1917 год, часть 1.
У меня скопилось очень много фотографий по событиям этого периода.
Постепенно все буду выкладывать и сопровождать соответствующим текстом.
1917 год на Дальнем Востоке России: региональные особенности социально-политических трансформаций
Людмила Ивановна Галлямова,
доктор исторических наук, профессор Института истории,
археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВОРАН, Владивосток.
Революционные потрясения 1917 г., Гражданская война, их причины - тема, постоянно приковывающая внимание как отечественных, так и зарубежных историков. Начавшиеся в ходе перестройки глубокие перемены, приведшие к распаду Советское государство, тяжелейшие социально-экономический и политический кризисы, охватившие Россию и другие республики, входившие в СССР, - всё это во многом напомнило ситуацию 1917 г., обострив интерес исследователей и всей общественности к данному периоду. Закономерно, что 2017 г. - год столетия Великой российской революции - проходит под знаком переосмысления её событий.
Особенностью переоценки истории Октября явилось то, что после «краха коммунизма» опыт России в XX в. многие отечественные авторы стали воспринимать весьма критически. За последние годы в изучении истории Октября произошло резкое смещение в сторону исследования политических противников большевиков, Белого движения и негативных сторон советской власти. Отказавшись от выяснения предпосылок социалистической революции и идеализации большевизма, от мессианских иллюзий в отношении пролетариата, большевиков и лично Ленина, историки переключили своё внимание на новые источники, которые раньше рассматривались как контрреволюционные, возрос интерес к биографиям деятелей из антибольшевистского лагеря, актуализировалось изучение психоментальных факторов революции и т. д. Очевидно, что Великая российская революция настолько многомерное и масштабное явление, что при его постижении нельзя ограничиваться только материальными факторами, или человеческой психологией, или личностями политических лидеров, нужно рассматривать все аспекты, все составляющие революции, причём только в комплексе. В этом плане к изучению российской революции совершенно необходим региональный подход, анализ её специфики и в центре, и на периферии. Применительно к Дальнему Востоку России такой подход особенно важен, если иметь ввиду геополитическое значение территории, проявившееся со всей остротой в годы Первой мировой войны. Данное обстоятельство придаёт дополнительную актуальность исследованию происходящих на Дальнем Востоке революционных событий 1917 г. Цель настоящей статьи - акцентировать внимание на своеобразии и особенностях социально-политических трансформаций в регионе после падения в стране самодержавия.
В целом, как показывают многочисленные исследования, политические и социально-экономические процессы на Дальнем Востоке развивались в русле общероссийских тенденций иимели аналогичные причины и характерные черты. Как и по всему государству, затяжной характер Первой мировой войны стимулировал рост недовольства в широких слоях населения, что усугублялось тяжёлым моральным состоянием общества из-зане удачного хода военных действий и поражений русской армии. У дальневосточников такие настроения со всей очевидностью проявились в 1916 г., их показателем были значительный рост забастовочного движения и повышение революционной активности[4,с. 130 - 132]. Весьма тревожным
признаком стало появление лиц, стремившихся уклониться отпризыва в армию [9,155 - 156]. Усиливалась оппозиционность либерально-буржуазных слоёв, о чём свидетельствовал всё более критический настрой местной прессы. Примечательно, в ноябре 1916 г. никольск-уссурийский ротмистр Постников, указывая в своём докладе на рост оппозиционности по отношению к правительству, весьма провидчески заметил, что «… при первом всеобщем удобном моменте движение, особой активностью пока не отличавшееся, может принять внушительные результаты и довольно организованный характер» [ГАХК. Ф. 44. Оп. 1. Д. 46. Л. 127]. Таким образом, далеко не случайно начавшийся в феврале 1917 г. В Петрограде революционный пожар был с готовностью подхвачен и на Дальнем Востоке.
Однако такой фактор, как огромная удалённость от центра России, заметно влиял на общественно-политическую жизнь региона. Так, информацию о свершившейся 27февраля 1917 г. революции дальневосточники получили с опозданием, поскольку первые сведения, поступившие на телеграф, блокировались по распоряжению Приамурского генерал-губернатора. Лишь 3 марта, когда от Временного правительства стали приходить официальные распоряжения, они были опубликованы в местных газетах и стремительно распространились по Приамурскому краю. Стихийно стали возникать митинги, собрания, массовые демонстрации, а главное - начался демонтаж старых органов власти.
Во Владивостоке в тот же день созвали экстренное заседание городской думы, было решено создать Комитет общественной безопасности - КОБ. В его состав дума избрала 10 своих представителей и определила вакансии для представителей торгово-промышленных объединений, биржевого комитета, штаба войск гарнизона. По инициативе правления Общества народных чтений в Народном доме 3 марта состоялся массовый митинг, на нём приняли решение образовать Совет рабочих депутатов. Избранная для этого комиссия обратилась к коллективам предприятий и учреждений, чтобы они выдвигали в совет своих представителей. 4 марта состоялось первое заседание Владивостокского совета рабочих депутатов, также включавшего в свой состав делегатов воинских частей и флота, т. е. он стал действовать как Совет рабочих и военных депутатов. Председателем президиума исполкома назначили депутата от воинской части большевика С. М. Гольдбрейха, товарищами председателя - социал-демократов К. А. Суханова и С. М. Королёва, эсеров В. К. Выхристова и А. И. Саратовского [8]. В марте же были образованы Рабочая и Военная комиссии совета, их возглавили соответственно К. А. Суханов и С. М. Гольдбрейх. Военная комиссия в основу своей работы положила программу демократизации армии, намеченную Петроградским советом. Также при совете организовали идругие комиссии: по охране грузов в порту, по помощи амнистированным, редакционную и др. Опора Владивостокского совета на рабочих города и многочисленный солдатский гарнизон превратила его в политическую силу, с которой считались администрация и другие общественные организации. Военный губернатор одобрил состав КОБа. Старая администрация ещё оставалась на своих постах, продолжали исполнять служебные обязанности полиция, жандармы.
3 марта «при огромном стечении публики» состоялось заседание городской думы Хабаровска, на котором избрали Комитет общественной безопасности и его исполнительный комитет [15]. Хабаровский КОБ оказался весьма радикальным: по его решению 5 марта арестовали генерал-губернатора Н. Л. Гондатти и генерала А. Н. Нищенкова, отстранили от дел и взяли под стражу многих должностных лиц. Во все правительственные учреждения Хабаровский КОБ назначил своих комиссаров, подчинил себе городские думу и управу. 7 марта 1917 г. На заводе «Арсенал» был организован первый в Хабаровске Совет рабочих депутатов под председательством Д. И. Титкина. Одновременно там же возник Совет солдатских депутатов под руководством Кудрявцева. Вскоре две организации объединились в Совет рабочих и солдатских депутатов, председателем избрали социал-демократа Титкина, секретарём - Демкина, членами - Лобанова, Алёшина, Миронова, Сокина [1,с. 46; 14, с. [38]. 21 марта состоялось первое организационное собрание Хабаровского совета рабочих депутатов, председателем его исполкома стал меньшевик-интернационалист Н. А. Вакулин [16].
5 марта 1917 г. прошло первое заседание Благовещенского совета рабочих депутатов. Он высказался за полную поддержку Временного правительства, признал КОБ полноправным органом власти в городе и области. 5 - 9 марта в частях гарнизона выбрали ротные комитеты, насобрании представителей которых 9 марта был образован Совет солдатских депутатов под председательством ратника А. Т. Шестакова, выделивший 15 чел. из своего состава в Совет рабочих депутатов [17,165]. В марте КОБы и советы рабочих и солдатских депутатов также избрали в Никольске-Уссурийском, Николаевске на Амуре и других городах Дальнего Востока. В отличие от центра страны, где советы приобрели реальное политическое влияние, способствуя созданию двоевластия, на Дальнем Востоке они в основном поддерживали Временное правительство.
8 марта 1917 г. комиссаром по делам Дальнего Востока правительство назначило депутата IV Государственной думы А. Н. Русанова, который прибыл в Хабаровск 25 марта и приступил к своим обязанностям [9,318].
Февральская революция стала мощным катализатором общественно-политической активности широких масс дальневосточников. Газеты, выходившие весной 1917 г. в Приморье и Приамурье, переполняли объявления осоздании всевозможных общественных и политических организаций - отделений партий, национальных объединений, женских клубов и т. п. В марте - апреле 1917 г. в Приамурском крае возникли первые крестьянские и казачьи советы, во всех четырёх уездах Приморской области были созданы исполнительные комитеты общественных организаций уездов, по волостям и сёлам - сельские комитеты. В Амурской области в рабочих и крестьянских населённых пунктах также возникали комитеты безопасности, сельские и волостные крестьянские комитеты. 11 - 13 марта 1917 г. состоялся съезд Уссурийского казачьего войска, который отстранил от должностей наказного атамана генерал-лейтенанта В. А. Толмачёва и председателя Войскового правления генерал-майора Е. Б. Крузе, избрал исполнительный комитет войска, а также постановил повсеместно заменить старые станичные правления исполнительными комитетами, избираемыми общими собраниями населения станиц [18,37 - 38].
Съезд амурских крестьян, проходивший в Благовещенске 25 - 30 марта под председательством Ф. Н. Сюткина, постановил упразднить старые всеобщих и свободных выборов крестьянские комитеты. На нём также был избран областной крестьянский совет из15 чел. Съезд представителей Амурского казачьего войска (Благовещенск, 21марта - 22апреля) отстранил от должности наказного атамана военного губернатора генерала К. Н. Хогандокова, уволил председателя Правления казачьего войска полковника Филинова и члена правления есаула Толстокулакова, упразднил должности начальников полицейских участков на войсковой территории. Съезд высказался за демократическую республику и созыв Всероссийского учредительного собрания. Войско возглавил совет, избираемый всеми 11станичными округами. Войсковым атаманом и председателем Войскового правления был избран И. М. Гамов, станичные правления переименовывались в КОБы [ 17,с. 165].
В условиях развития демократизации страны начался процесс партийного строительства. Во Владивостоке 10марта 1917 г. состоялось первое организационное собрание социал-демократов с участием 20 чел., но уже наследующем - 15 марта - присутствовало более 100 членов РСДРП, они избрали временный комитет и его председателя - А. Г. Антонова. В марте же оформились социал-демократические организации в Хабаровске, Никольске-Уссурийском, в пос. Сучане, на ст. Муравьёв-Амурской, в с. Раздольном. В Благовещенске 12 марта было проведено первое общегородское собрание объединённой организации РСДРП, сформировавшее городской комитет партии, председателем стал С. Г. Бухаревич. Организация быстро росла, преобладали в ней меньшевики. Объединённые организации РСДРП возникли в Свободном, пос. Бочкарёво, наст. Магдагачи, в пос. Гондатти (ныне - Шимановск), на некоторых приисках. К лету 1917 г. В социал-демократических организациях области числилось свыше 2000 чел. Общее количество социал-демократов на Дальнем Востоке к июлю 1917 г. составляло 2850 чел., а к осени выросло до 4700 чел. (из них большевиков - около 3 тыс.) [11,35].
В марте - апреле 1917 г. оформляются эсеровские организации во Владивостоке (председатель комитета В. К. Выхристов), Хабаровске (председатель - М. А. Тимофеев), Благовещенске (председатель - Н. Г. Кожевников). Происходит организационное объединение анархистов Приморья. Ближе к центру в политическом спектре была трудовая партия народных социалистов, значительную часть её членов составляла интеллигенция. В апреле организационно оформляются отделения кадетской партии во Владивостоке, Хабаровске, Никольске-Уссурийском, председателем областного комитета избирается И. А. Фихман. В Амурской области создаётся прокадетская партийная организация местной буржуазии - Союз амурских республиканцев, - ставшая надёжной опорой Временного правительства на Амуре[11,35 - 36].
С открытием навигации началось возвращение политических эмигрантов, ранее вынужденных покинуть Россию из-за преследований самодержавия. Через Владивосток в мае - июне 1917 г. прибыло на Родину более 800 чел. Многие из них остались наДальнем Востоке, в т. ч. такие известные революционеры, как А. Ф. Агарёв, А. Я. Нейбут, И. А. Рабизо, Е. К. Ковальчук, М. Э. Дельвиг, И. Г. Кушнарёв, A. M. Краснощёков и др. Особенно укрепилась социал-демократическая организация Владивостока.
С марта 1917 г. По всему Дальнему Востоку развернулось активное создание профессиональных союзов, которые объединяли как рабочих, так и служащих, занятых в самых разных сферах экономики. Профессиональное движение стало важным фактором общественно-политической жизни, поскольку быстро превратилось в аренду противоборства ведущих политических сил, стремившихся к расширению своей социальной базы засчёт профессиональных организаций. Так, по инициативе большевиков 17марта 1917 г. при Владивостокском совете рабочих и солдатских депутатов создали комиссию по организации во Владивостоке и в крае профессиональных союзов, в неё вошли K. А. Суханов (руководитель), С. Я. Гроссман, Н. И. Махов, Н. X. Денисенко, А. А. Гульбинович идр. К концу апреля 1917 г. во Владивостоке существовало уже более 30 профсоюзных организаций, в Хабаровске - 12, в Никольске-Уссурийском - 10, в Благовещенске - 40 и т. д. Были созданы профессиональные организации железнодорожников, грузчиков, работников горной промышленности, моряков и др. К концу весны в Приморской области профсоюзы насчитывали свыше 30 тыс. членов. Наиболее крупными являлись союзы рабочих и служащих Владивостокского механического и судоремонтного завода («Дальзавода») и других предприятий военного порта (до 5 тыс. чел.), Владивостокских временных вагоносборочных мастерских (6 тыс.), грузчиков и чернорабочих Владивостокского торгового порта (около 5 тыс.), строителей порта (4 тыс.) и др. Для руководства сетью профсоюзов избирались центральные бюро (ЦБ) профсоюзных организаций, в частности ЦБ профсоюзов Владивостока появилось в апреле 1917 г. [12,с. 13].
В мае 1917 г. состоялся I Съезд советов рабочих и солдатских депутатов Дальнего Востока, он постановил образовать Краевой комитет советов рабочих и солдатских депутатов, советы края должны были выделить в его состав своих представителей, местом пребывания Краевого комитета определили Хабаровск, председателем избрали Л. Е. Герасимова, представителя Владивостокского совета.
1 мая 1917 года во Владивостоке:
Все фото кликабельны.
Продолжение статьи следует, всё не влезло.