Мы с вами уже совершили несколько прогулок по Буэнос-Айресу, посетили самый бедный (но зато самый красочный) и самый богатый квартал, посмотрели архитектуру города, парки и сады. Но на мой взгляд, рассказ о городе не бывает полным без похода как минимум в один музей. Мы успели два, и я хотел бы вам о них рассказать.
Начнем с музея латиноамериканского искусства (MALBA)
Музей был основан в 2001 году аргентинским миллионером и бизнесменом Эдуардо Константини - он пожертвовал 223 работы из своей личной коллекции благотворительному фонду, и именно эти произведения искусства положили начало созданию музея.
Позднее было решено построить здание для коллекции. Был созван открытый конкурс, в жюри которого входили такие всемирно известные архитекторы как Норман Фостер, Сезар Пелли и Марио Ботта (которому я до сих пор не могу забыть синагогу в Тель-Авивском университете). В итоге здание было построено тремя молодыми архитекторами в стиле деконструктивизима.
Произведения, вошедшие в коллекцию, было выбраны и по шкале важности относительно истории региона, и по своей международной значимости. Поэтому мы видим здесь работы и таких признанных мастеров как Диего Рибера.
И менее значимых, но тем не менее внесших свой вклад в развитие понятия "искусство Латинской Америки".
Например Соль Солар - настоящий "интернациональный человек". Его отец был немец, мать итальянка, а сам он родился в Риге. Образование получил в Буэнос-Айресе, причем сначался он учился на музыканта, потом на архитектора, а в итоге стал живописцем. Кстати, несколько его работ можно увидеть в нашем музее Ралли в Кейсарии -
https://lorien22.livejournal.com/295912.html Солар в основном любил малый формат и эксперименты с формой, как и контрастные светлые тона. Находился под влиянием Кандинского и Пауля Клее, что в общем не удивительно.
Я лично нахожу в его работах не только деконтруктивизм, но и сюрреализм - что-то от Дали и Магритта. Тем более что регион, создавший магический реализм в литературе, на мой взгляд, обязан отражать его и в искусстве. Но может быть это только я.
Если отвлечься от политической окраски - многие верят, что понятие "Латинская Америка" выходит далеко за "территориальные" рамки. Это многочисленные культурные тенденции и движения, объединенные такими общими элементами, как язык и религия, и общая история коренных народов, населявших эту землю.
С другой стороны регион этот очень непростой и разнообразный. А многие художники вообще провели большинство своей жизни за его пределами. Поэтому понятие "Латиноамериканское искусство" проблематично, и существует в определенной синергии - с одной стороны сопротивляясь европейскому искусству и его влиянию, с другой стороны интергрируясь с ним, и реагируя на него.
Выставка хронологична - начиная с раннего модернизма начала XX века и кончая концептуальным и политическим искусством 70-х годов.
Если быть честным, я пошел в этот музей только ради одной картины - моей любимой Фриды Кало
Но выставка порадовала меня большим количеством отличных работ. Не менее любимый Фернандо Ботеро, например
Мигель Ковварубиас - друг Фриды Кало и Диего Риберы. Кроме занятий искусством, он много путешествовал и даже написал две книги - исследования о культуре острова Бали и племенах Южной Мексики.
Представлено тут и современное искусство
Но, как всегда, оно какое-то... очень современное
Есть тут даже свой квадрат. Только желтый
Есть впрочем и работы более доступные человеческому пониманию. Как минимум мужской половине населения)
В общем будете в Буэнос-Айресе - зайдите. Наверное не самый крутой музей в мире, но явно заслуживающий посещения. А мы с вами отправимся в главный музей города - Национальный музей изящных искусств.
Конечно, от более традиционный. Но я никогда не мог пройти мимо хорошей коллекции европейских мастеров
Да и как можно пройти мимо музея, в котором можно увидеть сразу три Тулуз-Лотрека
Или неизвестного Ван Гога, да еще и не в обычном стиле
Самое смешное - именно тут находятся Капричос, Гойи, которые совсем недавно привозили в Музей Израиля) -
https://lorien22.livejournal.com/352111.html А также бюст Бальзака, работы Родена. Похожий несколько лет назад украли из Музея Израиля
Немного истории - Музей изящных искусств открылся еще в конце XIX века - в 1895 году
Выставка долгие годы переезжала, пока не нашла постоянное пристанище в этом здании в 1933 году.
Основная модернизация была произведена в 50-х годах, когда директором стал Хорхе Ромеро Брест.
Брест обновил и здание (внешне) и коллекцию музея. Также он приобрел много произведений современного искусства.
Если вы соскучились по квадратам - вот вам очередной шедевр Ротко, миллионов за 70
Я на самом деле к Ротко отношусь хорошо -
https://lorien22.livejournal.com/205718.html, но к современному искусству иногда испытываю противоречивые чувства
Поэтому давайте вернемся к привычным классикам. Мане
Тулуз-Лотреку
Моне
Гогену
Дега
Писарро. С годами я все больше и больше проникаюсь его умиротворенными тихими пейзажами
Такой противовес Коро, пейзажи которого всегда темны и мрачны
В наши дни постоянная экспозиция музея насчитывает около 700 работ
Поэтому даже большинство я при всем желании показать вам не могу
Но для охвата выборочно покажу немного старых мастеров
Кранах-старший, Хосе де Рибера и Зурбаран, про штаны которого в Музее Израиля не вел диалог в последние месяцы только самый ленивый)
Рембрандт, разумеется
А тауже неизвестный художник, но зато Эстер и Мордехай
Ну и переходим к "пост-импрессионистам". Мой любимый Модильяни
И еще более любимый Кирико
Отмечу Кислинга, работы которого тоже с каждым годом мне нравятся все больше -
https://lorien22.livejournal.com/194769.html Ван Донген - художник, которого я открыл для себя недавно -
https://lorien22.livejournal.com/303674.html Вечно идущие тандемом Клее и Кандинский (интересно, почему их картины всегда помещают рядом)
И Борис Григорьев, художник мне не особо пока известный, но на которого я хочу обратить внимание в будущем
Ну а закончим мы наш экскурс в музеи Буэнос-Айреса пейзажем Ла Боки. Так этот прекрасный квартал, о котором я совсем недавно писал -
https://lorien22.livejournal.com/423113.html, выглядел до вмешательства современных сил.
На этом с большим городом и всеми его культурными прелестями покончено. В следующий раз мы отправимся на природу, к водопадам Игуасу.