Зимний отпуск в Польше 2022, день пятый, Варшава, музей "Villa la Fleur" - 2

Dec 31, 2022 11:00



Тамара де Лемпицка - одиозная фигура, вся ее биография (кое-где даже придуманная ею) - легенда, похожая на сюжет бульварного романа.

Родилась она в 1898 году (в Москве / Риге / Варшаве - в разных версиях) в семье польского адвоката еврейского происхождения, под именем Мария Гурвич-Гурская. В 17 лет в Санкт-Петербурге она познакомилась с видным польским юристом Тадеушом Лемпицким, они поженились, родилась дочь Кристина. Через два года, в 1917 году, Тадеуш был арестован ЧК. Никто не знает, как Тамаре удалось не только разыскать его в тюрьме, но и вытащить оттуда при помощи шведского консула и по фальшивым документам выехать с семьей в Европу.

Там ей пришлось зарабатывать на жизнь, потому что муж пропивал все вывезенные драгоценности, и она начала изучать живопись у лучших преподавателей, ее картины начали выставляться в лучших парижских салонах и продаваться. В 1925 году, на парижской Международной выставке родился стиль, названный ар-деко, и Тамара стала его ярчайшей представительницей. Она не просто пахала, как проклятая, не отходя от мольберта по десять часов в день, но и умело рекламировала свое искусство. Лемпицка создала себе имидж загадочной, томной и эпатажной светской львицы, прицепила аристократическую приставку "де" к своей фамилии, вращалась в светских кругах Парижа, интригуя и заводя себе любовников и любовниц.

В 1929 году она написала свое известнейшее полотно "Автопортрет в зеленом "Бугатти", где предстала холодной и высокомерной красавицей..

В конце 20х она развелась с мужем, и вскоре познакомилась с бароном Раулем Кюффнером, богатейшим коллекционером. Для начала он бросил свою любовницу (написание ее портрета и послужило поводом для знакомства с Тамарой), а вскоре, после смерти его жены, они вступили в "свободный брак", который продлился 30 счастливых лет. Несмотря на богатство, Тамара работала, как одержимая, заработав прозвище "баронесса с кистью",
Лемпицка писала в основном портреты, экспериментировала в стиле "мягкого кубизма", ар-деко, неоклассицизма. Во второй половине 30х ар-деко вышел из моды и интерес к ее картинам угас. Это совпало с экономическим спадом и популярностью фашизма. В Европе стало небезопасно, Тамара уговорила мужа продать все, что возможно, и они эмигрировали в Америку.

В Лос-Анжелесе Лемпицка с новой энергией принялась за рекламу: разослала в редакции газет свои фото с гламурных вечеринок, накупила шелковых платьев и устроила великолепный светский прием в доме, полном ее картин. У нее появилось множество заказов, она опять работала без устали, но вскоре мода и здесь поменялась, Лемпицка стала заниматься в основном оформлением интерьеров.

В 1961 году барон умер, а в 70х годах ар-деко вдруг снова стал популярен, Лемпицка устраивала персональные выставки, ее картины скупались за бешеные деньги. Она опять экспериментировала с новыми стилями, но не очень успешно.
В 1974г Тамара де Лемпицка переехала в Мексику, а в 1980 году умерла.

Ну а теперь - о выставке...

Оформлена она идеально, включает в себя и стенды с биографией, и экран с документальным фильмом, где Лемпицка собирается на светский раут, пишет картины и позирует фотографам, и ее личные вещи (драгоценности и гламурные аксессуары), и ее фото как модели, и конечно же, картины, разных временных периодов и стилей.













Галерея портретов


Слева: Тамара Лемпицка, "Русская танцовщица", 1925
Справа: Тамара Лемпицка, "Полька", 1933


Слева: Тамара Лемпицка, "Андрогинная фигура", 1955
Справа: Тамара Лемпицка, "Молодая девушка", 1954


Слева: Тамара Лемпицка, "Женская фигура", 1924
Справа: Шарль Квапил, "Женский портрет", 1924 (было несколько работ других художников в том же стиле ар-деко)


Слева: Тамара Лемпицка, "Автопортрет", 1924
Справа: Тамара Лемпицка, "Женщина в шляпе", 1972


Слева: Тамара Лемпицка, "Индус в тюрбане", 1939
Справа: Жан Дюнан, "Портрет Агнес"


Слева: Морис Менджицки, "Кики с Монпарнаса"
Справа: Тамара Лемпицка, "Женщина в щляпе", 1952


Тамара Лемпицка, "Молодая женщина в венке"


Слева: Тамара Лемпицка, "Портрет взрослой Кизетты", 1954 (Кизетта - домашнее прозвище дочери)
Справа: Тамара Лемпицка, "Портрет рыжеволосой девушки", 1944


Слева: Тамара Лемпицка, "Старик", 1928
Справа: Тамара Лемпицка, "Девушка с букетом анютиных глазок", 1945


Тамара Лемпицка, "Портрет мужчины в феске", 1934


Вера Роклин, "Спящая обнаженная"


Тамара Лемпицка, "Букет с чертополохом и открытой книгой", 1927


Тамара Лемпицка, "Жемчужина", 1949


Тамара Лемпицка, "Набросок с яблоками и лимонами", 1946


Тамара Лемпицка, "Натюрморт а яйцами", 1941


Слева: Тамара Лемпицка, "Лилии и желтые розы", 1949
Справа: Тамара Лемпицка, "Венеция под дождем", 1961


Ну, и самые известные картины...
Слева: Тамара Лемпицка, "Женщина в синем платье", 1933
Справа: Тамара Лемпицка, "Автопортрет в зеленом Бугатти", 1929


Ну вот, и когда мы, малость пришибленные таким количеством искусства, уже вышли из музея и прикидывали, успеем ли пообедать перед визитом в Королевский дворец Вилянув, где кассы закрываются в 15.00, выход нам загородил мужичок, курящий у ворот, и сказал на чистом польском языке:

image Click to view



"Вы не уходите, там есть еще галерея", - и показывает в другую от выхода сторону, вглубь сада.

Я подозрительно переспросила: "А что там есть, в другой галерее?"

"Ар-деко, пост-импрессионизм, Модильяни..."

"Модильяни?????", - взвилась я... В захолустном, почти не охраняемом музее?
Пришлось идти проверять, в состязании с Модильяни Вилянув, конечно же, безнадежно проиграл...

Ждите поста в следующем году, а пока - всех с наступающим, и пусть он будет мирным и здоровым!

Варшава, музеи, выставки, живопись, Польша, искусство, отпуск зима 2022, поездки

Previous post Next post
Up