Чтиво

Mar 23, 2020 18:10





1. Борис Акунин, «Трезориум»
Четвертая книга из серии «Семейный альбом», слушала аудиокнигой в великолепном исполнении Клюквина.
Сначала я очень раздражалась разорванными сюжетными линиями, которые абсолютно чуждыми лоскутами (хотя и яркими, не спорю) обрисовывали разное время и разное окружение, но все это потом благополучно сложилось в цельную картину, так что «лоскутное одеяло» получилось занятное, и все линии свелись воедино. Потом раздражали философские главы, подрооообнейшим образом описывающие педагогическую методику воспитания уникальных и счастливых личностей с совсем раннего возраста. Главным образом бесило то, что все это философствование подсовывается автором читателю как-бы втихаря, в точности как заботливая мамаша маскирует заболевшему ребенку антибиотик чем-то сладким. Отдельно от сюжета такое никто читать бы не стал, кроме разве что специалистов. Но потом, когда уже прочла весь роман, и эти главы тоже улеглись на свое место, в отличие от исследований разных видов любви в прошлых книгах. По сюжету методика была экспериментально (и удачно) опробована фанатом педагогики, немцем, на детях-сиротах в Варшавском гетто. Для того, чтобы попасть в гетто, он использовал украденные документы еврея, а потом добровольно пошел на смерть вместе с детьми. Так что дополнительная смысловая нагрузка имеется: неважно, насколько глубоко ты чувствуешь, думаешь и планируешь, всегда может прийти кто-то, кто уничтожит все это одним движением.
Можно было бы, конечно, очень сильно сократить все эти главы «педагогической поэмы», но Акунин ведь уже все это глубоко обдумал, и ему надо было поделиться с миром («А умище-то куда девать, умище?!» (С)
Стиль, конечно, фирменный, акунинский, мастерский. 5 из 5

2. Ева Прюдом, «Завещание Тициана»
Венеция вымирает от чумы... Двое двадцатилетних друзей случайно присутствуют при последних минутах жизни умирающего от чумы Тициана, когда он признается, что был свидетелем ужасающего преступления. Друзья начинают расследование.
Все, дальше ничего сказать не могу, бросила в самом начале. Жуткая нудятина, написанная примитивным языком. 2 из 5

3. Трейси Шевалье, «Последний побег»
Все время, пока я читала эту книгу, меня не оставляло чувство дежавю, и лишь дочитав до конца, я поняла, что скорее всего действительно читала ее, и видимо, не очень давно, книга 2013 года, просто она какая-то блеклая и невыразительная, и моментально испаряется из памяти. Хотя не могу сказать, что роман написан плохо, совсем нет... Конец 19 века, главная героиня, молодая девушка-квакерша, эмигрировала из Англию в Америку. Там она чувствует себя чужой и никому не нужной (очень перекликается тема с прочитанным в прошлом месяце «Бруклином»).
Достоверно описан быт квакерских общин, просто жизнь маленьких американских городков, совсем недавно основанных, - Трейси Шевалье, как и в «Девушке с жемчужной сережкой», полностью погружает читателя в атмосферу, которую описывает детально и со знанием дела. Но как-то все мимо, затянуто и пусто. 4 из 5

4. Бен Элтон, «Светская дурь»
Слушала по рекомендации vincenatiв шикарном исполнении Сергея Чонишвили, и потом уже дочитывала глазами, когда стало понятно, что на работу в ближайшее время ездить не буду. Как и vincenati, вначале мне ужасно не понравилось, слишком много сюжетов из жизни наркоманов, проституток и звезд шоу-бизнеса, но я, будучи предупрежденной заранее, не бросила и слушала дальше. И действительно, потом все это сошлось в довольно увлекательный фон для основного сюжета: в английский парламент был подан законопроект полной легализации наркотиков всех видов, чтобы увести их потребителей от наркоторговцев. 4 из 5

5. Пол Макоули, «Ангел Паскуале. Страсти по да Винчи»
Флоренция времен Леонардо да Винчи, так называемого Великого Механика, все механизировано при помощи его гениальных изобретений, от печатных станков и фабрик и до экипажей на паровом ходу и проецирования картин на стены. Таинственные заговоры, противостояние Рафаэля и Микеланджело, убийства, отравления и погони, а расследование ведет журналист Никколо Макиавелли и молодой художник Паскуале. Меня от этой книги отвратило наглое перевирание биографий реальных, причем известных людей и искажение фактов. Леонардо, например, у них там изобрел фотографию, а Рафаэля, мало того, что сделали любовником Моны Лизы (и наверняка автором известного портрета, просто я дальше не дочитала), его еще и отравили во цвете лет. Я все понимаю: исторический детектив с выдуманным сюжетом. Но надо же и совесть иметь! Бросила на 20%. 3 из 5

6. Ирвин Ялом, «Когда Ницше плакал»
Это будет странная рецензия. С одной стороны, я понимаю, что такая книга заинтересует многих моих френдов-интеллектуалов. То есть, я понимаю, что книга хороша. А с другой, мне лично было довольно скучно, особенно во второй половине. Так что я честно обо всем расскажу, а оценку ставить не буду. Если кто-то уже читал, или прочтет, будет интересно сравнить впечатления.
Роман сталкивает известных личностей (Ницше, Фрейда, Брейера, Лу Саломе), которые в реальности не встречались, и основывает сюжет на их вымышленной встрече. В отличие от предыдущей книги, здесь все развивается в рамках действительно возможных предположений и событий, и очень элегантно увязывает с развитием философии и зачатками психоанализа на тот момент.
Брейер, известный венский терапевт и наставник Фрейда, под предлогом излечения Ницше от жесточайших приступов мигрени, а потом и придумав благопристойный предлог под видом собственной терапии (тогда еще без приставки «психо», но на самом деле именно ее), пытается избавить Ницше от отчаяния и одиночества. В романе есть и очень человеческие черты и поступки каждого из персонажей, и глубокие, интересные мысли и в психологии, и в философии, но мне лично не хватило какой-то динамики. Не доросла, видать.

7. Том Хэнкс, «Уникальный экземпляр. Истории о том о сём (сборник)»
Тома Хэнкса я обожаю, он великолепный актер, и вообще, насколько я знаю, очень многогранная и интересная личность. Бедняга, надеюсь, что он и его жена поскорее вылечатся от короновируса.
Так что увидев, что Хэнкс издал книгу, я, естественно, сразу занесла ее в списочек.
Нет, это не совсем бездарно, но очень сумбурно и простите, а где же там, как говорят на иврите, пуэнта? Единственное, что связывает эти отрывистые рассказы в сборник - мелькающие в каждом из них пишущие машинки, которые сам Том Хэнкс маниакально коллекционирует. Но даже это там «сбоку-припеку». Короче, думаю, лучше бы ему заниматься тем, в чем он действительно хорош. 3 из 5


книги, аудиокниги

Previous post Next post
Up