Ной Гордон, «Шаман»
Вторая часть трилогии «Коулы». В принципе, с первой частью трилогии связи никакой нет, кроме того, что главные герои, сын и отец Коулы - потомки лекаря, ученика Авиценны. Великолепная, насыщенная проза.
Интересная структура романа: сын приезжает на похороны отца и читает его дневник, таким образом вовлекая нас в историю, повествующую о приехавшем в Америку в 19 веке без гроша в кармане молодом враче. Где-то ближе к финалу сюжет доходит до его смерти и дальше уже развивается с той точки, откуда началась книга.
Богатый язык, целые пласты истории Америки, индейцы без романтического флера и вестернов, а правдоподобно, жизнь деревенского врача...
Довольно большая часть посвящена Гражданской войне, очень подробно, и я читала книгу так, как когда-то «Войну и мир» - только мир. Поэтому немного проигрывает первой части трилогии. Но в общем - очень рекомендую.
Noah Gordon, “The winemaker” (“Винодел»)
Перевода на русский нет, читала в оригинале.
Ной Гордон чем-то неуловимо напоминает Артура Хейли, который, как говорят, внедрялся в некую среду, работал там, а потом выдавал полновесный роман, детально воссоздающий махину аэропорта или отеля, например.
В романах Гордона - совершенно разные темы, исторические периоды и места, но во все это он погружается с головой, не упуская ни одной детали, и увлекает за собой читателя.
Герой «Винодела» - Хосе, второй сын хозяина крошечного виноградника на севере Испании. Все жители этой деревушки выращивают виноград и оптом продают его на производство низкосортного уксуса. Вторые сыновья не получают в наследство ничего, потому что виноградники такие маленькие, что делить там нечего, и ищут любую возможность заработать. Поэтому целая группа ребят стала жертвами политической интриги, и Хосе был вынужден бежать из страны. Так он оказался в соседней Франции и стал учеником винодела совсем другого уровня, нежели его отец.
Книга необычайно живая, показывает испанскую деревушку и ее жителей, их тяжелый беспросветный труд и развлечения (хорошо, что я видела в Барселоне кастеллы, башни из людей, а то не поняла бы).
А еще, в книге очень интересное и подробное послесловие, в котором автор очень подробно рассказывает, в каких винодельнях он с сыном собирали материал для книги. Дегустируя, собирали )))
Найо Марш, «Старые девы в опасности»
Видела рекомендации сразу у нескольких френдов.
Очень слабенький и примитивный английский детектив. В чем-то (наверное, наивностью), действительно, напоминает Агату Кристи, но для детектива о 50х годах это выглядит совсем иначе.
Laura Morelli, «The night portrait» («Ночной портрет»)
Слушала аудиокнигой.
Захватывающе интересный роман, главный герой которого - картина Леонардо да Винчи «Дама с горностаем», та самая, которую теперь можно увидеть в музее Кракова.
Сюжет раздваивается, даже растраивается, на временные пласты, аукаясь поворотами сюжета и сплетая главы в венок.
Один пласт - история пятнадцатилетней Сесилии, которая стала любовницей Лодовико Сфорца, родила ему сына, но несмотря на свою красоту и многочисленные таланты, не заменила невесту, брак с которой должен был осуществиться по политическим мотивам. Чтобы увековечить красоту Сесилии, Лодовико заказывает ее портрет работы Леонардо.
Второй - 1939 год, Эдит Бекка, работающая в мюнхенской Альте Пинакотеке реставратором и историком, делает доклад о местонахождении шедевра Леонарда в польской резиденции князей Чарторыйских, невольно привлекая к нему внимание. Фашисты уже захватили Польшу и начали грабить ее замки и монастыри. Произведения искусства в огромнейших количествах свозятся в резиденцию генерала Франка для оценки, классификации и дальнейшего направления в «музей Рейха», а на самом деле - в личные коллекции партийных чинов. Эдит, против ее воли, поселяют в замке Франко для этой работы, а портрет да Винчи оседает в его кабинете.
И третий - весна 1945 года, рядовой американской армии Доминик Бонелли участвует в рейде команды «The Monuments Men», которая разыскивает награбленные нацистами произведения искусства.
Не знаю, насколько близко к реальным фактам, слишком уж прилизанной получилась сцена встречи американских солдат-освободителей в Мюнхене, но написано великолепным языком, каждая сцена воспринимается просто кинематографически.
Курт Воннегут, «Синяя борода»
Наконец-то дочитала, после настойчивых рекомендаций
pepppita. В прошлый раз, кстати, осилила где-то треть. Ну, читабельно, но не более, разве что о современном искусстве забавно.
Элизабет Страут, «Когда все возможно»
Живенько, но без той изюминки, которая была в Оливии Киттеридж.
Здесь нет какого-то центрального харизматичного персонажа, но все герои разных историй связаны между собой, и используется та же фишка - в одной истории человек упоминается вскользь, а в другой он уже глaвный персонаж. Но - ужасно мрачно, такое впечатление, что поголовно все семьи в этом городке хранят скелеты в шкафу, и не абы какие, а инцест и насилие. Даже такие, что со стороны выглядели нормальными. Так что как-то «занадто».
Барбара Кингсолвер, «Библия ядоносного дерева»
Фанатичный миссионер Натан Прайс привозит свое семейство (жену и четырех дочерей) из почти современной Америки (50-е годы) в дикое Конго, кишащее болезнями и опасностями, в нищету, отстутствие элементарных удобств, в голодное и беспросветное существование. Конголезцы совсем не хотят креститься, у них есть свои боги, вожди, шаманы, традиции, логичное, с их точки зрения, существование. Но Прайс, жестокий к себе и своему семейству, не замечает ничего, даже жалости со стороны местных жителей.
Глава написаны от лица женщин семейства Прайс, очень ярко, зримо и страшно.
Не понравилось, что после развязки, наступившей где-то на 2/3 книги, еще долго-долго досказывали, что случилось с каждым, на протяжении многих лет. Короче, не смогли закончить вовремя.