На регистрации вдруг выясняется, что авиакомпания Varig, в которой я приобрел билет, больше не летает. Мой вариговский билет регистрируют на рейс авиакомпании GOL. Номер выхода опять меняется многократно, но вот наконец нас просят в самолет. В самолете мое место уже кем-то занято, и меня сажают в первый ряд (перед перегородкой), где абсолютно некуда девать ноги. В такой вот скрюченной позе я и полечу всю ночь.
В самолете летят двое детей без сопровождающих. На груди у них - таблички, на какой рейс их надо пересадить по прибытии.
Ночь протекает в самолетных мучениях, а около 10 утра мы приземляемся в Рио-де-Жанейро. В городе, про который сразу вспоминается вот это:
- Зачем же вам так много денег... и сразу?
- Вообще-то мне нужно больше, - сказал Остап, - пятьсот тысяч - это мой минимум, пятьсот тысяч полновесных ориентировочных рублей, Я хочу уехать, товарищ Шура, уехать очень далеко, в Рио-де-Жанейро.
- У вас там родственники? - спросил Балаганов.
- А что, разве я похож на человека, у которого могут быть родственники?
- Нет, но мне...
- У меня нет родственников, товарищ Шура, - я один на всем свете. Был у меня папа, турецкий подданный, да и тот давно скончался в страшных судорогах. Не в этом дело. Я с детства хочу в Рио-де-Жанейро. Вы, конечно, не знаете о существовании этого города.
Балаганов скорбно покачал головой. Из мировых очагов культуры он, кроме Москвы, знал только Киев, Мелитополь и Жмеринку. И вообще он был убежден, что земля плоская.
Остап бросил на стол лист, вырванный из книги.
- Это вырезка из "Малой советской энциклопедии". Вот тут что написано про Рио-де-Жанейро "1360 тысяч жителей... " так... "значительное число мулатов... у обширной бухты Атлантического океана... " Вот, вот! "Главные улицы города по богатству магазинов и великолепию зданий не уступают первым городам мира". Представляете себе, Шура? Не уступают! Мулаты, бухта, экспорт кофе, так сказать, кофейный демпинг, чарльстон под названием "У моей девочки есть одна маленькая штучка" и... о чем говорить! Вы сами видите, что происходит. Полтора миллиона человек, и все поголовно в белых штанах.
(с) И.Ильф и Е.Петров. Золотой теленок
Итак, мне предстояло сегодня проверить, насколько Рио в представлении Остапа Бендера соответствует реальности. Однако, мои познания о Рио-де-Жанейро на момент приезда не ограничивались «Золотым теленком». Весь интернет пестрил информацией о том, что Рио - один из самых криминальных городов в мире, где таких гринго, как я, грабят посреди бела дня на оживленной улице на раз-два. Вот что, например, пишет о Рио сайт wikitravel.org: «Даже если Вы не покидаете так называемую зону Sul, включающую в себя пляжи Копакабана, Ипанема, Леблон и гору «Сахарная голова», ни на минуту нельзя забывать о безопасности. Туристы являются очень легкой мишенью для преступников. Старайтесь избегать попадания на определенные улицы. Особенно бойтесь фавел - трущоб, где полиция бывает крайне редко, а заправляет всем мафия, торгующая наркотиками. Если на Вас все-таки напали, даже не пытайтесь сопротивляться грабителям. Попытайтесь не смотреть им в лицо, они могут подумать, что Вы стараетесь их запомнить. Позвольте им забрать все, что они хотят (подняв руки вверх). Покидайте место ограбления быстро, но тихо (не бегите в панике и не зовите полицию).»
Вот такая вот веселая картинка вырисовывается. Возможно, опасность в ней слегка приукрашена, но мне как-то не хотелось все свое пребывание в Рио только и озираться по сторонам да смотреть на карманы, поэтому я поступил следующим образом, - сдал практически все свои вещи в камеру хранения аэропорта. С собой я взял только фотик-мыльницу (естественно, припрятав, а не повесив на шею), кредитную карточку (спрятал ее под стельку в кроссовке), сто с чем-то реалов и паспорт. Нацепил на себя мятые белые штаны (зачем разочаровывать старика Остапа), не менее мятую футболку, и вкупе с недельной небритостью стал совсем похож на местного гринго-бомжа. Теперь, по идее, интерес ко мне любителей легкой наживы должен стать минимальным, а значит, я смогу наслаждаться Рио-де-Жанейро в полную силу.
От аэропорта на автобусе за 7 реалов еду в район пляжа Копакабана, где расположен мой отель Apa Hotel. Из окна наблюдаю за многочисленными фавелами, раскинувшимися на склонах гор. По GPS определяю, где мне выходить. Дорога идет вдоль пляжа, а до отеля надо еще немного потопать вглубь домов. Но вначале, я конечно, иду на пляж, знаменитую Копакабану. Первое, что бросается в глаза - масса флагов радужного цвета по побережью. В Европе таким образом обозначают свое пребывание представители не вполне традиционных, даже в чем-то альтернативных половых ориентаций. Здесь, видимо, прогресс тоже не стоит на месте. Пусть все знают, - под этим флагом тусуются гомики!
Ну а в остальном Копакабана - пляж как пляж.
Отобедав в кафешке на берегу, иду в отель. В отеле мне радостно сообщают, что номер мною забронирован, но кредитку система бронирования отклонила. Что ж, давайте попробуем заплатить еще раз. Вот только кредитка у меня далековато… Наверное, не часто на просьбу рассчитаться постояльцы снимают обувь. Народ на ресепшн, швейцары, прочие посетители следили за моими действиями по извлечению кредитки с легким изумлением. Но, увы, и на этот раз снять деньги с карты не удается. Приходится отдавать за номер последнюю наличность - 126 реалов (70 долларов).
Номер вполне приличный - есть душ, телевизор (зомбоящик я не смотрел уже почти полтора месяца) и, конечно, кровать. Приняв душ и отдохнув с часок, иду на респешн. Скажи мне, дядя, где тут все-таки с моей кредитки можно снять деньги, и как уехать отсюда на гору Корковадо? Дядя говорит, что банкоматов в принципе полно, но мне, скорее всего, удастся снять только в определенном банкомате через 4 квартала. А до Корковадо отсюда ходит автобус, остановка там-то. Обригадо, товарищ. С банкоматами действительно все вышло как он говорил - ни один банкомат, кроме указанного, не хотел признавать мою кредитку. А автобус вез меня от Копакабаны до Корковадо около 40 минут. При этом мне нет, чтобы посмотреть, что все небо затянуто облаками, да спланировать на сегодня что-нибудь другое, например, Маракану… Но я зачемся поперся именно на Коркаводо, даже видя, что вершина горы скрыта облаками. Фуникулер на гору стоит 50 реалов туда-обратно. Едем наверх через джунгли, в считанных метрах от поезда растут разнообразные плоды. Периодически из-за деревьев открываются виды на город.
Ближе к вершине стоят фигурки апостолов. А по приезде наверх выхожу в полный туман. Поднимаюсь на лифте до статуи но ее практически невидно. Лишь изредка она показвает свой облик.
Город из-за облаков тоже практически невидно. Зато, услышав русскую речь, я познакомился с Мишаней и его супругой, тоже путешественниками из России. Поболтав о том, о сем минут 15, я отправился вниз. Сегодня я очень хочу спать после тяжелого перелета, поэтому возвращаюсь в отель.