"Дай мне зиму и собачью упряжку, а остальное оставь себе!"
Кнуд Расмуссен.
Как это ни странно, но учёные считают, что ездовое собаководство возникло гораздо раньше езды на оленях! Без лохматых четвероногих помощников, устремлённых вперёд и тянущих нарты с грузом, погоняемых человеком в меховых мешковатых одеждах невозможно представить себе картину освоения севера.
Каюр прибывает с нужной радиодеталью на отдалённую метеостанцию "Красный Север", 1923 г. (реконструкция).
И юга тоже, кстати. Руал Амундсен свой успех покорения Южного полюса приписывал исключительно собачьим упряжкам. Его соперник, англичанин Роберт Скотт, для передвижения выбрал мотосани, которые вообще оказались непригодны и пони, которые спустя были застрелены, ибо идти дальше не могли. (северный полюс 2 первых раза тоже был покорён с помощью собачьих упряжек)
В Царской России на территории Якутии, Колымы и Камчатки была развита особая «собачья» почта. Развитие посёлков, пусть даже из нескольких домиков, напрямую обязано такой почте: как правило, они возникали на расстоянии одного дневного собачьего перехода: каюр менял собак и ехал дальше. Существовали даже специальные НКВДшные упряжки! В общем, практически до 70-х годов прошлого века использование собачьих упряжек было в некоторых районах единственным способом попадания из одной точки в другую. Вездеходы и снегоходы (и будоражущие умы фантастов провальные мотосани) всё-равно полностью не могли вытеснить упряжки, для которых не требовалось обслуживание, гаражи, толиво, механик Вася и вообще, простой народ себе такую роскошь позволить не мог.
Якутские лошади, олени и прочая четвероногая живность тонула в снегу и смешно падала на люду (не стал исправлять, так смешнее), не могла питаться тем же, чем и морской охотник (жиром и мясом), не могла учуять дорогу домой, особенно в пургу, тонкий лёд и полыньи на море и работала по принуждению, в отличие от собак, у которых в жизни два счастья: есть и жечь молочную кислоту, то есть бегать (имеются ввиду, конечно же, ездовые собаки) Стоит сказать, что езда на собаках активно использовалась, именно, береговыми жителями: они полностью зависили от охоты на морзверя, поэтому всё зимнее время проводили на охоте. Собаки везли их на припай, специально обученные луночные собаки искали лунки, к которым нерпа приплывает для того, чтобы подышать. Ну и обратно, естественно, добычу везли на нартах. Оленные чукчи собак использовали редко, а чаще даже в ритуальных целях.
Дружелюбные "бандиты". Чукотские собаки, как правило, добрые.
Кинологи выделяют отдельную породу ездовых собак - Чукотская ездовая, выведенных в наших краях (голубоглазые сибирские хаски произошли от чукотской ездовой, когда тех вывозили на Аляску золотоискатели, голубые глаза у чистокровной чукотской породы считаются уродством). Конечно же ездовых собак отбирают по их ездовым характеристикам, а не по экстерьеру: часто самая невзрачная шавка, вообще не похожая на ездовую, тянет лучше всех! В начале 90-х на 4000 жителей 2-х районов, в которых развит морзверобойный промысел приходилось более 100 упряжек из полуторы тысяч собак, из них четверть были чистокровные чукотские ездовые. Сейчас дела обстоят, надо думать, хуже.
"Четырёхглазый" анадырский подвид чукотской ездовой, называемый так забелые пятна над глазами (естественно, не чистокровный).
Передвигаются на собаках при помощи нарт. Все «сочленения», например 4 вертикальных копыльев к полозьям, крепились с помощью кожанных ремней, сейчас верёвками: упругая нарта «гуляет», поэтому не ломается на неровной местности и многочисленных торосах на льду (дерево на побережье появлялось исключительно как дар моря, тем более надо дождаться в подарок берёзы, оленеводы, кстати, для изготовления используют и рога оленя).
Традиционный чукотский каюр на традиционной четырехкопыльной чукотской нарте. На каюре меховые нерпичьи непромокаемые штаны, торбаса, поверх верхней части мехового костюма одета брезентовая "штормовка" - камлейка, очки сварщика. В правой руке остол, в левой якорь, который используют при стоянке собак, вбивая его в снег.
Сравните нарту оленеводов. Барана нет, копылья-дуги цельные и сделаны из рогов, полозья загнуты. Догадались для чего?
Полозья в древности подбивались китовым усом и войдались: каюр набивал специальный мешочек снегом и возил его на груди под одеждой. Растаявшую воду он набирал в рот и «обливал» всю длину полозьев перед поездкой. На полозьях образовывался тонкий ледок, помогающий нартам скользить. Сейчас нарты подбивают железом или пластиком. Спереди нарт есть упругая дуга - баран: отбивать всё теже торосы на льду. Тормозили упряжку помимо голосовой команды палкой с металическим наконечником - остолом, есть у неё ещё стояночный тормоз - якорь.
Для гонок сейчас некоторые каюры используют нарты по типу аляскинских, на которых человек едет стоя, спрыгивая и толкая нарту на тяжёлых участках, тормозя ножным тормозом, когда это необходимо.
Упряжка запрягалась веерным и цуговым способом (веерным легче было лавировать в торосах). Сейчас используют только цуговый: у него кпд выше (видел фото из Норвегии, там для катания туриков ставят собак веером, что смотрится, конечно, очень красиво): к центральному потягу крепятся боковые “ответвления” - алыки, которые одеваются на собак.
Раньше упряжь тоже делали из ремней, нарезанных по спирали из шкур тюленей, которые, к слову, охотно поедались собаками, сейчас даже ред фокс выпускает упряжь (не удивлюсь, если мембранные)!
Первыми бегут вожаки, которые чётко понимают команды, и ведут за собой всю упряжку (иногда это сучки, все остальные с вытянутыми языками за ними). В середину ставят мощных, а ближе к нартам самых тупых. Раньше собак погоняли кнутом, сейчас его не используют, хотя встать с нарты, подбежать к запутавшимся, разругавшимся и сцепившимся собакам, отпинать и отдубасить их не считается зазорным, чтобы знали, кто вожак стаи, слушались команды и не грызлись между собой (на гонках за битьё дисквалифицируют). В упряжке от 8 до 12 собак. 6 собак спокойно тянут тяжёлую нарту с 2-мя людьми.
Нарта, запряженая 12 собаками! Рыжие собаки - братья Бочка и Борода (=
Команды для управления разнообразны. Конечно, чаще это чукотские традиционные восклицания, главное, чтобы они различались по интонации, чтобы собака их не перепутала. Мы бегаем с такими командами: вперёд: хэк-хэк, направо: пооть-пооть, налево: протяжный кххххххх, стоять протяжный смехотворный (типа как ха-ха-ха) стояяяять. Я спрашивал каюров на гонке, какие у них команды, на что они ответили: «Да пофигу, какие команды, чаще всего мы орём матами: «Э бл@, куда н@х пошёл!»». Я им говорю: «Ну Вы к Анадырю подъезжать будете, переходите на традиционные». На протяжении всей гонки важно время от времени подбадривать собак разными покриками, выводя из зависания, в который они впадают во время бега (хэч-хээч, их-хаа, тахоок-тахоок, прирр-юха-хаа и проч.) или песенками, отсюда и пошёл образ чукчи на нарте, что видящего, то и поющего. Но каюры этого не делают, как правило. Они зиму бухали, а тут их на гонку отправили - тяжело!
Как я уже упоминал, собак кормят мясом, тем же самым, которым питается и человек.
Каюр подкармливает собак оттаявшим мясом, ловко запуская нарубленные кусочки точно собакам в пасть. Чукотские собаки могут, кстати, долго нести мясо в желудке, переваривая его на остановках. Другие собаки срыгивают непереваренную пищу.
Собаки за сотни лет перестроились на это высококалорийную диету, поэтому работать длятельное время на морозе и ветру, питаясь каким-либо другим кормом не могут, им обязательно нужен жир морского зверя. Плохой бухой каюр даёт собаком мороженное мясо: собаки тратят дополнительную энергию на его «оттайку» и разгрызание, поэтому плохо бегут и восстанавливаются. Бывало так, что собакам дома рядом с привязью просто кидают половину туши замёрзшей нерпы, бедняги в течении времени выгрызают мясо, оставляя шкуру, так глубоко, что чуть сами не помещаются в этот чехол. Хороший каюр варит бульон, который особенно нужен во время 100 километровых переходов. Поэтому на гонке в обязательное снаряжением каюра входит большая кастрюля.
Летом собак кормят мало, или вообще не кормят: они бегают по побережью и обгладывают кости, оставшиеся при разделке китов.
Первая гонка на собачьих упряжках «Надежда» была проведена ровно 20 лет назад и протяжённость тогдашней трассы составляла 1900 километров! 2 года подряд гонка стартовала на Аляске в Номе, по южному побережью через Уэльс, Берингов Пролив (самолётом), Уэлен и далее по южному побережью Чукотки через береговые посёлки шла до Анадыря. (эти 2 гонки выиграла американка) В 90-х годах гонка была по кольцевому маршруту от Лаврентия до Лаврентия, протяжённостью от 200 до 400 км. С 2009 года проходит по маршруту Лаврентия-Анадырь протяжённостью 1200 км.
Схема трассы гонки "Надежда". Взято из книги "Надежда-гонка по краю земли". Сост. Л.С. Богословская
Что интересно, в Лаврентия гонщики добираются своим ходом. Трасса провешковывается через каждые 30-50 метров, вместе с гонщиками едут 2-3 снегохода поддержки. Иногда, особенно в пургу, гонщики теряются. Так же обычно идёт вездеход сопровождения, который везёт груз, корм, помощников, сошедших гонщиков, больных собак и т.д. (интрига: на одном из таких перегонов из навигатора ветеринара гонки Саши Кудлая была украдена карта памяти с картими, что сыграло опрелелённую роль во 2-й части рассказа).
Трасса разделена на 13 этапов, от посёлка к посёлку, самый короткий этап 18 км, самый длинный 135! Победитель 20-й гонки Чайвыргин Владимир прошёл всю трассу за 85 часов, занявший 2-е место Атчитагин Егор (стартовый номер 1 ) за 86, Томилов Геннадий 3-й финишировавший за 90 (далее время растягивается от 92 до 107 часов, 9 участников выбыло).
Очень часто фамилии победителей “светятся” в тройке из года в год, что говорит о том, что эти каюры действительно тренируют собак и относятся к гонке по-спортивному. Участие остальных, особенно умудряющихся накидаться в каком-либо из посёлков мне непонятно. Особенно, когда это проходит в присутствии гостей из-за границы. В этот раз таковых было четверо: 2 канадцев-кинологов и 2 каюров из европы, женщина и парень 23 лет.
Мощные собаки европейских каюров на отдыхе. Среди них есть родственники экспедиционных собак, работающих когда-то на научных станциях в Антарктиде (сейчас собак уже не используют).
Они шли со своими собаками, собаки у них старые, к тому же медленные экспедиционные тяжеловозы, чертовски отставали (28 часов против 11 у лидера этапа!), за что были сняты с гонки. Как они сами объяснили, они и не хотели участвовать, им по кайфу просто проехаться на собачках вдоль Чукотки, кто-то из руководства это хорошо просёк и пригласил их на гонку, ибо в другой раз пройти таким маршрутом в одиночку практически нереально (интрига: это отставание сыграло свою роль во 2-й части рассказа).
Часть 2. В которой рассказывается о моих впечатлениях и приключениях.