восприятием мира.
Николай Петрович Крымов (1884-1958). Розовая зима, 1912
Николай Петрович Крымов. Мостик
Работы Николая Константиновича Рериха в Смоленской галерее "Гнездо Преблагое" и "Помин о четырех королях" - пример размышлений художника о вопросах синтеза русского народного фольклора, христианства и восточных религий.
"Восходила туча сильная, грозная, выпадала книга Голубиная, и не малая, не великая. Длинны книга 40 сажень: поперечины 20 сажень. Ко той книге ко Божественной сходилися, съезжалися 40 царей со царевичем, 40 князей со князевичем, 40 попов, 40 дьяконов, много народу: людей мелких, христиан, православных. Никто так к книге не приступится, никто ко Божьей не пришатнется. Приходил ко книге премудрый царь Давид. До Божьей до книги он доступается, перед ним книга разгибается, всё Божественное писание ему объявляется. - Скажи, государь, проповедь нам. Кто сию книгу написывал, Голубиную кто напечатывал? Отвечал премудрый царь Давид: "Сам Иисус Христос, Иисус Христос, царь наш небесный".
Николай Константинович Рерих (1874-1947), Помин о четырех королях (книга Голубиная). 1911 г.
По мнению многих исследователей, работы "Гнездо преблагое" и "Помин о четырех королях" являются парными. Обе первоначально находились в собрании княгини Марии Клавдиевны Тенишевой и были написаны во время пребывания Н.К.Рериха в Смоленске. Картина "Гнездо преблагое" также имеет глубокий символический смысл. В центре композиции - Древо жизни, прочно стоящее на земле, где оно берет свое основание, а вершиной достигает космических высот, и венчает его гнездо с золотою птицей. Древо охраняют четыре женские фигуры - символы материнского, охранительного начала. Главная идея картины - это идея вечной жизни и пронизывающего ее божественного, духовного начала.
Николай Константинович Рерих. Гнездо преблагое - глазам утешение, 1912
Имя Рериха самым тесным образом связано со Смоленском и с художественным центром в Талашкине. Он много ездил по России, бывал в соборах, монастырях и написал целую серию архитектурных пейзажей, таких как "Псковский погост".
Николай Константинович Рерих. Псковский погост
Среди живописцев конца XIX века имя Николая Петровича Богданова-Бельского выделяется подлинной национальной самобытностью. Ему, смоленскому крестьянину, было суждено стать академиком живописи. Его работа "Дети на изгороди" наполнена любовью, светом и звенящей весной. В ее колорите очень много от поисков импрессионистов, но, прежде всего, звучит в ней особенная, чисто русская, национальная нота.
Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945). Дети на изгороди