Форсса. Бывший финский текстилеград. Часть 1

Oct 17, 2021 23:41



Три крупнейшие городские агломерации Финляндии - Хельсинки, Тампере и Турку - образуют на юго-западе страны почти равносторонний треугольник, со стороной около 160 км. Его часто зовут «треугольником роста» (kasvukolmio); на эти три города с их окрестностями приходится примерно половина населения страны и более половины ее ВВП.

Ну, а если мы отправимся в центр этого треугольника, куда мы попадем? А попадем мы в небольшой город Форсса (Forssa), один из самых симпатичных малых индустриальных городов Финляндии. Его градообразующее предприятие - текстильный комбинат, - однако, давно закрылось, и Форсса сейчас испытывает демографический упадок; население с более 20 тыс. в середине 1980-х снизилось до 16.7 тыс. и продолжает падать. Но производит город все же приятное впечатление; он оказался значительно более живым, чем я ожидал.

Для меня этот город стал одним из последних в Финляндии - скажем так, последний, в котором было что посмотреть. У меня есть список из еще примерно полутора десятка мелких городков, относительно значимых по тем или иным причинам, но я в принципе знаю, что все они уже будут визуально обыденными и малоотличимыми друг от друга. Форсса оставалась последнем непосещенным городом, который имел какую-то любопытную историю и архитектуру.

До Форссы ехать на машине из моего Тампере около 90 км, из Хельсинки было бы чуть дальше. Поезда в Форссу не ходят (хотя железная дорога когда-то была - расскажем про нее ниже), город стоит у пересечения двух важных автодорог - трасс 2 (Хельсинки-Пори) и 10 (Турку-Хямеэнлинна). Из Хельсинки и Турку соответственно есть прямые автобусы вдоль этих трасс, а из Тампере автобусом надо ехать с пересадкой в славном городке под названием Хуйттинен.

Административно Форсса относится к региону Тавастия, или Собственно Тавастия, или Канта-Хяме (Kanta-Häme). Когда-то Тавастия была родиной одного из трех первоначальных финских племен - тавастов, или хяме, или еми. К исторической Тавастии относились широкие площади вглубь страны, включая также современные области Пяйянне-Тавастия (Пяйят-Хяме), Центральная Финляндия, и части Пирканмаа и некоторых других. Центром ее был замок Хямеэнлинна, или Тавастехус, в стратегическом месте на озере Ванайявеси - некогда главном водном пути вглубь Финляндии. Современная же Тавастия не очень велика, по площади лишь чуть больше Центральной Остроботнии, а ее столица, город Хямеэнлинна, сильно меркнет на фоне как Хельсинки, так и выросшего в несколько раз больше ее северного соседа - Тампере.

Форсса расположена на западе Тавастии, на речке Лоймийоки (Loimijoki), вытекающей в нескольких километрах выше города из озера Пюхяярви (Pyhäjärvi, фин. Святое озеро, крайне распространенное название). Лоймийоки течет от Форссы на северо-запад среди плодородный полей в сторону упоминавшегося выше Хуйттинена; на восток же от Форссы начинаются Таммельские возвышенности, район километров в 30-45 шириной, необычно редконаселенный для Южной Финляндии ввиду болотистости, рельефности и малопригодности для земледелия. Зато там красивая природа; почти рядом с Форссой расположено сразу два национальных парка, Торронсуо (Torronsuo) и Лиесъярви (Liesjärvi), а также «народный парк» Саари (Saari, Saaren kansanpuisto). Про эти места, вероятно, следует потом сделать отдельный пост.

Таммела (Tammela) означает «Дубовое»; на землях этой старой волости в 1847 году и была основана прядильная фабрика, вокруг которой вырос промышленный городок, в 1923 году отделившийся от Таммелы в статус местечка (kauppala), а в 1964 получивший статус города. Само село Таммела ныне находится всего в 5 км восточнее Форссы и фактически является ее пригородом. Хотя Таммела и Форсса всегда были чисто финскоязычными местами, название Форсса, очевидно, шведское, от слова fors - «пороги». Оно пошло от названия прядильной фабрики, построенной на порогах Лоймийоки; даже не помню других таких городов, названных в честь собственного завода. В финском языке вообще нет звука F, и местные обычно зовут свой город «Ворсса», а написание «Vorssa» встречается в вывесках многих бизнесов.

В современную Форссу входит также большая часть бывшего небольшого сельского муниципалитета Койярви (Koijärvi) на севере. С озером Койярви, в честь которого был назван муниципалитет, связаны корни современной партии Зеленых и финского природоохранного движения в целом; в 1979 году озеро, совсем мелководное и заросшее, но поэтому же и представляющее собой ценнейшую территорию гнездования птиц, землевладельцы хотели полностью осушить и уже приступили к этому, углубив сток озера, а активисты-молодежь построили там дамбу и стали привязывать себя к ней. Ну, про эту историю можно будет рассказать как-нибудь отдельно (спойлер: озеро таки спасли), я пока что в Койярви не заезжал.

Я побывал в Форссе прекрасным, хотя и пасмурным и сыроватым, октябрьским днем. Давайте же по ней прогуляемся. В первой части поста - по террриториям бывшего комбината, во второй - по остальному городу.


1. И начнем мы с территории старого завода. Текстильный комбинат в Форссе состоял из прядильной (kehräämö) и ткацкой (kutomo) фабрик. Прядильная более старая и находится в самом центре города, ткацкая от нее отстоит почти на километр к юго-востоку. Обе фабрики давно не действуют, но большинство построек сохранились и теперь сдаются для других целей. На фото - бывшее главное здание прядильной фабрики, с которой и началась история Форссы в 1874 году. Ныне в нем размещается местный филиал Тавастского политехнического института (Hämeen ammattikorkeakoulu, HAMK). Тут обучают около 600 человек на медсестер, бакалавров делового администрирования (по-фински это одним словом зовут - «траденоми») в области… гм… лошадей (честно не знаю, они скачки учатся устраивать или что?), и пару других специальностей. Еще в здании действует ресторан «Старый красильщик» (Vanha värjäri).


2. А рядом со зданием фабрики - памятник ее основателю. Аксель Вильгельм Варен (Axel Wilhelm Wahren, 1814-1885) родился в Стокгольме, в еврейской купеческой семье (корнями из Мекленбурга в Германии). Обучившись у дяди красильному делу и став подмастерьем, он попутешествовал по Европе и понабрался уму-разуму на разных текстильных производствах, но в итоге осел в 1838 году в Финляндии, и тогда же крестился в лютеранскую веру. Для начала он арендовал не очень большую кружевную фабрику в Йокиойнене, немного на запад от современной Форссы, у Йозефа Бремера (Josef Bremer), хозяина Йокиойненского поместья и видного финского промышленника, который более прославился как владелец Хёгфорсского завода в Карккиле. Под руководством Варена фабрика, к тому времени уже морально и физически устаревшая, была модернизирована и стала крупнейшей кружевной фабрикой страны, а сам Варен неплохо на этом разбогател. Фабрикой он управлял до 1852 года, но уже в 1847 смог открыть свое дело - ту самую прядильную фабрику, на порогах Кухаланкоски на реке Лоймийоки, всего в 10 км от Йокиойнена.

Ткацкую фабрику Варен основал в 1854 году - немного выше по течению реки, чтобы удобнее было по реке и озеру Пюхяярви сплавлять для нее лес; ткацкая фабрика работала не на водяных колесах, а на паровых машинах. А в 1859 году он объединил обе фабрики в одну компанию Forssa, которая оставалась независимой до 1934 года.


3. Главное здание фабрики было сильно перестроено после пожара в 1872 году, а в наиболее аутентичном состоянии осталось здание слева, склад хлопка, который тоже был одной из первых построек фабрики. В здании сейчас располагается городской музей (куда я не заходил). Труба значительно более новая, перед ней на бывшей заводской площади теперь действует летнее кафе.

Самые старые дома рабочих расположены на ведущей к фабрике улочке Wahreninkatu (ул. Варена), заканчивающейся у музея, но их я как-то пропустил.


4. Еще одно довольно раннее здание - красильный цех. Там тоже сейчас образовательные учреждения, в том числе училище «Варен» (Wahren-opisto), учебный центр для взрослых города Форсса.


5. Фабрика расположена почти что в излучине Лоймийоки, реки довольно небольшой (по крайней мере в верховьях) и весьма мутной, хотя и не грязной. Посередине видна плотина ГЭС.


6. Вид сверху плотины. Изначально плотина использовалась для прямого привода машин; здание ГЭС, слева, построено в 1877 году. Именно как ГЭС она начала работать с 1900-х годов. ГЭС была закрыта в 1970-х годах, но восстановлена в 2010 году и сейчас снова вырабатывает электричество в сеть, хоть и совсем мало - мощность ГЭС составляет 0.1 МВт, до 0.2 МВт в половодье.


7. Рядом с Форссой, кстати, и в наши дни располагается очень интересная электростанция - резервная. Ее распределительное устройство видно на выезде из города в сторону Йокиойнена, справа на заднем плане виднеются постройки самой электростанции. В Финляндии около 1200 МВт резервной мощности, но в основном это старые маломощные энергоблоки, выведенные из регулярной эксплуатации, а эту ТЭС построили специально как запасную в 2013 году, на мазуте, мощностью 338 МВт. Электростанция может быть запущена удаленно в течение 15 мин в случае каких-либо проблем в национальной электросети, например, внезапного отключения одной из других электростанций. Расположение в Форссе выбрано для резервной ТЭС, потому что это один из важнейших узлов электросетей страны в целом - здесь сходятся несколько 400-киловольтных ЛЭП. Пробные пуски производятся регулярно, но и «боевые» - не такая уж и редкость, в основном весьма кратковременные.

Помимо резервных электростанций быстрого запуска, еще несколько ТЭС общей мощностью около 300 МВт определены как резерв мощности для зимних морозов. Потребность в них возникает крайне редко.


8. Но ладно, мы отвлеклись, вернемся к прядильной фабрике. Практически прямо от плотины уже начинаются лодочные пристани. Хотя, казалось бы, куда здесь особо плавать - вверх по Лоймийоки да по озерам Пюхяярви и Куйваярви - а они тоже не то чтоб сильно большие.

Здесь любопытнее небольшое промышленное кирпичное здание слева на заднем плане - это действующая мельница. Когда Варен собрался строить здесь свою фабрику, мельница на этом месте уже была (минимум с 16 века), так что ему нужно было как-то выкупать ее или договариваться с ее владельцами - крестьянами из округи. Варен предложил, чтобы мельница отошла ему, он бы ее снес, построил бы свой завод и рядом новую мельницу, которую он бы в дальнейшем содержал и обслуживал, а бывшие хозяева мельницы сохранили бы право ею пользоваться. На том и порешили в 1844 году.

Любопытнее тут тот факт, что договор между Вареном и владельцами мельницы действует до сих пор. Мельница на фото построена в 1912 году (и работает на электричестве), справа от нее виден желтый домик мельника. Фабрика закрылась, но здания теперь принадлежат городу, и город же отвечает за функционирование мельницы. И потомки изначальных крестьян имеют право ей до сих пор пользоваться, уж не знаю, как это осуществляется на практике и есть ли в этом практический смысл.


9. ГЭС вырабатывала энергию не только для завода, но и для первой в Финляндии (по другим данным третьей, но какие тогда первые две - я не нашел) электрифицированной железной дороги. Форсса осталась немного в стороне от главных железнодорожных направлений, и ветка в нее появилась в 1898 году - узкоколейная. Построил ее не завод в Форссе, а уже упоминавшееся Йокиойненское поместье; к тому времени поместье действовало как акционерное общество, под управлением Юхана Маннергейма (Johan Mannerheim, 1868-1934, младший брат маршала Маннергейма, с 1904 до конца жизни жил в Швеции), и в нем действовали сахарная и гвоздильная фабрики. 22-километровую железную дорогу колеи 750 мм построили от станции Хумппила (Humppila) на магистральной линии Турку-Тойяла[-Тампере], через Йокиойнен до Форссы. Соответственно, по ней вывозили продукцию из Йокиойнена и Форссы, и в Хумппиле перегружали в вагоны обычной колеи.

На Йокиойненской узкоколейке, разумеется, работали обычные узкоколейные паровозы, но в Форссе ее продолжили как заводскую узкоколейку между цехами - вот она-то и была электрифицированной, напряжением 500 В. На узкоколейке действовали два маленьких электровоза, оба германской постройки - Orenstein & Koppel (1899) и Siemens (1905).

Йокиойненское поместье в 1919 году было продано финляндскому государству, а узкоколейка стала частью Государственных железных дорог, VR. Активнее всего она использовалась в войну, когда на Йокиойненской фабрике производилась вся потреблявшаяся финской армией колючая проволока, а в Форссе - ткань для обмундирования. Помимо паровозов, со временем стали использоваться несколько мотовозов и автомотрис. Пассажирское движение, существовавшее на железной дороге с первых лет, прекратилось в 1954 году.

А в 1974 году узкоколейка полностью закрылась - перегрузка на станции Хумппила со временем стала совсем невыгодной. После этого две трети ее были быстро разобраны - от Йокиойнена до Форссы, и от Хумппилы до станции Минкиё. Соответственно, остался только заброшенный 6 км участок Минкиё-Йокиойнен. Годом раньше прекратила существование и электрификация на заводской узкоколейке Форссы; один из электровозов, тот, что поновее, вышел из строя от удара молнии, и восстанавливать его уже не стали, а сняли контактную сеть и перешли на мотовозы.

Местные железнодорожные энтузиасты стали планировать выкупить железную дорогу еще до ее закрытия, и к 1978 выкупили участок Минкиё-Йокиойнен и смогли возобновить музейное движение. Узкоколейка стала музейной. К 1994 году ее сумели восстановить до Хумппилы, но в обратную сторону, до Форссы, участка так и нет. Узкоколейка шла через центр города, и к настоящему моменту почти вся ее трасса застроена и неразличима на местности. Разве что улица, которая вела к вокзалу, сохраняет название Rautatienkatu - Железнодорожная.

Заводская же узкоколейка действовала, в итоге, до 1983 года - дольше всего продержалась на лесопилке, размещавшейся рядом с ткацкой фабрикой и тоже входившей в компанию Forssa. Более старый из электровозов в 2000 году восстановлен (ну, подкрашен) и поставлен тут в павильоне на территории прядильной фабрики. А более новый, тот, что подбило молнией - в музее Йокиойненской узкоколейки на станции Минкиё.

На Йокиойненской узкоколейке я, к сожалению, до сих пор не был, хотя и хотел этим летом. Это самая известная действующая музейная узкоколейка Финляндии (ну, собственно, она всего одна из двух - есть еще весьма малоизвестная Ковйокская близ городка Нюкарлебю в Остроботнии - где я таки был). Кататься на поездах можно в июле-августе, в другое время года покатушки могут быть по праздникам иногда. Желающие могут ознакомиться с их сайтом (на английском).


10. Один из оставшихся от железной дороги артефактов - мост через Лоймийоки, ближе к ткацкой фабрике, сейчас использующийся как пешеходный.


11. Старая прядильная фабрика прекратила работу еще в 1980 году. Здания перешли в собственность города, тогда открылся музей, а, к примеру, в здании бывших столярных мастерских слева - городская библиотека и музей естественной истории.


12. Существенно дольше продолжала действовать ткацкая фабрика, к которой мы сейчас и переместимся. Но тоже до наших дней не дожила. Большое низкое здание автоматизированного ткацкого цеха, справа, было построено в 1950-1951 годах; в свое время цех был гордостью всей страны. Производство в нем закрылось в 1996 году, а в 2002 он был перестроен в гипермаркет. Что ж, не самый худший возможный итог - теперь жители Форссы могут закупаться в довольно уникальном «К-Ситимаркете», и облик здания сохранился.


13. Внутри, правда, кроме формы крыши, ничего особо не напоминает о промышленном прошлом.


14. Этот вид можно с первого взгляда спутать с Тампере - там практически в центре тоже располагается красивая старая фабрика из красного кирпича с большой вывеской Finlayson на крыше.

Компания Finlayson была долгое время крупнейшим предприятием текстильной промышленности в Финляндии. Хотя это тот случай, когда название на «Fin-» с Финляндией на самом деле не связано: основателем компании был шотландец Джеймс Финлейсон (James Finlayson, 1772-1852), смолоду работавший на текстильных фабриках Глазго и добившийся там достаточно высоких должностей. В 1798 году была основана Императорская Александровская мануфактура в Петербурге, для работы на которой пригласили ряд специалистов из Британии - управляющим был Александр Вильсон, тоже шотландец, а Финлейсон стал главным механиком; на этой должности он тоже преуспел и был лично знаком с Александром I. Финляндией он заинтересовался в 1819 году в ходе поездки с миссионером Джоном Патерсоном - Финлейсон был весьма набожен и принадлежал к лютеранскому движению квакеров. В том же году император побывал в Тампере - молодом городке, основанном всего сорока годами раньше, и на тот момент еще совсем захолустном. Водопады мощной протоки Таммеркоски между двумя крупными озерами, находившейся в самом центре города, однако, так и просились, чтоб их энергию использовали для чего-нибудь полезного. И в 1820 году Финлейсон получил разрешение построить производство машин для текстильной промышленности на Таммеркоски.

Таким образом, Finlayson стал первым тамперским заводом, а самого Финлейсона в принципе вообще можно считать отцом промышленной революции в Финляндии - до него ничего сложнее железоделательных заводиков и мелких мануфактур тут ничего не было. Правда, при самом Финлейсоне завод не то чтоб сразу начал процветать; с производства машин для текстильной промышленности, на которые не было покупателей, пришлось вскоре перейти на собственно производство текстиля, и дело заладилось только к концу 1820-х - началу 1830-х. Уже в 1836 Финлейсон продал завод выходцам из Ревеля, купцу Карлу Самуэлю Ноттбеку и лейб-медику Георгу (Егору) Рауху, а сам вскоре вернулся на родину, где умер бездетным в 1852. Но его имя предприятие так и носит по сей день.

К 20 веку Finlayson и Forssa стали главными конкурентами друг для друга, но в конечном итоге Forssa это соревнование проиграла, и в 1934 году Finlayson выкупил большую часть акций Forssa. Названием новой компании стало и оставалось до конца 20 века Finlayson-Forssa, а производство в Форссе, главным козырем которого к тому времени был набивочный цех (набивка - печать по ткани), конечно, продолжилось. Ко второй половине 20 века Finlayson-Forssa стала практически монополистом в Финляндии, купив также, в частности, хлопчатобумажные комбинаты в Ваасе и Пори.

Но, к сожалению, ничто не вечно, и к концу 20 века текстильная промышленность стала одной из первых отраслей, которыми стало выгоднее заниматься в странах с более дешевой рабочей силой. Старый завод Finlayson в центре Тампере закрылся в начале 1990-х. Но куда более тяжко новые тенденции вдобавок с финляндским экономическим кризисом 1990-х сказались на маленькой Форссе, и после закрытия ткацкой фабрики город еще долго страдал от уровня занятости, необычно низкого для его географического расположения в «треугольнике роста». Впрочем, сейчас вроде бы ситуация сильно улучшилась - буквально месяц назад писали в новостях, как в Форссе теперь уже не могут найти работников.

На территории бывшей ткацкой фабрики у Finlayson тем не менее оставалось производство рабочей одежды (выделенное в отдельную компанию) и домашнего текстиля. И то и другое закрылось в 2009 году, когда закончились заказы на одежду от Оборонительных сил Финляндии. Остались только модельеры и логистический центр; последний закрылся в 2019, а что с модельерами, не знаю. Здания сдаются различным бизнесам.

Ну, и фирменный магазин Finlayson остался. Finlayson остается одним из самых известных финских брэндов - сейчас в основном домашнего текстиля. Но производство сейчас все ведется в других странах, в частности, в Турции и Южной Европе.


15. Бывшая фабрика. Производства в Форссе, конечно, остались: главным образом пищевая промышленность (теперь крупнейший сектор) и производство стройматериалов, в частности минеральной ваты. Но не здесь, а за городом.

Вообще, не следует думать, что в Финляндии в целом такая уж ужасная деиндустриализация, что все-де делают давно в Китае, а тут только в офисах бумажки перекладывают. Нет, напротив, это до сих пор весьма промышленная страна, по европейским меркам во всяком случае. Но, во-первых, теперь это в основном или «производство средств производства» - всякая сложная техника, тяжелое машиностроение и так далее - либо, наоборот, такие вещи, как лесная, бумажная, химическая промышленность, металлургия, привязанные к источникам сырья. А брэнды ширпотреба, с которыми сталкивается человек в повседневной жизни - те да, за редкими исключениями производятся сейчас в более дешевых странах. Во-вторых современные заводы не играют такой центральной роли в жизни городов и в структуре общества, да и находятся не на виду, а в промзонах на окраинах. Ну, и трудоустраивают не так много людей - все автоматизировано, что можно.


16. Набережная реки вдоль завода, по-видимому, недавно облагороженная. Видна заводская водонапорная башня (1907), а рядом с ней через реку переброшен трубопровод, по которому раньше шел пар с заводской ТЭЦ.


17. Для обитателей офисов недавно построили зарядки для электромобилей. Финны не особо горят желанием пересаживаться на электромобили (в первую очередь из-за их дороговизны), но зарядки для них в последние годы таки начали более-менее широко распространяться.


18. ТЭЦ на другом берегу (1923), сейчас здание, по-видимому, не используется.


19. Дальше была территория лесопилки, от которой не осталось ничего - на ее месте построили гипермаркет «Призма». «Призма», да и «К-Ситимаркет» выглядят немного великоватыми для 17-тысячного города, с другой стороны, это единственные гипермаркеты внутри треугольника Хельсинки-Тампере-Турку и есть; наверняка в Форссу ездят за покупками с достаточно широкой территории.

Окончание следует

города, Тавастия, Финляндия

Previous post Next post
Up