Копенгаген - огромный город. Город многочисленных замков, церквей, парков, людей со всего мира, непрекращающихся дождей, набережных, шпилей и башен, старинных зданий и домов-модерн - на квадратный метр датской столицы иногда приходится столько, что во всем этом изобилии просто теряешься. И когда хочется прийти в себя и дать глазам отдохнуть (а также спрятаться от ненасытного климата и немного обсохнуть), хорошо вспомнить, что Копенгаген - это также город музеев.
Два главных музея датской столицы - Национальная галерея (на картинке наверху) и Глиптотека Карлсберга, в которой во-первых просто красиво и уютно, а во-вторых - представлена серьезная коллекция французских импрессионистов. Начнем с национальной Галереи.
Пришел я к открытию (время ценно). Сначала показалось, что все хорошо - кроме меня, возможности насладиться искусством в тишине и покое ожидал еще один человек (кстати на картинке можно заметить, что представляет из себя Копенгаген - просто сосчитайте количество башенок и шпилей). Однако вскоре набежало невероятное количество туристов. Причина тоже выяснилась очень быстро - в галерее проходила изумительная выставка Матисса - "Двойники и вариации".
Матисс был абсолютно обсессивен, и рисовал одну и ту же модель или вид десятки раз, в стремлении достичь совершенства.
Однако сам художник был уверен, что ему это никак не удается.
Еще один пример обсессивности Матисса.
Творческие муки
И конечный результат
Матисс конечно не Кислинг, но и свои фем-фатали у него получались очень даже)
Странные женщины Матисса
На выставке также были и знаменитые одалиски художника, и еще много чего, так что мне повезло, что я попал в музей именно в эти дни. А этот портрет не с выставки - он из абсолютно умопомрачительного Louisiana Modern Art Museum в Хумлебааке, о котором будет отдельный пост. Фотографировать было нельзя, но я все равно сфотографировал, и на мой взгляд без него этот небольшой рассказ о Матиссе будет неполным.
Матисс - как человек и как художник - пережил все многочисленные ужасы двадцатого века. Тем не менее, он отказывался отражать окружающий мир, который разваливался у него на глазах, и переносить его в свое творчество. По мнению Матисса, искусство должно быть только прекрасным и радовать глаз, а не говорить о социальных или насущных проблемах. Своими картинами французский художник как бы ограждался от мира, он закрывался в творчестве, и не пускал никого и ничего внутрь этого микрокосмоса. Так и на автопортрете, который выполнен абсолютно в реалистических тонах, столь не свойственных для Матисса. Художник сидит в костюме - признак старой и доброй культурной Европы - и перед мольбертом. Под его стулом красный ковер - опять-таки яркие и веселые цвета. Обе руки Матисса (одна держит кисть, другая палитру) указывают на холст, причем это почти фаллические символы (обратите внимание на большой палец правой руки). Все в этом автопортрете указывает на искусство, нет никакого внешнего мира, никаких раздражителей - есть только картина, единственный смысл сущестования.
Ну а теперь немного о датском искусстве.
К сожалению о датском искусстве я знаю очень мало, и не хотелось бы рассуждать о том, о чем не имеешь четкого представления. Главное о развитии художественных направлений датских художников сказано здесь:
Я же просто покажу несколько картин, которые мне понравились.
Как можно заметить, какртины в основном выполнены в мрачных тонах, и рассказывают о тяжелой жизни простых людей. И хотя с тезисом Матисса я по большому счету согласен, такие картины мне нравятся куда больше.
"Слепая женщина читает книжку". Можно еще "Явление Христа народу".
Отдельно стоит упомянуть об Эмиле Нольде, который хоть и не совсем датчанин (сам он считал себя немцем), но производит на меня неизгладимое впечатление.
Нольде, убежденный в превосходстве германского искусства в 1934 году вступил в ряды нацистской партии. Однако его творчество было признано "дегенеративным". Более тысячи работ художника были конфискованы, частью проданы, а частью - уничтожены. В 1941 году Нольде запретили писать, и ожесточившийся художник уединился в Зеебюле, где тайком писал небольшого размера акварели, назвав их впоследствии своими «ненаписанными картинами». Всего Нольде написал около 1300 акварелей.
В Национальной галерее есть и много шедевров мирового уровня. Например портрет Лютера, кисти Лукаса Кранаха-старшего.
А есть и прикольные мистеры сычи на коньках)
Что-то я так увлекся Национальной галереей, что об остальных музеях чувствую придется рассказать вкратце. Причем я не рассказал и десятой дооли того, чего хотел). Итак, прямо за зданием Национальной галереи находится еще один приятный и куда менее масштабный музей, тем не менее заслуживающий посещения - коллекция Хиршпрунга.
Самая известная картина с выставки - портрет Педер Кройера "летний вечер на пляже Скагена. Кройер - из группы художников, разорвавших оковы традиционных академических запретов в датском искусстве и отошедших от наследия художников "золотого века". Именно они обновили искусство в Дании и принесли в него модернизм.
"Семья рыбака чистит рыбу". А следующая картина для меня больше всего символизирует Копенгаген.
Юлиус Паульсен. Вид на Гавань после рассвета, Копенгаген. Неяркие непонятные цвета - это не потому, что я неудачно сфотографировал, а потому, что именно так, и в моем сознании запечатлелся этот город - неяркий, вечно в тумане, но тем не менее красивый и по-своему оригинальный.
Ну а теперь все-же несколько картин из Глиптотеки Карлсберга. Думаю, этого художника представлять не надо)
Нетипичный Ван-Гог
Типичный Ван-Гог)
Берта Моризо. Она осталась в тени других импрессионистов, и по-моему незаслуженно.
Есть в Копенгагене и еврейский музей.
Спроектировал его никто иной как знаменитый архитектор Даниэль Либскинд - который также построил еврейский музей в Берлине, и между прочим именно он спроектировал ту самую Башню свободы, которая строится в Манхеттене на месте Башен-Близнецов. Также он спроектировал прикольный торговый комплекс в Варшаве, который я тоже недавно видел)
Строящийся сбоку жилой небоскреб - также проект Либскинда. В Датском еврейском музее к сожалению фотографировать запрещается - шут поймет почему. Поэтому фоток оттуда у меня к сожалению нет, но изнутри музей очень интересен.
Напротив музея - прикольный парк. На этом пожалуй и завершим.
К сожалению и в этот раз многое осталось за бортом. Например музей Исламской керамики и искусства David's Collection, который кстати сейчас лидирует в рейтинге самых популярных и посещаемых музеев Копенгагена (может потому что он бесплатный)), или музей скульптур Торвальдсена. Если кому интересно - пишите, может я тогда сделаю отдельный пост.