Закончив с метрополитеном Каир-Гиза, который порадовал нас многочисленными пирамидами, любопытной урбанистикой и замечательными экземплярами монотеистических трех религий, мы отправились в Луксор, с которого начиналось погружение в бесконечную область древнеегипетских храмов и гробниц. Начали мы с одного из самых красивых и сохранившихся храмов Фиванского некрополя - Мединет Хабу.
Прибываем в аэропорт Луксора. Здание выполнено под "древний" мотив
Расслабиться нам особо не дали, и сразу из аэропорта повезли к первой достопримечательности
Называется оно Мединат Хабу - это погребальный храм Рамзеса III
Мединет Хабу - очень важное сооружение периода Нового Царства
Именно в эту эпоху в Египте зародилось понятие заупокойного храма, как комплекса, не входящего в состав гробницы, и фараоны использовали комплекс, чтобы продемонстрировать все свое могущество и богатство.
Здесь на фото мы видим одну из сторожевых башен, охраняющих проход в основной комплекс. Знаете, как они называются? Мигдоль! (на иврите башня - мигдаль).
Храм Амона, самое древнее сооружение комплекса. Первое здание было здесь еще в 2100 году до н.э, но нынешнее сооружение было построено в 1500 году до н.э, в эпоху правления Хатшепсут (ее храм, абсолютно нереальный, мы скоро увидим) и ее пасынка, фараона Тутмоса III. Именно тогда Амон из бога чёрного небесного пространства и воздуха превратился в Амона-Ра, бога Солнца.
Павильон Рамзеса III. Этот фараон по больше счету хотел скопировать Рамессеум, знаменитый заупокойный храм великого Рамзеса II. Мединат Хабу значительно уступает Рамессеуму в размерах и роскоши, однако - ирония судьбы - гораздо лучше сохранился. Поэтому туристов чаще водят сюда.
Ну а теперь подойдем к главному комплексу
Впечатляет, не правда ли? Представляете, какие ощущения испытываешь, увидев такое впервые?
По обеим сторонам входа в храм мы видим пилоны - башнеобразные сооружения в форме усечённой пирамиды. Знаю, что повторяюсь, но это ведь невероятно, правда? Поймите, ведь этому храму 3,5 тысячи лет!!
Ну а пилоны, как и многое другое, о чем мы и не подозреваем, что оно пришло из Древнего Египта, прочно вошли в нашу жизнь. Возьмите, к примеру, любой собор (скажем, Парижской Богоматери). Две башни справа и слева от входа - это пилоны.
Рельефы тут просто не от мира сего (я очень стараюсь подобрать новые эпитеты, но слова, при виде такого чуда, быстро заканчитваются).
Их можно рассматривать и рассматривать
Ну а когда вам надоедает (только от обилия впечатлений, не по какой-либо другой причине) смотреть на стены, то можно поднять взгляд к потолкам.
Там мы можем увидеть не только рельефы, но и краски.
Меня опять переполняют эмоции, и я не могу подобрать нужное слово... немного страшно-печально-невероятно подумать, что когда-то весь храм был "цветным", и то, что сохранилось до наших дней - всего-лишь крупицы былого величия.
Я честно пытался представить себе, как выглядел древнеегипетский храм в своем полном великолепии, но не смог
Рамессидские полонны в Перистилиуме
Перистилиум - это открытое пространство, как правило, двор, сад или площадь, окружённое с четырёх сторон крытой колоннадой.
Изначально этот прием использовали в древнегреческой архитектуре. Египтяне позаимствовали его, и немного переделали на свой лад
Так, стены перистилиума тоже украшены рельефами
Какая шапочка у фараона справа. Не хеджет как у Рамзеса II -
http://lorien22.livejournal.com/362124.html, но тоже неплохо. Я хочу такую)
Да еще какими. Вы только посмотрите на эти корабли
И колесницы
Здесь же находится, пожалуй, самый известный рельеф этого храма - победа над народами моря
Так в меру жестоко все изображалось. Например количество поверженных врагов считалось по отрубленным рукам
Или, что еще круче, по отрезанным членам
Бррр... давайте лучше еще немного потолков посмотрим
И полюбуемся красками
Вернемся к рельефам
И краскам. Обратите на внимание на рельеф справа (бог вручает фараону анх, символ жизни)
В общем, как вы понимаете, так по храму можно ходить бесконечно. Смотреть рисунки
Залы
Рельефы
Потолки (чаще я задирал голову только в Сикстинской капелле)
Еще рисунки
И еще залы
Поверьте, я отбирал скрепя сердцем и стараясь сократить количество фоток до минимума. Думаю только этого храма у меня их около пятисот
Выходим в последний зал, под открытым небом. На заднем плане гора, у подножия которой раскинулся во всей красе Дир эль-Бахри
Первый европеец, описавший Храм Рамзеса III был Доминик Виван-Денон, французский египтолог, основатель и первый директор Луврского музея.
В общей сложности в Мединет Хабу более 7000 квадратных метров разрисованных рельефами стен (!!)
Так что вы можете себе представить, сколько времени требуется, только чтобы один раз увидеть каждый рисунок
А уж чтобы внимательно рассмотреть - потребуются месяцы
Но у нас, к сожалению, этого времени нет. Поэтому начинаем потихоньку возвращаться к выходу из храма
Кстати, если обойти храм со стороны, то и на наружних стенах можно увидеть потрясающие рельефы
Например вот потрясающий бык, наверное из тех, кого потом похоронили в Серапеуме -
http://lorien22.livejournal.com/361771.html Мединет Хабу попал на очень почетное шестое место в списке моих любимых моментов в Египте -
http://lorien22.livejournal.com/361528.html, причем из храмов его обошел только Абу-Симбел, который я считаю чудом света. Частично наверное это произошло из-за того, что именно этот храм я увидел первым, и это наложило свой отпечаток. Надеюсь, что мне удалось передать вам хоть немного из тех ощущений, что испытал там я.
У нас с вами впереди еще много храмов. Так что ждите продолжения
Ну а напоследок - вот вам еще один вид на храм с высоты воздушного шара. Тут также хорошо видно границу между пустыней и оазисом в Долине Царей
Вперед, к Дир эль-Бахри!