Продолжаем нашу прогулку по городкам Германии. На этот раз мы отправимся в Вормс, уникальный "город трех историй" - еврейской, христианской и мифологической. Немного поговорим о нибелунгах, посмотрим один из самых знаменитых соборов христианского мира и посетим самое старинное в Европе еврейское кладбище. Ну а напоследок заедем в находящийся неподалеку город Швецинген, где полюбуемся потрясающим дворцовым парком.
Начну я все-же с христианской истории, так как в Вормс обычно все-же едут, чтобы посмотреть на легендарный собор Св. Петра.
Вормский собор был построен между 1130 и 1181 годом на холме в самой высокой точке города, с целью защитить его от наводнений. Раньше здесь находилась церковь, датированная VI веком, а в начале XI века здесь была романская базилика, которую снесли перед строительством собора. Это последний (по дате строительства) из трех соборов, построенных в романском стиле - после собора в Шпайере -
http://lorien22.livejournal.com/272444.html и Майнце. Поскольку все эти три собора расположены в городах на Рейне, их называли "Рейнскими". А так как вдобавок их строили под прямым покровительством императора Священной Римской империи, их также называли "имперскими" - в итоге получилось "Имперские Рейнские соборы".
Главной отличительной чертой имперских соборов было наличие двух хоров - в начале и конце нефа. Вторые, дополнительные хоры предназначались для императора и его семьи, что ставило имперскую власть на один уровень с властью Божьей, а положение хоров олицетворяло также и некое разделение власти между Богом и кайзером. От себя добавлю - собор настолько громадный, что находясь в непосредственной близости от сооружения, взять его в кадр полностью не представляется возможным никак. Тем более в те годы, когда техника была еще не так развита, да и фотографировать я особо не умел и не любил.
Именно здесь, в этом соборе, проходил рейхстаг. Не тот, что вы подумали, а рейхстаг 1521 года, в котором Мартин Лютер (опять-таки не тот, о котором вы подумали) отвечал за свои делишки перед императором Карлом V. Поскольку год до посещения Вормса я поступил на исторический факультет, а реформация, инициированная Лютером, считается едва ли не главным историческим событием современного мира, то этот собор имел для меня дополнительное значение.
Странные скульптуры у подножия собора
У собора столько украшений - что снаружи, что внутри, что описывать их не хватит и пяти постов, поэтому делать этого я не буду. Отмечу только памятник какому то из Пап у входа в собор. Похожий недавно поставили в нашем Бейт ха-Галиль в Галилее, после того, как в 200 году его посетил Папа Римский Иоанн Павел II -
http://lorien22.livejournal.com/271195.html Ну а теперь резкий переход от христианства к иудаизму. Поскольку старинное еврейское кладбище Вормса "Святой Песок" (Heiliger Sand) находится в непосредственной близости от собора - туда мы и направимся.
Вход на кладбище
В средние века в Вормсе был центр ашкеназского еврейства, а Высшая школа Талмуда в городе представляла собой духовный центр иудаизма - поэтому Вормс иногда даже назывался «малым Иерусалимом». Первые евреи поселились в нем еще в IX веке и уже в 1034 году построили в городе, который называли Вермайса, первую каменную синагогу в Германии, которую назвали в честь главного своего богослова - Раши, чьи комментарии к Талмуду актуальны до сих пор. Этой синагоге, как впрочем и евреям Вормса, не особо повезло - дважды она подвергалась разрушению от фанатичных крестоносцев - в 1096 году в ходе погрома, в котором вдобавок убили 800 евреев, и в 1146 году. Евреи построили новое здание в 1174 году, в 1186 году здесь построили подземный микве, а в 1212 году пристроили к нему здание женской синагоги. Далее Синагога Раши серьезно пострадала при погромах 1349 (во время чумы 1348 года евреи были обвинены в отравлении колодцев, и весь еврейский квартал и синагоги подверглись разрушению) и 1615 годов, когда должники еврейских торговцев решили вернуть свой долг путем изгнания своих кредиторов и разрушения их духовных центров (вполне типичный способ, не вызывающий особого удивления). Далее, что вызывает еще меньше удивления, синагоги, в том числе и синагогу Раши, полностью разрушили нацисты в 1938 году во время Кристальной ночи. Однако в 1958 году евреи восстановили микву, а в 1961 году - саму синагогу. Но и на этом ее мучения не закончились - в 2010 году пытались поджечь и взорвать какие-то ебанутые пироманы, но здание серьезно от нападения не пострадало.
Еврейское кладбище в Вормсе существует с 1076 года и, насчитывает около 2000 могил. Это самое старинное из сохранившихся в Европе еврейских кладбищ. Здесь похоронены многие знаменитые еврейские мудрецы и богословы того времени, в том числе и сам Раши, однако я в те времена относился к религии не очень дружелюбно (да и вообще как-то могилам не склонен поклоняться), поэтому фотографировать их не стал. Так просто сделал кадр одного из камней.
У меня впрочем и сейчас к религии (не только еврейской) очень сложное отношение, но теперь я лучше понимаю историческое значение этого кладбища. Поэтому и решил хоть вкратце написать о посещении оного спустя столько лет.
Саму синагогу я не сфотографировал, как выяснилось, но есть фотография у модерн-памятника Раши. Я на ней красивый, стильный и с длинными волосами, поэтому решил предъявить на обозрение публики.
В наши дни евреев в Вормсе практически не осталось - нет даже общины или культурного центра. Однако в 70-е и 80-е года прошлого века многие здания еврейского квартала быфли отреставрированы, и теперь это своего рода музей под открытым небом. Ну а мы после всего этого немного прогуляемся по самому Вормсу.
Вормс, наряду с Кёльном, Триром -
http://lorien22.livejournal.com/191355.html и Аугсбургом, считается старейшим городом Германии. Ему не особо везло и без связи с еврейской историей - город за тысячелетия своего существование пережил периоды расцвета, застоя и заката, войны, пожары и прочие напасти. В 1689 году весь Вормс практически был стерт с лица земли французской армией Людовика XIV. Писатель Виктор Гюго, посетивший город примерно в середине XIX века впал в шок - он ожидал увидеть описанный в средневековой литературе красивый и исторический город, а нашел лишь груду развалин и камней. Город восстановили, но новые архитекторы находились под влиянием современных течений конструктивизма и функционализма, и Вормс приобрел совершенно другие черты. В наши дни он вдобавок стал индустриальным городом, однако в нем все равно хватате как исторических, так и культурных ценностей мирового уровня.
Мне очень понравилось здание Ратуши Вормса. Оно построено в современном стиле и разительно отличается от типичных немецких ратушных зданий, но именно в этом, на мой взгляд и заключается его прелесть.
Выходим на площадь Людвигплац
В старину это была главная площадь, названная в честь Великого герцога Людвига IV фон Гессен-Дармштадта, много сделавшего для развития промышленности в городе. После смерти герцога в 1892 году в его честь на площади установили обелиск, который мы и видим. От площади отходит улица с красивыми фонтанами или скульптурами - как хотите, так и назовите
Еще немного фонтано-скульптур
И меня на фоне фонтано-скульптур
Кроме важной христианской и еврейской истории, вормс также имеет историю мифологическую. Его называют «Городом нибелунгов», так как именно в Вормсе происходят многие события, описанные в германском эпосе «Песнь о нибелунгах». В городе имеются памятники героем эпоса, Музей нибелунгов и мост Niebelungenbrücke, построенный в том месте, где по преданию в водах Рейна было затоплено золото нибелунгов. Увы, до моста я так и не добрался, о чем сейчас очень жалею. Вообще пересмотрев фотографии я понимаю (как и в случае многих других городов), что в Вормс неплохо было бы съездить повторно и куда более подробно. Если мое нынешнее предубеждение против Германии когда-нибудь пройдет, вполне может быть, что я это и сделаю. А теперь мы совсем ненадолго заскочим в Швецинген.
Швецинген находится примерно в 45 километрах от Вормса, 15 километрах от Хайдельберга, и десяти километрах от Шпайера. Главное в городе - это замок, и даже не сам замок, сколько изумительные сады вокруг. Это что-то с чем-то
К сожалению времени на Швецинген было совсем мало, а на фотографировать - еще меньше, поэтому ни фотографий самого замка, ни уникальной мечети при нем, ни даже кадров самих садов у меня практически нет. О чем я сейчас тоже очень жалею.
Так что и в Швецинген неплохо было бы вернуться. Вообще всюду неплохо было бы вернуться, особенно если бы нам был отведен срок жизни лет так в пятьсот... Но поскольку увы пока современная медицина до таких высот не доролса, остается лишь разбирать старые фотографии и предаваться ностальгии. А пока я рекомендую всем потратить день на этот замечательный замок и его парк и напоследок предлагаю еще одного меня со скульптурой в Швецингене - а-ля коммунизм стайл))
Всем спасибо, все свободны)))