Можете считать этот пост
откликом на результаты вчерашнего опроса. Если точнее - на самый последний пункт :)
Эта картина называется "Автопортрет. Тамара в зеленом Bugatti". Датирована 1925 годом.
С зеленым автомобилем все более или менее ясно. Полностью он выглядел примерно так:
А кто такая Тамара?
Знакомьтесь: Тамара де Лемпицка, урожденная Мария Гурска:
Она родилась в 1898 году в Варшаве в семье преуспевающего адвоката. Когда ее родители в 1912-м развелись, девочка переехала к тетке в Санкт-Петербург. Через год она встретила человека, за которого решила выйти замуж. И вышла: в 1916 году в петербургском костеле ее обвенчали с Тадеушем Лемпицким:
В октябре 1917-го Тадеуша арестовали большевики. Мария проявила недюжинную энергию и с помощью шведского консула добилась освобождения мужа. Сразу после этого молодая пара покинула Россию и через Скандинавские страны добралась до Лондона. Оттуда Лемпицкие переехали в Париж. В 1919 году, вскоре после рождения дочери, пани Лемпицка решила стать художницей. Взяв новое имя - Тамара - и добавив к фамилии аристократическую приставку "де", она поступила в художественную академию на улице Гранд-Шомьер, где ее учителями были Морис Дени и Андре Льот. Через пару лет она уже выставляла работы в салонах. И не только выставляла, но и продавала - настолько успешно, что в 1923 году смогла позволить себе покупку спортивной машины и платья от лучших модельеров.
В ранних работах Тамары преобладал кубизм. Однако прямые линии то и дело пересекались с изогнутыми, прямоугольные формы - с закругленными. Критики называли это направление "мягким кубизмом". И стиль художницы очень быстро трансформировался. Она пережила краткое увлечение сюрреализмом:
но быстро нашла свою манеру, как нельзя лучше отвечавшую требованиям времени.
В этой работе середины 20-х, как и в автопортрете (опубликованном на обложке стильного германского журнала Die Dame), от кубизма уже очень мало. А затем к плавным линиям добавились острые углы - эффектные, как на рекламном плакате. Такая манера стала своего рода визитной карточкой стиля Art Deco:
Первая персональная выставка художницы состоялась в Милане под патронажем графа де Кастельбарко. 28 картин, которые критика разнесла в пух и прах, были проданы - все до единой. Несмотря на статьи дипломированных искусствоведов о "пошлой живописи".
Стиль публике нравился. У Марии-Тамары не было отбоя от заказчиков. За портрет она брала 50 тысяч франков (2000 долларов по тогдашнему курсу). Правда, некоторые клиенты желали получить не только картину, но и нечто большее. Так, знаменитый поэт Габриэле д'Аннунцио, пригласив художницу на свою виллу, попытался ее соблазнить. В результате поэт остался без портрета, а Тамара - без гонорара. Другие заказчики вели себя прилично, например, маркиз Сомми:
Женщин де Лемпицка писала гораздо чаще и с большей охотой, чем мужчин. Критики называли ее работы "извращением наследия Энгра". Не знаю, что думал Энгр о своих моделях-одалисках, а вот интерес Тамары к женской красоте был далеко не академическим:
Да, она была бисексуальна. И крутила романы с дамами полусвета, звездами мюзик-холлов и черт знает еще с кем. Вот героиня одного из этих романов, певица Сюзи Солидор из клуба "Ночное купе":
Естественно, пану Тадеушу все это не нравилось. В 1927 году он оставил Тамару, а в следующем году был оформлен развод. Художница не переживала и продолжала работать с прежней энергией.
В числе ее клиентов были испанский король и греческая королева, а также множество титулованных особ. В конце двадцатых годов некий барон Куффнер обратился к де Лемпицки с заказом на портрет своей любовницы. Заказ был выполнен, после чего барон с любовницей расстался и закрутил роман с Тамарой - отлично зная о ее нетрадиционных интересах.
Впоследствии он женился на Тамаре. Экстравагантная художница, прибавив к фамилии бaронский титул, в новом браке проявила и должное внимание к супругу, и прозорливость: она уговорила барона продать всю недвижимость в Восточной Европе. С начала 30-х годов де Лемпицки была уверена в неизбежности новой мировой войны.
В 1939 году супруги отправились в США - в "продолжительный отпуск". В Нью-Йорке и Голливуде Тамара имела не меньший успех, чем в Париже, кинозвезды забросали ее заказами - но стиль де Лемпицки как раз в это время изменился вновь. Почувствовав, что время Art Deco ушло, художница стала работать в академичной манере, во многом сходной с манерой Сальвадора Дали того же периода. Успех быстро изменил ей. Не помогли ни выхолощенные "римейки" старых известных работ, ни обращение к модному абстракционизму. Последняя персональная выставка де Лемпицки (1962) была очень холодно встречена и критикой, и публикой.
Тамара де Лемпицки умерла в 1980 году. О ней не забыли - Джек Николсон коллекционирует ее картины, Мадонна появлялась как минимум в трех клипах, снятых "по мотивам", в позапрошлом году на Бродвее был поставлен моноспектакль о жизни художницы. Она стала одним из символов Art Deco. И не только - взгляните на этот плакат-монтаж, изготовленный в Оттаве:
Хотели сделать рекламу гей-парада, а получился дизельпанк. Впрочем, авторам таких плакатов советы пусть дает кто-нибудь другой. Я же напоследок отмечу, что в последнее время резко возрос интерес не только к Art Deco, но и к позднему кубизму, в том числе к "мягкому кубизму" де Лемпицки. Стиль возрождается! И эта картина венесуэльского художника Джанбаттиста Руссо посвящена Марии-Тамаре:
P.S. Обратите внимание на приемник. Это же
"Патриот"! Воистину дело Нормана Бела Геддеса живет в веках. Но о нем мы поговорим как-нибудь в другой раз.