Августовским утром жители небольшого поселка в штате Мэн увидели, что к берегу подходит огромное судно. Его четыре трубы были выкрашены в два цвета - черный и золотисто-желтый. Что позабыл Olympic, флагман компании White Star, в бухте Бар-Харбор на севере Новой Англии? Телеграфист отправил запрос в Нью-Йорк. Оттуда моментально ответили, что Olympic стоит у причала №59. Но видение не исчезло...
Это был не призрак. И не старший систершип печально известного RMS Titanic, а последний четырехтрубный пароход Северогерманского Ллойда - Kronprinzessin Cecilie. Почему он пришел к берегам штата Мэн? И почему его трубы были не черными, как у всех лайнеров компании, а черно-желтыми, как у "англичанина"?
Когда началась Великая война, лайнер шел из Нью-Йорка в Данциг. Известие о вступлении Великобритании в войну капитан Поллак получил по радиотелеграфу, в двух днях хода от Саутхэмптона. Вместо того, чтобы взять курс на один из нейтральных портов - например, Бильбао - Поллак решил вернуться в Америку. Это было вызвано тем, что на борту находился крупный груз драгоценных металлов. Капитан не хотел, чтобы нейтралы арестовали груз.
Объявление о том, что Kronprinzessin Cecilie возвращается в США, вызвало бурю эмоций на борту. Два пассажира - американские миллионеры - пришли к Поллаку и предложили продать им пароход, чтобы поднять американский флаг и следовать в Европу. Капитан отказался. И отправил матросов красить трубы. На всякий случай.
И через три дня "кронпринцесса", замаскированная под лайнер White Star, бросила якорь в бухте Бар-Харбор...
Прежде чем рассказывать о дальнейшей судьбе последнего ллойдовского четырехтрубника* - несколько слов о его появлении на свет. Судно, названное в честь наследной принцессы Пруссии и Германской Империи, было построено на верфи Vulcan в Штеттине (нынешний Щецин). Судьба Kronprinzessin Cecilie не задалась сразу - в июле 1907 года, в канун широко анонсированного первого рейса, она затонула в Бремерхафене. Однако ее удалось быстро поднять и отремонтировать. 7 августа того же года она вышла в море. На борту было более тысячи пассажиров.
Как и ее систершип Kaiser Wilhelm II, построенный четырьмя годами раньше, "кронпринцесса" имела водоизмещение 19.000 тонн, 216-метровый корпус и двухвальную паровую двигательную установку. Максимальная скорость составляла 22,5 узла. Салоны и каюты первого класса отличались весьма изысканной и дорогой отделкой, к услугам состоятельных путешественников были приватные обеденные залы и огромный аквариум с живой рыбой - новинка для того времени! Однако большинство пассажиров составляли не "богатые и знаменитые", а эмигранты из Восточной Европы, стремившиеся в "страну неограниченных возможностей". Билет для палубного пассажира стоил всего 25 долларов, билет первого класса - 2500. Разница стократная!
Фотографии - из брошюры Norddeutscher Lloyd, 1910
Капитан Ханеман, предшественник Поллака
Причал Norddeutscher Lloyd в Нью-Йорке
Итак, "кронпринцесса" пришла в Бар-Харбор. Пассажиров и их багаж отправили на берег в первый же день. А что делать с пароходом? Американские власти решили судьбу Kronprinzessin Cecilie не сразу. Только через неделю после прибытия команда была интернирована, а в ноябре лайнер отбуксировали в Бостон. Там он и простоял до 1917 года, пока Соединенные Штаты не вступили в войну.
Былую гордость Северогерманского Ллойда переименовали в Mount Vernon и начали использовать как войсковой транспорт.
В сентябре 1918 года Mount Vernon, который шел из Европы с ранеными американскими солдатами на борту, торпедировала германская подводная лодка U82. Погибли 35 человек (по другим данным - 34, 36 или 37), в борту образовалась большая пробоина.
Помпы сработали безукоризненно, и судно своим ходом, на 15 узлах, дошло в Брест, где стало на ремонт.
После окончания войны Mount Vernon совершил еще несколько рейсов через Атлантику - солдаты возвращались домой, осенью 1919-го побывал во Владивостоке, вывез оттуда американских граждан и беженцев. А потом был выведен в резерв. И 21 год простоял вместе с другими бывшами "немцами" в Чесапикском заливе.
В 1940 году американцы предложили свои старые военные трофеи в аренду британцам, нуждавшимся в транспортных судах. Предложение было отвергнуто - ремонт занял бы слишком много времени и обошелся бы слишком дорого. И Mount Vernon ex-Kronprinzessin Cecilie пошел на слом вместе с другими пароходами, когда-то ходившими под флагами Северогерманского Ллойда и Гамбургско-Американской Линии.
А теперь - короткая справка о женщине, в честь которой был назван этот лайнер.
Герцогиня Цецилия Августа Мария родилась 20 сентября 1886 года в Шверине. Ее родители - герцог Фридрих Франц III Мекленбург-Шверинский и великая княжна Анастасия Михайловна, внучка Николая I (персона высшей степени примечательная и заслуживающая отдельного рассказа).
В 1905 году Цецилия вышла замуж за старшего сына императора Вильгельма II - Фридриха Вильгельма Виктора Августа Эрнста, наследного принца Пруссии и Германской Империи.
4 июля 1906 года родила первенца - принца Вильгельма (он погибнет в 1940 году во время Французской кампании и именно после его смерти Гитлер запретит принцам служить в действующей армии).
Ее второй сын - принц Луи-Фердинанд - в 1938-м женится на Кире Романовой, дочери вел. кн. Кирилла.
Супруга кронпринца в предвоенной Германии считалась образцом элегантности. Ей подражали сотни тысяч женщин.
Для принцессы Цецилии во время Первой мировой войны построили в Потсдаме дворец Цецилиенхоф. Однакоэтот дворец, в котором в 1945 году пройдет Потсдамская конференция, назван не в честь кронпринцессы, а в честь ее младшей дочери, родившейся в 1917 году.
В 1923 году семья кронпринца Вильгельма вернулась в Германию. Бывший престолонаследник попытался (и довольно неудачно) заниматься политикой, а его жена стала патронессой крупнейшего германского женского союза.
1926
Цецилия пережила Вторую мировую войну, пережила своего знаменитого свекра, мужа и двоих сыновей (о принце Вильгельме я уже говорил, а принц Хубертус, третий по старшинству, умер в 1950 году во время экспедиции по Юго-Западной Африке). Кронпринцесса Прусская скончалась в 1954 году в Бад-Киссингене, Германия.
Да, чуть не забыл - в ее честь был назван четырехмачтовый барк Herzogin Cecilie, построенный в 1902 году. После Первой мировой войны он был передан в счет репараций французам, которые продали его финскому судовладельцу Густафу Эрикссону. Барк погиб в 1936 году, разбившись о скалы у берегов Девоншира.
-----------------------------------
* Я
упоминал эти пароходы сравнительно недавно. Внимательно взглянув на
американскую 20-долларовую купюру, думаю, что изображен на ней не Kaiser Wilhelm der Grosse, как я вначале предположил, а более новый пароход - Kaiser Wilhelm II или Kronprinzessin Cecilie.