На очередном Livejournal meetup блогерам презентовали новый титулованный кинчик, получивший главную награду 69-го Берлинского кинофестиваля - «Золотого медведя». Совместное производство Франции, Израиля и Германии.
© Arte France Cinéma
И я наверное в третий раз в своей жизни оказался один в кинчике. Между прочим очень удобно - можно развалиться и разлечься.
В процессе просмотра у меня неоднократно возникало ощущение, что я смотрю какой-то пиздец треш. Но я заставил себя досмотреть до конца: впечатления неоднозначные, равно как и бесчисленные отзывы на этот кинчик в интернетах. В Интернете уже много отзывов, все пишут что-то приличное, пишут красивыми словами про дуализм, диалектику, про отчуждение и одиночество, про патриотизм и прочее. В целом - ничего существенного. Конечно, в этом фильме можно увидеть все, что угодно. А я вам скажу, что увидел в нем я.
В фильмах я редко что-то глубинное понимаю, как и в прочих видах искусства. Но в моей голове возникло множество мыслей - в принципе, это уже хорошо, как для меня, так и для кинчика. Всем хорошо.
Итак, есть молодой переселенец из Израиля - Йоав. Он сбежал из своей страны в Париж.
Осторожно, спойлеры.
Приехал в какую-то огромную пустую квартиру в крутом доме старой постройки в центре Парижа. Пошел мыться... и тут его заботливый оператор показал во всей красе. Кстати, по сюжету фильма не принято скрывать голых мужиков - их принято показывать во всей красе с болтающимся писюльком. Думаю, кого-то из вас этот фильм заинтересует уже на этом моменте.
Затем парнишка обнаружил, что у него сперли все вещи. Побегав по парадной, он возвращается, садится в ванную и типа замерзает. Его соседи - молодая парочка Эмиль и Каролина обнаруживают его голеньким в ванной и тащат бренное тело к себе в роскошную кроватку, укрывая шкуркой дикого животного.
Эмиль мило ложится под одеялко со спящим незнакомцем и начинает его заботливо обтирать. Затем он одевает Йоава в модные шмоточик от Kenzo, дает в придачу кипу модных рубашек, труселей, айфон, пачку евросов. Крутой сосед. Взамен эмигрант снимает пирсинг с губы и кладет в ладошку добрячка. С этого момента мы понимает, что у Йоава что-то не то с головой. Режиссер нас будет держать в состоянии укуренности до самого конца фильма.
На следующий день Йоав съезжает в другую квартиру - попроще, затыкает модными шмотками дыру в потолке и питается как нищеброд за 1,28 евро в день. При этом странно, откуда у него бесплатное жилье, за которое он ничего не платит. Великий сценарист оставляет все это втайне.
Эмиль - типичный сыночек богатенького папочки, у которого есть завод. - Занимайся чем хочешь, сына! - сказал ему папочка.
Что же выбрал сын? Сын выбрал профессию писателя. И уже написал 40 страниц убористого текста. Еще Эмиль рассказывал, как ловить музу за хвост. Нужно бухнуть вискаря, если не помогает - послушать классическую музыку. В общем - талантливый парниша-лошок, который на протяжении всего действа несколько раз одаривал незнакомца евросами.
И вроде бы все хорошо, но Эмиль с Йоавом так мило обнимались... и смотрели друг на друга. Я таки ждал продолжения этой сюжетной линии... но что-то не срослось.
Его подруга - Каролина, еще тот персонаж. Девочка бегает в шортиках размером с труселя (я так и не отличил одно от другого) по парадной и по соседям. В итоге (внезапно) выяснилось, что девочка промышляла шлюховатым поведением, со всеми спала, пока ее не подобрал Эмиль. Эмиль то, конечно же, сделал из нее человека, и она ринулась в искусство - заиграла на гобое. Вообще очень странненько - они стали проводить время втроем, мило поглядывая друг на друга.
Вот, например, сидят котики на травушке:
© Arte France Cinéma
Я думал, что Йоав уведет Эмиля из этой сладкой парочки. В итоге с ним стала спать Каролина. Норм друга нашел, что тут. Причем эмигрант продолжил брать деньги у Эмиля.
Потом Эмиль об этом узнал, не стал закатывать истерики, а тихонько предложил Йоаву и Каролине пожениться, и поспособствовал подаче заявления на гражданство. Но Йоава и это не смутило, он так и продолжил ходить к Эмилю, который наконец-то ощутил, что что-то идет в его жизни не так. Падшую шлюшку - и ту увели!
Йоав общается с местными евремя, устраивается в охрану консульства (интересно, как это - без паспорта). Оттуда его походу выгоняют, потому что он ведет себя неадекватно.
У него появляются такие же неадекватные друзья.
Вообще Йоав - конченый персонаж. Так, он смотрит все время в землю, чтобы не искушаться красотой города. Постоянно тырит мелочевку в магазинах. Устраивает какие-то экстравагантные поступки, от которых в итоге сбежала и сама Каролина. Пошел сниматься моделью на гейское (?) порно, где он засовывает палец себе в задницу и вопит на камеру (да-да, режиссер все это показать во всей красе). Отказывается говорить на иврите, при этом кричит на этом порно на иврите и планировал вообще учить людей ивриту за деньги.
Чего стоят только его истории! Все его истории в основном ограничиваются событиями из службы в армии (просто нес службу и общался с пулеметом на учебных стрельбах, это вам не Афган, который меняет сознание каждого) и историями про Гектора, которые читали ему родители в детстве. На этом познания ограничиваются. Но, судя по всему, чуваку снесло крышу еще в самом детстве.
Отдельная история: Йоаву показывали в армии при решении вопроса о дальнейшей карьере картинки, которые нужно было позитивно описать. На одной картинке был нарисован мальчик, сидящий посреди комнаты, со скрипкой и смычком. А он подумал, что это ружье и магазин. С ним потом долго беседовал психолог.
И что же он делает с этими бесценными душещипательными историями? Он дарит их Эмилю! Вот такой и говорит: «Я тебе дарю все мои истории, Эмиль! Даже про скрипку». Щедрый парень.
Правда в конце фильма он их снова забирает. Деньги вот только не возвращает. Да ладно, у Эмиля денег много, а историй у Йоава всего чуть-чуть.
Кажется, основной акцент должен был быть на его диковатости, а не на конченности. В итоге герой получился туповато-конченным.
Итак, что я увидел в итоге в фильме:
1. Конченного и диковатого Йоава. Израиль далеко не самая дикая страна, не знаю, почему сложили сюжет именно так.
2. Кучи несостыковок (откуда у эмигранта бесплатные квартиры в центре, как он работал без документов и прочее).
3. История про наивных богатых парней - лошков, которыми все пользуются.
4. История про шлюшку, которую уже ничего не исправит. Кстати, такое поведение зачастую связано с занятием искусством.
5. Мораль в том, что эмигранты все равно тусят с эмигрантами и сложно ассимилируются в местное общество. В каждой стране есть свои проблемы.
6. Странные эпизоды с Эмилем и Каролиной, больше напоминающие какой-то приквел к порно-фильму - особенно после сцен с обнаженным героем и Каролины в трусах-шортах. Мисье Надав Лапид знает толк в извращениях!
Больше не увидел ничего. Если кто увидел - буду рад почитать.