Источник морали в мире людей и животных

Dec 14, 2013 00:20

Власть портит человека; абсолютная власть портит его абсолютно

Недавно в ЖЖ зашел разговор об отличии религии и идеологии. Мол, между ними нет особой разницы, и вообще, зачем задействовать внешние силы там, где и без них спокойно можно обойтись... Однако разница между религией и идеологией принципиальна!

Во-первых, религия имеет внешний источник, представленный как раз Всевышним. Во-вторых, основные моральные положения религиозных учений неизменны. Что касается идеологии, то и точкой отсчёта, и источником морали она считает самого человека, а следовательно, эта самая мораль подвержена очень существенным изменениям.

- Ну и что? - возразят атеисты, - Тот факт, что мораль подвержена изменениям, очевиден и является показателем и естественным следствием культурного прогресса!

Однако это не так. Ничто, в том числе и человеческая культура, не может иметь источником своего развития самое себя, потому что в этом случае  развитие обречено на затухание и деградацию. В природе не существует вечных двигателей, и общечеловеческое сознание не является в этом смысле исключением. Для того, чтобы развиваться, необходим источник внешний, необходима подпитка энергией со стороны. Отдельному человеку - социум, социуму в целом - нравственный закон и руководство Создателя. И что касается изменений морали, то они связаны в первую очередь с совершенствованием внешней, детальной стороны общих законов и заповедей, которые были даны человечеству в уже готовом, однозначно сформулированном виде. Почему именно так?

Этология (наука о генетически обусловленном поведении животных, в том числе человека) отвечает на этот вопрос следующим образом. Сильной врождённой моралью обладает только изначально физически сильно вооружённое животное. То есть то животное, которое снабжено рогами, клыками, копытами или сильнодействующим ядом, - то, которое способно убить единственным движением.




Поединок гремучих змей: их задача - померяться, кто выше вытянется. Их пасти нацелены в противника, но сомкнуты, потому что мораль запрещает им использовать смертоносное оружие против особей своего вида. Поединки ядовитых змей столь корректны, что ученые долгое время принимали их за брачные танцы.

Естественный отбор вырабатывает у подобных видов запрет применять оружие во внутривидовых стычках. Мы уже знаем, что систему инстинктивных запретов, ограничивающих поведение животных, этологи называют естественной моралью. Она тем сильнее, чем мощнее от природы вооружено животное. При территориальной стычке ядовитые змеи преувеличивают себя, вытягиваясь, кто выше встанет, раскачиваются, толкают друг друга, но никогда не только не кусают, но даже не демонстрируют смертоносное оружие. Некоторые виды даже угрожают друг другу, отвернув головы. У слабо вооруженных животных зачастую мораль слабая, ведь они не могут причинить друг другу непоправимый ущерб. Мы должны неустанно повторять, что человек в своем естественном состоянии - очень слабо вооруженное животное. Инстинктивная мораль человека соответствует этому состоянию: она слабая. Начав создавать с помощью разума оружие, совершенствуя его, человек стал самым вооруженным видом на Земле. Мораль же почти не изменилась. Потому что оружие мы совершенствуем с помощью разума, который способен прогрессировать стремительно, а врожденные запреты совершенствует естественный отбор, работающий неизмеримо медленнее (В.Р.Дольник).

Итак, человек в натуральном своем виде - животное крайне слабо вооружённое, и в соответствие с этим его мораль тоже слабая. Поэтому человек в силу своей природы не был способен произвести и соблюдать моральные кодексы и нравственные заповеди. Всё это было дано ему свыше.

И никакая идеология, основанная на отрицании главенствующей роли Создателя как внешней силы в регулировании моральных аспектов жизни человека, а также превносящая искажения в основные, заданные Всевышним моральные принципы, не может являться моральной.

психология

Previous post Next post
Up