![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/00110e0r/s320x240)
Среди различных "летающих крыльев" самолеты американского конструктора Винсента Джастеса Бурнелли занимают особое место.
Еще в 1921 году Бурнелли сконструировал и построил транспортный биплан
RB-1 (на фото слева) весьма необычного вида. Он рассчитывал использовать подъемную силу не только несущих плоскостей, но и самого фюзеляжа. В результате получился самолет с рекордно широкой кабиной - 4,45 метра! - и двигателями, вмонтированными в фюзеляж. Биплан разбился, но изобретатель не опустил руки и через три года построил новый самолет RB-2, выполненный по такой же схеме. Это была мощная (2 двигателя по 600 л. с.), достаточно компактная и очень грузоподъемная машина, способная нести 25 пассажиров или 2700 кг груза. Ее использовали в рекламных целях - в просторной кабине умещался не только новенький автомобиль, но и офис дилера, где заключались контракты на поставку автомашин.
Несмотря на свои выдающиеся характеристики и громкую славу, RB-2 в серию не пошел.
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/0010h3ca/s320x240)
Более подробно о нем можно прочитать
в "Уголке неба" (все остальные ссылки в этом тексте - на соответствующие разделы того же источника).
За RB-2 последовал
СB-16 (1927) с увеличенной грузоподъемностью, который на протяжении двух лет выполнял коммерческие рейсы. В 1929-м он разбился, но никто из экипажа и пассажиров не пострадал - большая редкость по тем временам!
В 1930 году был - вновь в единственном экземпляре - построен моноплан
UB-20 с 750-сильными моторами и грузоподъемностью 3690 кг. Он с легкостью первозил фордовский автомобиль на внешней подвеске.
В 1933 году Бурнелли получил второй патент на свою разработку (первый был выдан в 1930-м):
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/0010w5gr/s320x240)
А в 1934-м появился
UB-14 с улучшенной аэродинамикой. Предлагаю вашему вниманию две фотографии:
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/0010zb6r/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/0010x3bs/s320x240)
Следующий уникум -
OA-1, дальнейшее развитие все той же идеи. Самолет, построенный в 1940 году, использовался в Королевских ВВС Великобритании.
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/0010tqyx/s320x240)
И уже после войны Бурнелли завершил работу над еще одним широкофюзеляжным самолетом -
CBY3 Loadmaster с двумя 1200-сильными двигателями. Он эксплуатировался с 1945 по 1964 год.
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/00112fqy/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/00111ggp/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/0010s8pw/s320x240)
Кроме того, конструктор не переставал подавать заявки на патенты. И Патентное бюро США исправно эти заявки удовлетворяло - сперва на винтовые самолеты...
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/0010kwhf/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/0010pqhq/s320x240)
...а потом и на реактивные:
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/0010qgzh/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/0010r2q1/s320x240)
Бурнелли остался в истории как автор самолетов-уникумов. Но влияние его идей можно обнаружить в самых разных конструкциях - как реальных, так и фантастических вроде F-37 Talon из фильма Stealth.
* все картинки кликабельны!
x-post to
ru_wunderluft