Сакйонг Мипам Ринпоче. Пробуждение бодхичитты

Nov 07, 2008 23:50

Учение от Сакйонга Мипама Ринпоче, старшего сына Видьядхары Чогьяма Трунгпа Ринпоче. За перевод огромное спасибо way_to_my_soul, которая, несмотря на сильную усталость, согласилась сделать эту работу!

image Click to view



Здравствуйте! Сегодня я приглашаю вас поговорить об очень могущественном слове. На санскрите мы говорим «бодхичитта». Это означает человека, который действительно впустил в своё сердце любовь и сострадание, в том смысле, что посвятил свою жизнь тому, чтобы пытаться помогать другим. И бодхичитта, или мы можем сказать «пробуждение бодхичитты», призывание этой энергии - это необычайно могущественно. Это древняя история, она насчитывает тысячи лет, и это сердце буддизма махаяны. В смысле это очень могущественно, очень глубоко и многозначно. Но я чувствую, что это качество бодхичитты мы испытываем каждый день. Мы можем увидеть кого-то, кто борется с трудностями, плачущего ребенка, раненое животное. Мы можем видеть очень многие вещи: бедность, трудности, с которыми встречаются люди во многих и многих ситуациях, будь то нищета или физический недуг, но это тот момент, когда наш ум реагирует добродетельным образом, своего рода изначальной, первой мыслью, немедленно. И мы думаем: «Это не должно продолжаться. Я должен остановить это страдание! Я хочу, чтобы эта боль ушла». Это сострадание. Подобным образом у нас есть мгновения, когда мы просто желаем счастья, хотим, чтобы чья-то жизнь стала лучше. Это доброта, это любовь. И когда мы говорим о любви и о такой добродетельности, мы говорим о чувстве искренней любви, доброты. Эти побуждения очень сильны во всех нас, когда мы сталкиваемся с подобным. И часто это возникает у нас само собой, но в традиции медитации, в особенности в буддизме, мы должны взращивать это, вызвать это. Это как если бы мы взращивали сад, семя или вдохновение. Мы пытаемся взрастить, вызвать это. И крайне важно, чтобы мы делали это каждый день. Конечно, для тех из нас, кто живет в мире, который очень эго-ориентирован, ориентирован на индивидуальность, если мы начнем переделывать это, то скажем: «Как я взращиваю в уме, как я взращиваю мою энергию и уверенность?» Смелость, нужна смелость, чтобы совершить это преобразование. И это слово «бодхичитта» иногда переводится и означает «ум просветления». И, как мне видится, это ум Будды. Если бы могли проникнуть вглубь ума Будды, на что бы это было похоже? Ум Будды, этот просветлённый ум, будет постоянно сосредоточен на доброте к другим, постоянно заботиться о любви к другим, о благополучии других, это естественный ум, и, возможно, это ум, который наши родители проявляли по отношению к нам, или те, кто был влюблен в нас - это их забота. Но это нужно вызывать в себе, это нужно взращивать. И многие из нас медитируют так. Мы делаем так в рамках практики медитации. У нас есть специальная медитация, которая взращивает бодхичитту. Мы представляем себе образ того, кого мы любим, и мы думаем о нем, мы медитируем на этом. И когда мы делаем это, у нас возникает ощущение, чувство теплоты. И когда приходит это тепло и любовь, мы начинаем знакомить себя с этим, мы начинаем быть знакомы с этим. Медитация - это просто слово, которое означает «узнать лучше». Так что мы медитируем, мы узнаем лучше. И когда мы становимся с этим ближе знакомы, это чувство заботы о других - конечно, мы думаем о тех, кто воспитал нас, мы не хотим, чтобы им причиняли боль, мы хотим, чтобы с ними случалось только хорошее. И здесь, когда мы вызываем это в себе, это постепенно появляется. Оно дремлет в нас, оно внутри нас всё время, и теперь посредством этой практики медитации, посредством этого отношения мы вызываем это в себе. Это подобно тому, как росток цветка хочет пробиться сквозь землю. Это подобно энергии солнечного света, благодаря которой появляется цветок. Мне нравится думать, что это своего рода пробивающиеся побеги нашего сердца. Это начинает выходить на свет. И когда это происходит - это совсем не слабая эмоция, это нечто очень могущественное, это преображающая эмоция. Возможно, самое могущественное мгновение в нашей жизни - это тот момент, когда мы испытываем любовь со стороны других или чувствуем её сами. Но мы теперь начинаем действовать в целом не только по отношению к тем, о ком заботимся, но и по отношению к другим существам, даже незнакомцам, и в конечном итоге, если мы становимся достаточно сильны, мы можем на самом деле делать это для тех, с кем у нас бывали трудности. Мы начинаем превосходить себя и двигаться дальше. И почему это могущественно? Потому что обычно мы делим мир на тех, кого мы любим, тех, кого мы не любим. И это становится причиной многих напряжений и боли. Итак, взращивание бодхичитты делает вещи в их основе более равными, наш ум - более ровным, нашу жизнь - более ровной, в нашей жизни появляется чувство покоя, чувство того, что мы делимся этим. Так взращивание сострадания, взращивание любящей доброты - это то, что мы можем делать в любое мгновение. Я советую делать это рано утром, до того, как вы идете на работу или учебу, до того, как вступаете в жизнь. Этот ум, исполненный заботы о других, этот просветлённый ум может быть вашим умом. Спасибо.
Previous post Next post
Up