Миноносец «Грозный» заложен на судоверфи Невского судостроительного и механического завода в Санкт-Петербурге в июне 1903 года, 13 июля 1903 г. зачислен в списки судов Балтийского флота. Спущен на воду 6 июля 1904 г., в строй вступил осенью 1904 г. Участник Цусимского сражения, стал одним из трех кораблей Второй Тихоокеанской эскадры достигших Владивостока после боя.
6 ноября 1905 года зачислен в состав Сибирской флотилии.
В 1910 году прошёл капитальный ремонт корпуса и механизмов во Владивостокском порту и был перевооружён. В ноябре 1916 года переведён в резерв.
С 1915 года гардемарины Военно-морских учебных заведений России проходили корабельную практику на вспомогательном крейсере I ранга «Орёл» Сибирской флотилии,
бывшем пароходе Добровольного Флота, мобилизованном 20 августа 1914г., согласно закону Российской империи «О военно-судовой повинности».
Привлекались и другие корабли флотилии.
В октябре 1917г. для прохождения практики гардемарин 3-ей роты ОГК были назначены следующие корабли: вспомогательный крейсер «Орёл», эсминцы «Бойкий» и «Грозный». Гардемарины были расписаны по заведованиям, постам и вахтам, началась учёба. Первоначально предполагалось менять гардемаринов на постах так, чтобы каждый прошел через все специальности.
Командный состав ЭМ «Грозный» на период практического плавания:
1. Якушев Б.В. лейтенант, командир.
2. Ивлев Г.А. лейтенант, вахтенный начальник.
3. Коцюбинский Н.А. мичман, и.д. вахтенного начальника.
4. Еремеев Б.А. мичман, вахтенный начальник.
5. Заварин К.Н. инженер-механик мичман, инженер-механик.
ЭМ «ГРОЗНЫЙ», погрузка торпед, Владивосток, октябрь 1917г.:
12 ноября 1917г. вспомогательный крейсер I ранга «Орёл» с гардемаринами ОГК на борту
в сопровождении эсминцев «Бойкий» и «Грозный» вышел в море, держа курс на Японию.
После стоянки в Нагасаки, корабли отправились в Гонконг, куда прибыли 11 декабря.
ЭМ «ГРОЗНЫЙ», Гонконг, конец 1917, начало 1918 года:
В Гонконге команды кораблей узнали об Октябрьской революции в России.
Чуть было не вспыхнул бунт, но командованию отряда удалось сыграть на опережение.
25 января 1918г. рядом с «Орлом» встал на якорь
вспомогательный крейсер ВМС Великобритании «Сити оф Лондон» (HMS «City of London»),
а эсминцам было приказано подойти к борту «Орла».
На фото, по всей видимости, запечатлён именно этот момент.
У борта «ОРЛА» ЭМ «ГРОЗНЫЙ»:
На следующий день к отряду русских кораблей подошел катер, который нес флаг русского консула.
Прибывшего на борт представителя МИДа России встречал караул из гардемаринов.
Консул зачитал приказ о восстановлении старой власти, команда бросилась к оружию,
но везде стояли вооруженные гардемарины.
Руководитель Учебного плавания капитан 1 ранга Китицын М.А. сумел избежать кровопролития,
предложив всем, кто хочет вернуться в Россию, перейти на английский вспомогательный крейсер.
Все нижные чины покинули корабли (за исключением одного каптенармуса и буфетчика из вольнонаёмных).
Списалось несколько офицеров и гардемарин. Ушёл с «Грозного» и лейтенант Ивлев Г.А.
ЭМ «ГРОЗНЫЙ», Гонконг, гавань Коулун-Ист:
После того как команды убыли в Россию, все оставшиеся гардемарины были распределены по кораблям и специальностям.
«Нашлись талантливые рулевые, машинисты, артиллеристы, сигнальщики, минеры, кочегары.»
ЭМ «ГРОЗНЫЙ», Гонконг, гавань Коулун-Ист. Гардемарины 3-й роты ОГК за приёмом пищи.
Справа, в бескозырке, гардемарин Ягупов А.А., слева, без головного убора, гардемарин Фёдоров К.В.:
ЭМ «ГРОЗНЫЙ», Гонконг, гавань Коулун-Ист.
Командир ЭМ «Грозный» лейтенант Якушев Б.В. и гардемарин Ягупов А.А. (?):
Аккредитив, выданный Временным правительством, новой властью был закрыт
и перед командованием Учебного отряда встала дилемма - или возвращаться в революционную Россию,
или, пока не наступят лучшие времена, продолжить плавание сочетая учёбу с зарабатыванием денег
путём выполнения коммерческих рейсов, благо для этих целей как нельзя лучше подходил «Орёл».
На этом и порешили. Эсминцы становились обузой. ЭМ «Бойкий» был сдан на хранение в Гонконге.
А «Орёл» и «Грозный» ушли в Индокитай. В пригороде Сайгона Кап Сан-Жаке корабли были разоружены.
Демонтаж вооружения с ЭМ «ГРОЗНЫЙ», Кап Сан-Жак, лето 1918г.:
ЭМ «Грозный» был зачислен в состав французского флота под названием «QUENTIN ROOSEVELT» и поднял французский флаг.
А «Орёл» стал совершать коммерческие рейсы под флагом «Вспомогательных судов».
Почти все гардемарины списались с «Орла» (кроме 5-ти человек) и переехали в казармы в Кап Сан-Жак.
Многие из них окольными путями отправились в Россию, где вступили в антисоветские вооружённые формирования.
Большинство же, под руководством своих офицеров продолжили учёбу во французских казармах.
Там они прожили до зимы, осваивая теорию. Плавание, продолжавшееся 263 дня, закончилось.
Всё это время средства на содержание гардемарин и офицеров выделял командир «Орла» ст. лейтенант Афанасьев М.М.
«..А мы покинуты судьбою,
Обманом брошены сюда,
Стоим все, Боже, пред тобою
И молим страшного суда.
Лишили нас морской стихии
В деревню бросили на брег;
И дни проходят, дни лихие….
Афонька - подлый человек.
Афонька тысчи получает,
А нам десятки выдаёт.
Афонька высоко летает,
Но скоро орлик упадёт.»
Вот так про жизнь в Кап Сан-Жаке в поэме «Под Южным крестом» писал гардемарин Степанов Ю.П.
В январе 1919г. все «индокитайские сидельцы» на пароходе «Пенза» вернулись во Владивосток.
А в конце 1919г. и корабли этого затянувшегося плавания: «Орёл», «Бойкий» и «Грозный» также вернулись домой.
ЭМ «Грозный» был сдан в порт на хранении и больше в строй не вводился.
21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.
Использованы фотографии из собрания А.В. Плотто.
Все фото по клику можно увеличить.