Транспортное судно армии США «ШЕРМАН» (U.S.A.T. «SHERMAN») и другие
В 1893 году на ирландской верфи «Harland & Wolff» для «Elder Dempster & Company» были спущены на воду четыре однотипных грузопассажирских судна: «Mobile», «Manitoba», «Massachusetts», «Mohawk». Они предназначались для перевозки пассажиров и крупного рогатого скота. В 1896 году суда были арендованы, а позже приобретены судоходной компанией «Atlantic Transport Line». В 1898 году началась Испано-американская война и правительство США приобрело у частных компаний несколько судов для перевозки войск, в том числе и эту четвёрку. Они были включены в созданную в 1898 году «Армейскую транспортную службу» («Army Transport Service») в составе «Департамента квартирмейстера армии» («Quartermaster's Department»). Суда получили новые названия :«Sherman», «Logan», «Sheridan», «Grant» и были переоборудованы под перевозку 80 офицеров, 1000 солдат и 1000 лошадей:
U.S.A.T. «SHERMAN» Builder: Harland & Wolff, Belfast, yard number 253 Launched November 17, 1892; delivered July 27, 1893; scrapped in Japan, 1933. Hull: length 445' 6"; beam 50' 2"; 5,780 tons; 1 funnel; 4 masts. Power: single screw; triple expansion engines by builder, with cylinders of 22 ½", 36 ½", and 60" diameter, stroke 48"; 499 n.h.p. Steam pressure 165 lbs.; fuel consumption 60 tons per day; 14 knots. Registered in London; official number 101966.
Со вступлением Соединённых Штатов Америки в Первую мировую войну, суда «Армейской транспортной службы» перевозили войска, технику и военное снаряжение берегам Франции и Италии. В состав ATS вошли конфискованные немецкие пароходы, а так же суда реквизированные на период военных действий у частных лиц и компаний.
На транспорты, работающие между портами Атлантики, был нанесён камуфляж. Но часть судов, оставшихся на Тихом океане, оставались в прежней окраске: белый корпус с жёлтой с чёрным обрезом трубой и трёхцветной маркой (горизонтальные полосы красного, белого и синего цветов), которая не всегда читается на старых ч/б фотографиях:
После того, как Советская Россия вышла из ПМВ, во Владивосток стали прибывать военные корабли стран Антанты и её союзников: США, Великобритании, Японии, Китая и Франции. 29 июня 1918 года в городе, силами Чехословацкого корпуса, была свергнута Советская власть. А уже в августе того же года высадились иностранные войска: 3 августа - британцы, 9 августа - французы, 11 августа - японцы и во второй половине месяца - американцы. Позже добавились китайские, канадские и итальянские контингенты войск.
Для участия в интервенции, командованием американской армии были сформированы «Американские экспедиционные силы в Сибири» (A.E.F.S.) в составе: Штаба экспедиционных сил, 27-го (27th Infantry), 31-го (31st Infantry) пехотных полков, подразделений обеспечения, медицинских служб. 27-ой и 31-ый полки квартировались на Филиппинах. Для перевозки 2-х полков с Филиппинских островов выделялись следующие суда: «ВАРРЕН» (U.S.A.T. «WARREN»), «КРУК» (U.S.A.T. «CROOK»), «МЕРРИТТ» (U.S.A.T. «MERRITT»), «ШЕРМАН» (U.S.A.T. «SHERMAN»).
Даты прихода во Владивосток: 15.08.1918 г. «ВАРРЕН» (U.S.A.T. «WARREN»), 15.08.1918 г. «КРУК» (U.S.A.T. «CROOK»), 16.08.1918 г. «МЕРРИТТ» (U.S.A.T. «MERRITT»), 21.08.1918 г. «ШЕРМАН» (U.S.A.T. «SHERMAN»).
Вот эту панораму можно смело атрибутировать, она снята 15 августа 1918г.:
23. «ТАИЧУ МАРУ»(臺中丸), транспортное судно O.S.K., Япония. Пришло во Владивосток 11.08.1918г.
24. Шхуна-?
25. «ХАЙЖУН» («海容»), бронепалубный крейсер 2-го ранга, Китай. Пришёл во Владивосток 17.04.1918г.
26. «ИВАМИ» («石見»), броненосец, Япония. Пришёл во Владивосток 12.01.1918г. До 1905г. эскадренный броненосец «ОРЁЛ», Россия.
27. -?
28. п/х Добровольного флота -? Стоит бушпритом на выход из бухты.
29. п/х Добровольного флота -?
30. «КОЛЫМА», п/х Добровольного флота-?
31. «ЧИФУ», п/х Добровольного флота.
32.-?
33. -? ________________________________
Почему почему фотография подписана - 15 августа 1918 года:
15.08.1918г. во Владивосток пришёл американский армейский транспорт «ВАРРЕН» (U.S.A.T. «WARREN»), на фото № 19.
15.08.1918г. во Владивосток пришёл американский армейский транспорт «КРУК» (U.S.A.T. «CROOK»), на фото № 21.
16.08. 1918г. во Владивосток пришёл американский армейский транспорт «МЕРРИТТ" (U.S.A.T. «MERRITT»). Он выгружал войска на том месте, где днём ранее стоял «ВАРРЕН» (U.S.A.T. «WARREN»).
На панораме его нет.
Теперь разберём 2 кадра из панорамы:
№1 «ВАРРЕН» (U.S.A.T. «WARREN»). Характерный признак - высокая дымовая труба. Вот это судно на этом месте:
Фото подписано Уильямом Корнелиусом Джонссоном (William C. Jones) 2-ым лейтенантом «Русского железнодорожного корпуса» (R.R.S.C.):
На следующий день (16.08.1918 г.) приходит «МЕРРИТТ», а «ВАРРЕН», уступив ему место у причала, уходит. «МЕРРИТТ» (U.S.A.T. «MERRITT») на месте, где днём ранее стоял «ВАРРЕН» (U.S.A.T. «WARREN»):
Солдаты, высадившиеся с «МЕРРИТТа» проходят мимо японского судна компании O.S.K., «ХОЗАН МАРУ» (寶山丸), пришедшего во Владивосток 11.08.1918 года. Оно, на разбираемом фото, под №2.
№4 - причал в Гнилом Угле. Сейчас там никого нет. 21.08.1920 г. к нему подойдёт «ШЕРМАН» (U.S.A.T. «SHERMAN») с войсками:
Солдаты позируют на плашкоуте, на который, спустя короткое время, «ШЕРМАН» (U.S.A.T. «SHERMAN») будет разгружаться:
Эти транспортные суда сделают ещё одну ходку с Филиппин до Владивостока.
С декабря 1917 г. в Нагасаки (Япония) «завис» американский армейский транспорт «ТОМАС» (U.S.A.T. «THOMAS»). Он был выделен для перевозки из Сан-Франциско (США) во Владивосток (Россия) личного состава и материальной части «Русского железнодорожного корпуса» («Russian Railway Service Corps»). Корпус являлся подразделением «Транспортных войск армии США» («United States Army Transportation Corps») и был сформирован в 1917 г. для эксплуатации Транссибирской и Китайской-Восточной железных дорог. Договорённость о таком виде оказания помощи была достигнута Временным правительством России и правительством США. Октябрьская революция застала корпус в пути и пришлось до прояснения обстановки в России осесть в Нагасаки.
«ТОМАС» (U.S.A.T. «THOMAS») в Нагасаки сфотографировали русские моряки в декабре 1917 г. с борта ВсКР «ОРЁЛ»:
Кормовой мостик ВсКР «ОРЁЛ», гардемарины 3 роты ОГК: Степанов А.С. и Гулькевич С.В. Армейский транспорт «ТОМАС» (U.S.A.T. «THOMAS») виднеется за флагом:
С началом интервенции, «обстановка в России прояснилась», и 10 августа 1918 г. «Русский железнодорожный корпус» на своём пароходе прибыл во Владивосток.
«ТОМАС» (U.S.A.T. «THOMAS») под разгрузкой в Гнилом Угле. Владивосток, август 1918 г.:
В конце августа (по моим подсчётам - 27-го, но везде пишут - 1 сентября) во Владивосток из Сан-Франциско пришёл «ЛОГАН» (U.S.A.T. «LOGAN»):
(Извиняюсь, но за 1918 г. более лучшей фотографии этого судна не нашёл.)
На нём со штабом, другими частями и подразделениями американских войск прибыл командующий «Американскими экспедиционными силами в Сибири» (A.E.F.S.) генерал-майор Уильям Сидней Грэвс (William Sidney Graves).
У борта «ЛОГАНа»: командующий «Американскими экспедиционными силами в Сибири» (A.E.F.S.) генерал-майор Уильям Сидней Грэвс (William Sidney Graves) и командующий Азиатским флотом США (Asiatic Fleet U.S.N.) адмирал Остин Мелвин Найт (Austin Melvin Knight). Владивосток, 1918 г.:
Адмирал держал флаг на крейсере «БРУКЛИН» (U.S.S. «BROOKLIN»):